Выступление по теме
«Формирование экологической культуры младшего школьника»
Все мы пассажиры одного корабля
по имени «Земля», значит пересесть
из него просто некуда. Вот потому-то
все жители должны сообща спасать
свой общий дом…
Антуан де Сент-Экзюпери
Обязанность беречь природу, сохранять ее богатства стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. И успех в решении целей экологического образования во многом зависит именно от первого этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности человека.
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и неживой Природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет. Главной задачей экологического образования является формирование у младшего школьника экологического сознания, т.е. такого сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.
Очень важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию. Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удастся помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.
В этом году я выбрала для работы с классом тему «Формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде»
Перед собой я поставила следующую цель: формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач, я спланировала ряд мероприятий на весь учебный год:
№ |
Дата |
Наименование мероприятия |
Форма |
Привлеченные специалисты |
1 |
Сентябрь |
Экскурсия в природу «Признаки осени» Конкурс рисунков «Золотая осень» |
Конкурс рисунков |
|
2 |
Октябрь |
Экологическая игра «Вот и осень пришла!» |
Экологическая игра |
|
3 |
Ноябрь |
Конкурс рисунков «Я и мир вокруг меня» |
Конкурс рисунков |
|
4 |
Декабрь |
Экскурсия в природу Акция «Зимующие птицы» |
Экскурсия |
|
5 |
Январь |
Игра-викторина «Сохраним нашу планету голубой и зеленой» |
Игра-викторина |
|
6 |
Февраль |
Беседа «Путь тетрадей и карандашей» |
Беседа |
|
7 |
Март |
Фотообвинение (фотовыставка «Не проходите мимо!») |
Фотовыставка |
|
8 |
Апрель |
Экскурсия в природу «Весна – утро года» Выпуск экологической газеты «День птиц» |
Экскурсия |
|
9 |
Май |
Классный конкурс-проект «Моё зелёное чудо» |
Конкурс-проект |
|
Сезонные экскурсии в природу помогают научить ребят видеть и чувствовать красоту окружающей среды. Во время экскурсии учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Часто после таких экскурсий в классе организуются конкурс рисунков или фотовыставка.
Большое место в формировании экологической культуры занимают игры и викторины. Игра является средством формирования положительного отношения младших школьников к природе Экологические игры и викторины помогают в игровой форме закрепить знания об окружающем мире, повторить правила поведения в природе. Ребята с удовольствием участвуют в играх, задают вопросы друг другу и учителю, ищут интересные факты в энциклопедиях и интернете.
Игра-викторина «Сохраним нашу планету голубой и зеленой» была посвящена экологическим проблемам Земли и правилам поведения в природе. Во время беседы Беседа «Путь тетрадей и карандашей» ребята узнали, какое количество деревьев используется для изготовления тетрадей и книг, повторили правила пользования учебниками. В течение марта ребята работают над проектом Фотообвинение «Не проходите мимо!» Дети делают фотографии о несанкционированных свалках, о мусоре в лесу и на окраинах села, о выпиливании деревьев в лесу, о сломанных ветках и кустарниках на школьном дворе. После весенних каникул фотоотчет будет представлен на классном часе одноклассникам.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с классом, помогает мне расширять кругозор и развивать интересы учащихся, воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, своей страны, нашей планеты и формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем.
Заключение.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе – они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Выступление подготовила Косинова Т.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.