Урок ОРКСЭ в 4-б классе по теме: « Добродетели и страсти. Какой я?»
Оценка 5

Урок ОРКСЭ в 4-б классе по теме: « Добродетели и страсти. Какой я?»

Оценка 5
docx
22.10.2020
Урок ОРКСЭ  в 4-б классе                                                     по  теме:                        « Добродетели и страсти. Какой я?»
Урок ОРКСЭ Добродетели и страсти Какой я.docx

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                      г.п.Тучково                                                                

                                                                     

 

 

 

 

 

 

                              Урок ОРКСЭ  в 4-б классе

                                                   по  теме:

                      « Добродетели и страсти. Какой я?» 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составитель:

                                                                     Доровская Валентина Васильевна                                        

                                                                                учитель начальных классов

                                                              высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Тучково- 2019г.

 

              

 

 

 

 

 

                               Тема урока: «Добродетели и страсти.

                                                                  Какой я? »                                                                

 

Цель: на примере притч, литературного произведения сформировать у учащихся представление о добродетелях и страстях и научить различать их.
Задачи:

- в рамках раскрытия содержательной линии «Нравственная культура Православия» дать знания о христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах, восстанавливая образ и подобие Божие в человеке;

- знакомство детей с основными понятиями христианской этики;

- нравственный эталон поведения христианина: «Уклонись от зла и сотвори добро»;

- развитие умений самоанализа нравственного поведения: на основе полученных нравственных эталонов – сопоставление своих нравственных качеств с качествами положительных лиц; подведение к самостоятельному выводу, какие качества разрушительны для души человека.

                             Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

•Нравственные эталоны поведения христианина.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

•Принимать и сохранять учебную задачу;

•Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•Выполнять  учебные  действия  в  материализованной,  громкоречевой  и умственной форме.

Получит возможность научиться:

•В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

•Ориентироваться в знаниях о христианских добродетелях.

•анализировать  нравственное  поведение:  на  основе  полученных нравственных эталонов.

•Освоит  лексику,  необходимую  для  освоения  понятий  христианской культуры.

•Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы.

•Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

•Анализировать,сопоставлять свои нравственные качества с качествами положительных лиц; и противопоставлять им качества разрушительные для души человека.

•Осознанно  и  произвольно    строить  речевые  высказывания  в  устной  и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Научится:

•Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

•Строить  понятные    высказывания,  учитывающие,  что  партнѐр  знает  и видит, а что нет.

•Задавать вопросы.

•Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

•Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию, как ориентир для построения действий. 

Тип урока:

 комбинированный                                                                       
Формы учебной поисковой деятельности
: индивидуально - фронтальная деятельность, групповая и коллективная деятельность под наблюдением учителя и самостоятельно.
Методы и приемы обучения: проблемный метод, практические методы, беседа, исследовательский метод, индивидуальные домашние задания.
Дидактическое сопровождение урока:
 

- учебник  Л.Л.  Шевченко.  Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России.  Основы  православной  культуры.  4  класс.  М.: Центр  поддержки  культурно-исторических  традиций  Отечества,  2014;

- учебная  тетрадь, мяч,

- таблицы  с  опорными  словами,

- карточки  для  работы  в группах,

- компьютер, мультимедийный проектор,

-2  презентации к уроку.

 Основные понятия: Притчи. Добродетели. Вера, Надежда. Любовь. Страсти. Стыд.

                                            Ход урока:

I. Организационный этап:

- Проверьте свою готовность к уроку.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
- Рада приветствовать вас на уроке основ православной культуры.                                          

 Рефлексия.

- Вспомните родных и близких, пожелайте им добра, а друг другу подарите улыбки. Выполняют задание коллективно.

 На данном этапе учащиеся настраиваются на доброжелательную атмосферу на уроке.
II. Повторение ранее изученного, актуализация знаний:                                  

- Чтобы жить в мире с людьми, научиться любить, следует жить по правилам, искать свой путь к спасению.  

 - Мы продолжаем с вами изучать главу «Христианское учение о спасении».           

 - Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.
 - Перед вами термины и их определения. Соедините стрелками  термины и определения.                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                   Карточка 1                                                                                                                                                                                                                                              

Философия

Любовь к мудрости 

Этика

Философское исследование морали и нравственности.  Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество

 

Мораль

Общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения....

Добро

Положительное нравственное качество человека

Зло

недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни

Культура

1.Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.


 - Сверим свою работу с работой группы у доски.                                               

     Сверяют, комментируют, исправляют ошибки
III. Проверка домашнего задания:                                                                              

- Какие понятия рассматривали на последних уроках?
- Как менялись представления человечества о добре и зле с течением времени?
- Расскажите в группах о найденных фактах, выберите лучший рассказ, представьте классу.

IV. Мотивирующий этап.

Проблемный вопрос:

- Как называются хорошие и плохие поступки?

 Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный,

щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный

- Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?

(разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества)

 V.Сообщение темы  урока:                                                                             

-Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано?

 Дети по буквам отгадывают слово добродетель.

-А можете ли вы объяснить значение этого слова?

 Формирование новых знаний и способов деятельности

-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добродетель.

 1. Что такое добродетель?                                                                                                                                         

- Найдите в словаре объяснение слова добродетель. (с 145).

О добродетели наши дети приготовили сообщения.

 1-йученик: Платон определил 4 основных добродетели для человека, а философы средневековья добавили ещё 3. Итого, по мнению философов существует 7 основных добродетелей.                                            

- Попробуйте их определить. Что для вас является самым главным?
-Откуда мы с вами можем получить информацию об интересующем нас вопросе? Давайте спросим у наших ребят, которые подготовили материал.

2-й ученик:  Древнеримский мыслитель Цицерон говорил так:

 « Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь».

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель»

3-й ученик  «Любовь к родителям – основа всех добродетелей - Франсуа Фенелон

  «Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон.

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

- Что такое добродетельный человек?  Ответы детей.

- Какое ещё понятие вам встретилось?( страсть)
  -Что такое страсть?                                                                               

–А у вас, ребята, есть добродетели и страсти?

-Как вы понимаете?

-Согласны с утверждением, что добродетель и страсть – это антонимы?

- Можем ли мы бороться со страстями ?

- Как это сделать?

2).Творческая работа. Дополните строчки.     

 Побеждай  гнев  – мягкостью,

Зло – ____________________,

Жадность – _______________,

Ложь – ___________________.

- Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему?

3). Давайте поиграем в игру «Добродетели и страсти».                

- Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите страсть – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.

4). Подведем небольшой итог наших размышлений и сделаем вывод:

Добродетель – это ….. ( доброе дело, положительное качество человека) 
Добродетельный человек – это …….. (…..)
А у вас, ребята, есть добродетели и страсти? 
-Как вы понимаете? 
 5). Знакомство  с притчей о Сеятеле                                               

 Проблемный вопрос: Почему Христос учил людей притчами?

- А где живут в человеке добрые и злые качества души? (в сердце человека)

- Именно о человеческих сердцах и рассказал притчу Спаситель.

   Она называется «Притча о сеятеле».

6).Исследовательская работа: (о состоянии человеческих сердец по притче о сеятеле).

 -А  как вы считаете, какая почва у ваших сердец?

- Что, по-вашему, означают эти слова:

Сеятель - …,   зерна - …,  почва - … .

Дети отвечают на вопросы.

- Верно, Сеятель – это Иисус Христос, зерна – слово Божье, почва – сердце человеческое, которым каждый воспринимает слово Божье.

 Учащиеся записывают главные понятия в словари и отвечают на вопросы. 
 - А что же такое притча?                                                              

 (Притча – это простой  рассказ, объясняющий, как следует жить, чтобы наследовать Царствие Небесное) 

7). Самостоятельное чтение притчи в учебнике на с. 35-36.   

Анализ притчи о Сеятеле.  

 - О чем эта притча? ( о сеятеле, который сеял)

- Что произошло с посеянными зернами?

-  Все ли они взошли?

-  Почему не все ?

Вывод:  Семя – это слово Божие, а упавшие при пути –это слушающие, но они не внимательны и лишь люди, которые услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце приносят плод в терпении.

 - Верно, Христос, как сеятель, сеет повсюду слово Божье, которое изложено в Евангелие, а люди сердцем, по-разному, принимают его.

Из добрых семян в сердцах людей вырастают добродетели – добрые качества души, а из злых – страсти, т.е. стремление к злым делам.

- Как вы думаете, почему смысл в притче зашифрован?                

- Верно, чтобы его разгадать, нужно внимательно и медленно читать притчу.

- Автор думает об одном, но почему-то прячет свои мысли совершенно в других словах.         

- Зачем он так делает?(1.чтобы сделать слово Свое более выразительным, 2. чтобы слушателя оставить свободным,»Кто имеет уши слышать, да слышит»  

- Что изображено на иллюстрации на с. 35?

  8). Основные понятия. Работа со словарем.
- Прочитайте главные слова: притчи, добродетели, благодать,  вера, надежда, любовь, страсти.
- Найдите и назовите главное качество человека?

- Что такое любовь?
- Вспомним царя и пророка Соломона, построившего первый храм, посвященный Богу в Иерусалиме. Он, желая отыскать Бога, пытался найти любовь и взывал к ней: «Возвести, о Ты, величайшая из добродетелей». Люди искали любовь, спасение. У птиц и ангелов есть крылья, которые помогают им взлетать на высоту. 
- Что обычно необходимо человеку, чтобы подняться на некоторую высоту?

- Для чего мы изучили притчу?

(чтобы учится не только слышать, но и слушать).

9). Просмотр мультфильма «Притча о Сеятеле»                 
Беседа после просмотра
. Ответы учащихся
Почва – человеческое сердце.
Дорога - сердце человека, который совершенно не принимает учения Божьего. 
Каменистая почва - сердце человека, который хотя и принимает учение Божье, но, когда появляются трудности, оставляет его.
Сорная трава - сердце человека, который знает учение Божье, но заботы житейские мешают.
Добрая почва - сердце человека, который принимает слово Божье и приносит добрые плоды.

 VI.Физкультминутка:                                                                 

- А теперь немного поиграем. Ловим мяч и называем добрые дела. Забота и помощь ближним, говорить добрые слова, чтение книг, послушание, помощь родителям.

10). Рассказ учителя о лестнице святого Иоанна, ведущей к небу.

        В 7 веке в Египте жил святой, по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о необыкновенной лестнице, по которой человек может подниматься к миру Небесному.  Лестница состоит из 30 ступенек – добрых качеств человека. Для того, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенную добродетель и проявить ее в добром поведении. Основание ее положено на земле, а верх ее уходит в самое небо.

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 37.

- Почему некоторые изображенные на ней  люди падают с лестницы?

- Кто изображен со светлыми крыльями, кто с темными?

- Кто или что мешает им подниматься по лестнице?

- Почему больше людей падает с верхних ступенек лестницы?

- Кто встречает людей на вершине лестницы?
11). Творческая работа. Нарисуем лестницу и поговорим о добродетелях.

        На данном этапе урока учащиеся дают определение добродетелям, называют качества человека, узнают о лестнице святого Иоанна, творчески изображают, участвуют в беседе во фронтальном режиме, аргументируют свою точку зрения
- На первой ступеньке такое прекрасное и совершенно необходимое качество? (
cмирение).

 Вот как объясняет его московский священник Артемий: «Вглядитесь только в прозрачные воды тихой неторопливой речушки. Попробуйте в воду, бросит камень – что будет? Раздастся всплеск, камень исчез, а по воде пошли круги – один, второй, третий. Минута – и все пропало. Река, как была спокойной, такой и осталась, а камня уже и не сыскать». 
- О каком качестве идет речь? 
- Когда мы проявляем это качество?
- Какие качества мы еще напишем на ступеньках?
- На высшей ступеньки находится какое качество?
- Так, что означает слово «добродетель?»
- А где живут в человеке добродетели и страсти?
- Каких качеств должно быть больше?

  Учащиеся  рисуют в тетрадях.                                                      

12). Работа по учебнику в парах.  Каждой паре дается определенная карточка.
Чтение  текста  на  с.36 

«О  добродетелях  и  страстях  души  человеческой» самостоятельно.

Один  ученик  читает,  что  такое  СТРАСТЬ,  ГРЕХ,  ДОБРОДЕТЕЛЬ, СТЫД, а остальные ученики находят зрительные зоны с этими понятиями

 (Определения страсти ...греха...добродетели...стыда).

-Какие страсти души вы знаете?

(обжорство, предательство, жадность, гнев, гордость (хвастовство), лень, ложь).

-Как их можно побороть?(призвать добродетели)

–Какие добродетели вы знаете?

 (щедрость,кротость, смирение, любовь).

-А как же называется СТРАЖ, охраняющий красоту души человека? (стыд).

VII.Закрепление изученного материала:

1. Рассказ учителя.
В словах твоих, в твоих деяньях
Святилось имя Божества,
Над царством тьмы ты в назиданьях
Давал надежду торжества.
- Святые создавали и литературные произведения.

- Это поэма святителя Иоасафа Белгородского

«Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными».

         Написана она в 1737 году и является праздничным подарком для всех христиан. Войска добродетелей против сил страстей. Святитель желает христианам потрудиться и одержать победу над своими грехами, то есть страстями.
2. Обсуждаем и размышляем. Применение  теоретических  положений  в  условиях  выполнения упражнений и решения УЗ.

3.Презентация о святителе Иоасафе Белгородском.

Существует такое мнение в народе, что святые –яркие представители нации, прославляемые за особые заслуги перед Церковью, перед обществом, их подвижническая  деятельность -образец  для  подражания. В  этом  списке значится  и  святитель  Иоасаф  Белгородский, который  «с  юных  дней стремился к Богу, всегда храня себя от зла, имел в душе одну тревогу –творить лишь добрые дела».Святитель –это святой человек. Иоасаф именуется Белгородским святителем по названию Белгородской епархии, у истоков образования которой он стоял. Иоакиму Андреевичу, уроженцу украинской семьи Горленко, суждено было  впоследствии,  уже  с  монашеским  именем  Иоасаф, стать  одним  из почитаемых      столпов русского православия. Его святые мощи уцелели чудесным образом в Казанском соборе г. Санкт-Петербурге,  где  их  заботливая  рука,  спрятав  от  сторонних глаз  в  самых дальних  запасниках,  тем  самым  спасла  от  уничтожения.

После  нового обретения святых мощей преподобного Иоасафа, с 17 сентября 1991 г., они находятся  в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода. Сюда притекают  тысячи  православных —не только  земель  Белгородских, Харьковских и Курских, но со всех православных пределов.(Портрет)

4. Слушание поэмы.

-В 1737 году Святитель Иоасаф Белгородский написал поэму

«Сражение семи добродетелей с семью грехами».Послушайте.

 Чтение поэмы наизусть 6 подготовленными учениками:

Беседа о прочитанном.

-С какими грехами вступил в бой человек?

-Какие добродетели помогали ему в этой борьбе?

-Если поле битвы –сердце (душа) человека, то почему это сражение следует назвать

главным сражением за человека?

-Прекращается ли когда-нибудьтакое сражение?

-Так о чем же говорится в поэме?

Вывод:

В поэме говорится о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами своей души. И о том, какие добрые качества души человека помогают ему в этой нелегкой борьбе.

-Переходим к 4 пункту плана.

5.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний.

Работа в  группах     Учебник с.38 № 4.

-Победить  злых  врагов  человека –СТРАСТИ  могут  добрые  воины –ДОБРОДЕТЕЛИ.

Подберите  добродетели,  противоположные  страстям. Запишите их в тетрадь.

5 групп работают в тетради, а 6-я группа работает с ноутбуком и на слайде выполняет задание.

6.Взаимопроверка.

-Проверьте правильность работы сравнив ответы на слайде.

VIII. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

1.Учитель читает стихотворение «Какой я?»

(проблемная ситуация)

Мальчик решил подумать над важным вопросом о том, что такое добро (добрый, хороший поступок) и что такое зло (Злой, плохой поступок). Он вспоминает  события  своего  дня,  но  почему-то  неспокойно  на  душе.

Возникает проблемный вопрос: Какой Я?

-Почему мальчику не везет? В чем причина? Кто виноват?

-Какие страсти его одолели? Как их исправить?

-А вы можете сказать: А какие вы? (ответы учеников)

-А что или кто подсказывает вам в этом?

IX. Итог урока:

-Ребята, что важное вы для себя взяли из урока?

-Вы сами думали над собой «Какой Я?» (да или нет).

-Если нет, то после сегодняшнего урока, задумайтесь над этим

X. Домашнее задание: Задание по выбору. Выберите качества, которые могут украсить душу человека, опираясь на задание учебника на с.39 и запишите их в тетрадь или выучите стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

XI. Рефлексия.

-Вспомните какую цель мы ставили в начале урока.

-Как вы считаете мы достигли ее.

-Какие шаги мы делали для достижения цели.

На доске прикреплено древо добродетелей и страстей.

-У вас на столе лежат листочки

–зеленый и серый, напишите на сером листочке грех или ту страсть, которая иногда закрадывается в вашу душу, а на зеленом –добродетель, при помощи которой вы боретесь со своими страстями (  ученики  записывают  на  листочках  страсть-добродетель  и прикрепляют его на древо).

 

                                                

                                        Методическая литература:

1. Учебник  Л.Л.  Шевченко.  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России» .   

    М.: Центр  поддержки  культурно-исторических  традиций  Отечества,  2014;

 2. Учебник  Л.Л. Шевченко «Основы  православной  культуры».  4  класс.  М.: Центр  поддержки  культурно-исторических  традиций  Отечества,  2014;

3. Методическое пособие для учителя «Основы православной культуры»  М.: Центр  поддержки  культурно-исторических  традиций  Отечества,  2014;

4. Методическое пособие для учителя 1класс «Православная культура» М.: Центр  поддержки  культурно-исторических  традиций  Отечества,  2014;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» г

Тема урока: «Добродетели и страсти

Тема урока: «Добродетели и страсти

Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию, как ориентир для построения действий

Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию, как ориентир для построения действий

Зло недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной…

Зло недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной…

Жадность – _______________,

Жадность – _______________,

Найдите и назовите главное качество человека? -

Найдите и назовите главное качество человека? -

О добродетелях и страстях души человеческой» самостоятельно

О добродетелях и страстях души человеческой» самостоятельно

В поэме говорится о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами своей души

В поэме говорится о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами своей души

Урок ОРКСЭ в 4-б классе по теме: « Добродетели и страсти. Какой я?»

Урок ОРКСЭ  в 4-б классе                                                     по  теме:                        « Добродетели и страсти. Какой я?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020