Выступление по теме самообразования
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в начальной школе.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, оно продолжает ухудшаться.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
На чём сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности образовательных учреждений по сохранению здоровья учащихся?
Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
Как сформировать у детей представление о том, что здоровье – это одна из высших ценностей?
Одна из целей моей педагогической деятельности – научить ребенка быть здоровым душой телом, творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
Основные задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта, развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом;
5. Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанными с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
6. Развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
Проблема обеспечения условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработки психопрофилактических, коррекционных программ и методов работы педагогов и детских практических психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей сегодня остро стоит перед образованием. Какие бы методы сохранения укрепления здоровья обучающихся ни использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки совершенствования своего физического и психического состояния.
Интерес к формированию ценностного отношения к здоровью стремительно растет. Это один из центральных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа сводится к следующему. Как же добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. Работа по формированию ценностного отношения к здоровью должна начинаться с раннего возраста. Высоко оценивая роль учителя в процессе формирования культуры здоровья школьника, его сохранения и укрепления, известный советский гигиенист профессор С.М. Громбах отмечал: «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». И здесь особенно важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.
Деятельность педагога в этом направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, реальным состоянием его здоровья, его психологическим и социальным здоровьем. Если деятельность педагога-воспитателя, направлена на развитие у обучающегося ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то таким будет и деятельность воспитанников.
Прежде всего, сам школьник должен осознать, что здоровый образ жизни является престижным, а во-вторых, он должен знать, что человечество уже накопило определенный
опыт по сохранению и укреплению здоровья, к которому всегда можно обратиться в случае необходимости.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Повышенная двигательная активность - биологическая активность ребенка, она совершенно необходима для его нормального роста и развития. С другой стороны, умственная работа, связанная с вынужденным сохранением положения тела, оказывается для детей значительной нагрузкой. Школа снижает двигательную активность ребенка почти наполовину, зато нагрузку, связанную с сохранением статической рабочей позы, резко увеличивает. Именно в связи с этой нагрузкой устают дети. Приняв во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей, а также гигиенические требования к учебному процессу, педагоги могут облегчить ребенку переход к новой деятельности, помочь ему успешно учиться без всякого ущерба для здоровья. Решаются эти задачи посредством систематической работы, обеспечивающей благоприятный режим развития ребёнка за счет:
Ø рационального нормирования учебной нагрузки (грамотно с медико-психолого-педагогической точки зрения построенное расписание занятий);
Ø организация психофизиологических пауз и физкультминуток во время уроков (четко выстроенное и логично вплетающиеся в структуру урока упражнения релаксационного характера);
Ø проведения динамических перемен (организация подвижных игр развивающего характера);
Ø усовершенствования уроков физического воспитания и их интеграция с другими образовательными областями;
Ø организация полноценного горячего питания школьников;
Ø организация работы спортивных секций;
Ø организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований на свежем воздухе, походов и экскурсий.
Это позволит учителю рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность младших школьников на протяжении всего учебного дня.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного, систематического воздействия педагога на обучающихся.
В заключении своего выступления приведу слова Жана-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Основные направления работы по спортивно-оздоровительному направлению:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
Результатом практической деятельности по спортивно-оздоровительному направлению можно считать следующее:
Ø высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
Ø ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
Ø повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района;
Ø элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья;
Ø человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
Ø знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.