Формирование экологической культуры младшего школьника
Оценка 5

Формирование экологической культуры младшего школьника

Оценка 5
docx
22.10.2020
Формирование экологической культуры младшего школьника
выступление по теме ВР.docx

 

Выступление по теме

«Формирование экологической культуры младшего школьника»

 

 Все мы пассажиры одного корабля

 по имени «Земля», значит пересесть

 из него просто некуда. Вот потому-то

 все жители должны сообща спасать

 свой общий дом…

                      Антуан де Сент-Экзюпери

 

   Обязанность беречь природу, сохранять ее богатства стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. И успех в решении целей экологического образования во многом зависит именно от первого этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности человека.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

           Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и неживой Природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет. Главной задачей экологического образования является формирование у младшего школьника экологического сознания, т.е. такого сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.

      Очень важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию.       Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

    Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удастся помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.

     В этом году я выбрала для работы с классом тему  «Формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде»

Перед собой я поставила следующую цель: формирование основ экологической культуры: принятие ценности при­родного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • формировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Для решения поставленных задач, я спланировала ряд мероприятий на весь учебный год:

Дата

Наименование мероприятия

Форма

Привлеченные специалисты

1

Сентябрь

Экскурсия в природу «Признаки осени»

Конкурс рисунков «Золотая осень»

Конкурс рисунков

 

2

Октябрь

Экологическая игра «Вот и осень пришла!»

Экологическая игра

 

3

Ноябрь

Конкурс рисунков «Я и мир вокруг меня»

Конкурс рисунков

 

4

Декабрь

Экскурсия в природу

               Акция «Зимующие птицы»

Экскурсия

 

5

Январь

Игра-викторина «Сохраним нашу планету голубой и зеленой»

Игра-викторина

 

6

Февраль

Беседа «Путь тетрадей и карандашей»

Беседа

 

7

Март

Фотообвинение

(фотовыставка «Не проходите мимо!»)

Фотовыставка

 

8

Апрель

Экскурсия в природу «Весна – утро года»

Выпуск экологической газеты

«День птиц»

Экскурсия

 

9

Май

Классный конкурс-проект  «Моё зелёное чудо»

Конкурс-проект  

 

 

Сезонные экскурсии в природу помогают научить ребят видеть и чувствовать красоту окружающей среды.  Во время экскурсии учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Часто после таких экскурсий в классе организуются конкурс рисунков или фотовыставка.

Большое место в формировании экологической культуры занимают игры и викторины. Игра является средством формирования положительного отношения младших школьников к природе Экологические игры и викторины помогают в игровой форме закрепить знания об окружающем мире, повторить правила поведения в природе. Ребята с удовольствием участвуют в играх, задают вопросы друг другу и учителю, ищут интересные факты в энциклопедиях и интернете.

Игра-викторина  «Сохраним нашу планету голубой и зеленой» была посвящена экологическим проблемам Земли и правилам поведения в природе.  Во время беседы Беседа «Путь тетрадей и карандашей» ребята узнали, какое количество деревьев используется для изготовления тетрадей и книг, повторили правила пользования учебниками. В течение марта ребята работают над проектом Фотообвинение «Не проходите мимо!» Дети делают фотографии о несанкционированных свалках, о мусоре в лесу и на окраинах села, о выпиливании деревьев в лесу, о сломанных ветках и кустарниках на школьном дворе. После весенних каникул фотоотчет будет представлен на классном часе одноклассникам. 

Таким образом, использование разнообразных форм работы с классом, помогает мне расширять кругозор и развивать интересы учащихся,  воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, своей страны, нашей планеты и формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем.

      Заключение.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе – они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать  надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 

 

 

 

                         Выступление подготовила     Косинова Т.Н.


Выступление по теме «Формирование экологической культуры младшего школьника»

Выступление по теме «Формирование экологической культуры младшего школьника»

Для решения поставленных задач, я спланировала ряд мероприятий на весь учебный год: №

Для решения поставленных задач, я спланировала ряд мероприятий на весь учебный год: №

Ребята с удовольствием участвуют в играх, задают вопросы друг другу и учителю, ищут интересные факты в энциклопедиях и интернете

Ребята с удовольствием участвуют в играх, задают вопросы друг другу и учителю, ищут интересные факты в энциклопедиях и интернете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020