Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
г.п.Тучково
Урок
русского языка в 3-б классе
по теме:
«Изменение имён прилагательных по родам»
Составитель:
Доровская Валентина Васильевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тучково- 2019г.
Тема урока:
Изменение имён прилагательных по родам
Цель:
изучение правил определения рода имён прилагательных.
Задачи:
1.
Формировать умение распознавать прилагательные в речи; определять род, число.
2.Развивать мышление, память ,внимание.
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту природы; бережно
относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к
рефлексии, учебник для 3класса, презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, познание мира
Методы :наглядный, словесный ,частично- поисковый
Формы работы:в парах, в группах, индивидуально.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Солнышко светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик
заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил,
аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1).
Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа .
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти у края?
-Спина прямая!
2. Актуализация знаний.
- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём. Слайд2
- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь,
дроз….
- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).
- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)
- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?
- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).
а) Минутка чистописания. . Именно эти буквы мы и повторим сегодня на
чистописании (Слайды 3 - образец).
Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы
красиво писать, нужно правильно сидеть!
- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.
- Поднимите руку у кого такая буква есть.
б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются
с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное,
благородный, бережливый, благополучный).(слайд). Молодцы! Посмотрите на
экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.
-Что мы можем сказать об этих словах? (опорная схема)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Изменение имён прилага-тельных по
родам (слайд)4
- Вы правы. Тема нашего урока: Изменение имён прилагательных по родам».
3. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите
внимательно на экран, сравните эти два текста. . Слайд5
- Прочитает (…)
Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти
сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.
Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный
период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти,
дать им возможность дождаться тёплой весны.
- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более
красивый текст).
- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обо-значают?
На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)
- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)
Вывод.
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают
точное описание предмета.
Словарная работа Слайд6
-отгадайте слова.
-Непоседа пёстрая ,птица длиннохвостая, птица говорливая, самая
болтливая.(сорока),
-Маленький мальчишка в сером армячишке по двору гуляет крошки собирает (
воробей),
-Оно живое, зеленое, красивое,полезное и птицам очень нужное.
Сорока ,воробей ,растение
- Какие это слова? (словарные) .
- Запишим. .Подберите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные
(1ученик записывает у доски все пишут в тетрадях) выделите окончания --Почему
разные окончания?
Вывод: род имени прилагательного зависит от рода имена существительного с
которым оно согласовано. Проверим наши предположения. откройте учебники на
странице 147 прочтите правило
- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть
4. Физкультминутка. Слайд7
Руки подняли и помахали -
Это деревья зимой.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает снежок.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движение по тексту)
5. Закрепление изученного материала.
1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и
вспомним ещё об одной красивой птице.
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и
записать красиво (Слайд 8).
К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.
- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложе-ния? Дай
характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими
частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные
в тетрадях).
- Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?)
красногрудые) Каким членом предложения является?
- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией.
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?
- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с
первым снегом. Есть такая народная примета.
- Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас?
(холодно, голодно, меньше корма)
- А что лично мы с вами сделали для птиц. На уроке технологии мы сделали
кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз, к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.Слайд9
- Следующее задание Тест-соответствие подбери к существительному соответствующее
ему по смыслу имя прилагательное. Соедини стрелкой, подчеркни волнистой
линией прилагательное. ( в парах)
Дятел чёрный
ворон красноголовый
сова пёстрый
зяблик сонная
Проверка
-Найдите и вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их. (в
группах)
Синица.
В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….
Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.
-Проверка.
- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили
тему урока. Проведем мини-тест.
Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
- Перед вами лежат листы. Прочитайте задание, найдите правильный ответ и
отметьте его галочкой.
- Внимание на экран!
Ключ 1.б 2.в 3.б 4.а Слайд 10
12. Итог урока.
- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она
обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в
нашей речи?
Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно
хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки и за тесты.
12. Домашнее задание.. Слайд11
стр.146 упр.329
-Прочитайте задание. Как вы его поняли? Списать, вставить пропущенные буквы,
определить число и род имён прилагательных, обозначь окончание.
13. Рефлексия. - Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и
покажите своё настроение, а я покажу вам своё (слайд моё на-строение).
- Я рада, что наши настроения совпадают.
- Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.
|