Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 15.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

статья
Иконка файла материала статья.doc

                            

 

 

 

 

 

 

 

Формирования экологической культуры

на уроках русской и родной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение.……………………………………………………………….2-3 стр.

        Раздел 1.Экологическое воспитание на уроках русской

        и родной      литературы. ……………………………………………4-5  стр.

         Раздел 2. «Литературная Экология» - взаимоотношения человека

         и природы в произведениях писателей и поэтов родного края…….5-6 стр.

         Раздел 3. «Литературная Экология» - взаимоотношения     человека

         и природы в произведениях писателей и поэтов родного края……7-9 стр.

         Заключение.………………………………………………….…… ….9 -10стр.

Список литературы………………………………………………..……10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек и природа   соединены  прочными узами. Природа – это  защитница, всегда дающая кров и саму жизнь. Она является единственным источником нашего существования. Роль человека в природе крайне велика. Как существо разумное, он несет ответственность за все хорошее и плохое, происходящее в нашем мире. Взаимодействие человека и природы должно быть гармонично. Бережное отношение человека к природе воспитывается с раннего детства: ребенок перенимает пример поведения родителей, учится у старших товарищей, читает книги. Современные люди не умеют ценить природу. Лишь только используют ее в своих корыстных целях, удовлетворяя разнообразные потребности. Возникает необходимость обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные авторами в содержании общечеловеческих ценностей.

Актуальность  моей работы заключается в том, что проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и писателей.

Цель работы – изучить взаимоотношения человека с природой в произведениях поэтов родного края, провести поиск элементов экологического воспитания в поэтических и прозаических произведениях,  предназначенных для читателей разных возрастов.

В ходе работы выполнены  задачи:

- рассмотрено понятие «литературная экология»;

- изучены с тексты произведений писателей Нижнего Прикамья, в которых раскрываются взаимоотношения человека и природы;

- сделать обобщения и выводы.

Гипотеза – в произведениях поэтов и писателей Нижнего Прикамья  авторы затрагивают проблемы, связанные с охраной природы. В поэзии тесно сплетены человек и природа.

Объектом исследования является произведения челнинских  авторов: Михаила Гоголева, Светланы Поповой, Николая Алешкова

Предмет исследования – экологические вопросы и пейзажные образы  в текстах произведений писателей и поэтов родного края.

Методы исследования: литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что в ней доказано: природа – это не только великое чудо, но и великое благо для людей, она требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном отношении и охране.

Практическая значимость исследования состоит в систематизации собранного материала, который может быть использован на уроках родного языка и литературы, а также данная работа может послужить хорошей основой для проведения любого воспитательного мероприятия

Раздел 1. Экологическое воспитание на уроках родного  языка и литературы.

 Литературные произведения, стихи о явлениях окружающего мира, воспевающие различные временные и поэтические пейзажи природы, воспитывают в читателях ответственное отношение к природе. Обращение к произведениям писателей, поэтов, восхищенных красотой родной природы нашей планеты Земля, очень благотворно влияет на формирование экологической культуры.

. Учитель-словесник имеет наибольшие возможности для воспитания у детей чувства ответственности за природу с помощью художественных средств литературы. Большую роль в экологическом воспитании могут сыграть уроки развития речи, на которых  отправной точкой беседы  может стать высказывание  кого – либо из великих людей о природе, взаимоотношениях человека и природы.

Уроки литературы могут включать следующую  работу по экологическому направлению:

-анализ стихотворений о природе, птицах, животных;

-исследовательская деятельность (роль пейзажа в произведениях писателей Нижнего Прикамья)

-конференции по произведениям писателей и поэтов Нижнего Прикамья

-проектная деятельность, защита презентации;

-творческая работа (стихи, рассказы…);

-дискуссии (Человек – царь природы или её послушный сын?)

-пересказ стихотворений прозой.

-ролевые и ситуационные игры («Суд над браконьерами»)

         Интересны интегрированные уроки  русского языка и литературы, на которых анализируются произведения о природе. Интегрированные уроки  способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивают овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служат формированию системно-целостного взгляда на мир. Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, "погружение" в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах.

         Можно использовать такие виды работ , как:

-анализ эпизода, главы, образа;

-обобщающий вывод: как раскрывается тема «Человек и природа» в произведении или его фрагменте.

Обучающимся, готовящим анализ эпизодов, глав, предлагается направляющий план анализа:

- Как вы восприняли произведение в целом?

- Какова тема произведения, ее общественная значимость; место эпизода (или главы) в раскрытии темы?

- Насколько жизненными и убедительными вам представились герои произведения (фрагмента), их характеры, взаимоотношения, нравственная позиция?

- В чем вы видите своеобразие изобразительно-выразительных средств, использованных автором, особенности его языка, оригинальность мысли?

- Что открывает эпизод в проблеме «Человек и земля, человек и природа»? какова здесь, по-вашему, позиция автора?

               Учитель-словесник, творчески подходя к каждому уроку и используя материалы для экологического образования и воспитания, знакомит учащихся прежде всего с проблемами природопользования, формирует  у молодежи социально ценные потребности и мотивы, побуждающие к  охране окружающей среды, стремления к общению с природой, к познанию ее тайн. Педагог должен воспитывать у школьников осознанное отношение к защите природы, в том числе и с помощью средств художественной литературы.

Раздел 2. «Литературная Экология» - взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей и поэтов родного края.

Природа всегда вдохновляла человека на создание картин, стихов и других произведений искусства. В процессе наблюдения и осмысления пейзаж приобретает для каждого неповторимый оттенок. Пейзаж в лирике челнинской поэтессы Светланы Поповой нам всем близок. Я проанализировала пейзажные образы сборника «Татьянин день».

В стихотворении «Час дня, но вся природа крепко спит…»говорится, что «жизнь на радости бедна», но красота окружающего мира в любое время года есть одна из немногих радостей жизни:

Пусть жизнь на радости бедна,

Но каждый год цветёт весна

И сладко пахнет косовица…

Пейзаж-это зеркало смутных, потаённых желаний, чувств и мыслей человека, состояние его души, данное в эмоциональном изображении через картины природы:

Как даль светла, таинственна, ясна!

И кажется, что мир совсем несложен:

Река жива – не вымерзла до дна-

И ты ещё немало сделать сможешь.

В пейзажной лирике нередко используется приём  психологического параллелизма, когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчёркивает гармонию в отношениях человека и природы:

Деревья в инее- какая красота!

Как в кружеве тончайшем сучья, ветви.

В такие дни жизнь кажется проста-

И никаких тебе ни драм, ни следствий

Обращение к природе связано с внутренним миром лирического героя. Всё, что происходит в природе, замечается, ему даётся название:

Отзимица, отзимица

Гуляет по лесам

Как праведница-схимница

По божиим церквам…

Но солнышко лукавое раздвинет шторы туч,

Потом весне – красавице

Протянет руку-луч.

Для поэтессы нет мёртвой природы. Кажется, что не только человек живёт жизнью природы, но и природа живёт жизнью человека:

Ведь стихи мои памятник лесу, небесам, облакам и реке.

Каждый день и в любую погоду я спешу на свидание к ним .

Раз сама я частичка природы

Каждый кустик мне друг-побратим.

Чувство природы- это также и способность видеть в явлениях природы движение человеческой души. Природа не только помогает выговориться поэту, она приносит ему покой, умиротворение:

Как шумят кругом тополя!

Хуже всяких бед суета сует,

А врачует нас мать-земля.

Природа в лирике Светланы Поповой свободная стихия, которая придаёт душевные силы, врачует, является источником вдохновения. Она доставляет радость, даже учит жизни:

Смотрите, куст шиповника цветёт!

Какой же он настырный и колючий.

А может, он нас всех чему-то учит…

Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо:

Когда земля замедлит свой разбег

И будут жизнь и силы на исходе,

Спасёт нас всех совсем не человек-

Святая мудрость матери- Природы

Наша жизнь тесно связана с природой,  и никого не оставляет равнодушным красота окружающего мира. Меня особенно волнуют строчки о  его красоте и  величии в стихотворениях другого челнинского поэта Николая Алешкова:

Печаль твою излечат

Река, притихший лес,

И тёплый летний вечер,

И звёздочка с небес.

         Человек и природа находятся в гармонии. Явления внешнего мира влияют на его внутреннее состояние, давая  покой и умиротворение. У солнца, речки, леса поэт черпает вдохновение:

Солнце греет. А море чудное,

То лазурное, то изумрудное,

Мне, крестьянину от сохи,

Помогает писать стихи.

         А мы, читатели, в свою очередь, черпаем радость и умиротворение из лирики поэта. В своих произведениях писатели и поэты не только восхищаются красотой окружающей среды, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. Поэзия природы, ее красота, глубина оказывают сильное воздействие на человеческую душу. Поэты находят в природе образы, ритмы, звуки, краски. Им дано видеть в естественности красоту, тайну и гармонию, которых так не хватает миру людей.

Стихии – земля, воздух, огонь, вода – всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя.

Литература отражает и формирует взгляд на природу прежде всего как на чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность, а не только как на подножие для хозяйственной деятельности человека. Богатый мир природы, ее гармония, красота раскрываются в произведениях многих писателей и поэтов  Нижнего Прикамья.

Сегодня мы понимаем, что природа не безгранична, поднимаем и бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек переступил нравственный рубеж. Писателям, литературным журналам в борьбе с экологическими катастрофами принадлежит ведущая роль.

Литература в своем движении во времени все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живем. В художественный произведениях образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свои тип создания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимает за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением патриотизма, без которого невозможно бережное отношение к природе, активность человека к ее защите, сохранении и приумножении ее богатств. Именно поэтому поэтическое чувство природы есть в литературе любого народа, и на этой основе формируются  патриотические чувства.

Раздел 3. «Литературная Экология» - взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей и поэтов родного края.

Писатели и поэты в своих произведениях в той или иной степени 
затронули проблему экологии. Они заметили начало этой губительной 
тенденции истреблять  ещё в то время, когда круг экологических проблем 
ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи. 
Авторы хотят сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в 
природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем 
благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, 
и нужно беречь природные богатства следующих поколений. 
Таких проблем  касается в своих рассказах и  челнинский писатель Михаил Гоголев. У этого автора много рассказов о сельском мальчишке Лёньке. В них предстаёт родная земля с её запахами, соками и силами. Ленька живёт удивительно насыщенной жизнью с друзьями, и каждый день его малая родина открывает ему тайны. Природа Прикамья богата и прекрасна. В рассказе «Сова» Лёнька случайно убивает из ружья сову, а потом сильно кается и переживает, понимая, что в мальчишеском глупом азарте нанёс вред миру, в котором живёт, частичкой которого является и за который должен быть ответствен. Так в мальчике пробуждается чувство хозяина, защитника природы.

Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с 
уверенностью можно сказать, что такой ребенок никогда не будет вредить 
природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как 
вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и 
животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться беречь
природу, и к этому приучать наше подрастающее поколение, 
используя богатый литературный материал. Думаю, что изучая такие произведения в школе, мы сможем искренне 
окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему 
окружающему.  Ведь, действительно, от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.

Заключение.

В ходе проведённого исследования удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы - в творчестве писателей и поэтов литературы родного края природа не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В произведениях поднимаются проблемы бережного отношения к природе Литература помогает читателю осознать то, что остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Анализ литературных произведений поэтов показал, что эти произведения содержат большое количество сюжетов, воспевающих красоту родного края, призывающих к бережному отношению к миру вокруг нас.

Экологическое воспитание и ответственное отношение к природе необходимо прививать с детства, в этом помогают художественные произведения, с любовью описывающие красоту окружающего нас мира, рассказывающие о хрупкости экологического равновесия в природе. Особенно произведения поэтов и писателей- наших современников.

Список использованной литературы.

1. Поэзия природы и природа поэзии. Времена года. – М., 2016.

3. 6. Кожинов В. Статьи о современной литературе. – М., 2013

4 Распутин В. Что в слове, что за словом.– Иркутск, - 2010

5 Иванова А.А. мой дом – моя крепость. Русская словесность. – 1998. - № 1

6.Энциклопедия для детей / Гл. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – Т. 19: Экология.