Формирование экологической культуры обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования №9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова" города Тулы через практико-деятельностный компонент экологического воспитания
Оценка 4.6

Формирование экологической культуры обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования №9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова" города Тулы через практико-деятельностный компонент экологического воспитания

Оценка 4.6
Семинары
docx
экология
Взрослым
06.11.2022
Формирование экологической культуры обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования №9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова" города Тулы через практико-деятельностный компонент экологического воспитания
описание системы работы по реализации практико-деятельностного компонента экологического воспитания школьников.
Практико-деят.компонент Фадеева Н.В..docx

Формирование экологической культуры обучающихся Муниципального бюджетного учреждения «Центр образования №9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова» города Тулы  через практико-деятельностный компонент экологического воспитания.

Из опыта работы

Фадеевой Н.В., учителя биологии  

 

Современная система образования направлена на формирование «новой грамотности», одной из составляющей которой является экологическая грамотность, призванная обеспечить готовность людей взять на себя ответственность за решение экологических вопросов и принять активное участие в практической реализации принятых решений.  Обществу необходимо чтобы на предприятия, в школы, больницы, научные институты области пришли специалисты с современными знаниями и квалификацией, готовые отвечать на самые сложные вызовы. Поэтому акценты экологического образования в настоящее время ориентированы на  региональный и компетентностный аспекты.  В связи, с чем оно становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности.

Практико-деятельностный компонент экологического воспитания является неотъемлемой составляющей в работе по ФГОС. В нашем центре образования он лежит в основе реализации проекта «Школа экологической культуры», направленного на воспитание личности, обладающей новыми компетентностями и сформированной экологической культурой.

Необходимым условием реализации возможностей экологического образования, связанных с внедрением практико-деятельностного подхода, является готовность педагогических кадров. С одной стороны, существенным условием такой готовности выступает освоение педагогами теоретических основ и терминологии новых компетенций. Речь идет о понимании педагогами новой идеологии стандартизации образования, целей экологического образования в условиях современного общества, новых требований к результатам образования, способов их достижения и критериев оценивания.

С другой стороны, от педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе общего образования, подходов к отбору содержания и методическому сопровождению. Занимаясь реализацией нашего проекта, мы столкнулись с недостаточной проработкой проблемы теоретического осмысления регионального компонента экологического образования и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому и существуют противоречия между:

- необходимостью разработки научно-методических основ регионального экологического образования и отсутствием теории и научно обоснованной методики решения этой проблемы;

- сохраняющейся до настоящего времени ориентацией УМК на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально-значимой экологической деятельности в своем регионе;

Наш педагогический поиск, направленный на устранение выявленных противоречий, показал, что внедрение системно-деятельностного и практико-деятельностного  подходов в воспитании экологической культуры школьника способствует формированию личности, обладающей компетенциями необходимыми для решения экологических проблем, проявляющихся на локальном и региональном уровне.

При практико – деятельностном подходе к системе экологического воспитания методы и методики, направленные на достижение единой цели, а именно, формирование экологической культуры, и составляют деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Формируя экологическую культуру, практико-деятельностный подход дает возможность обеспечить взаимосвязь экологического знания, ценностей,  экологического мышления и экологически оправданного поведения. При этом здесь объединяются познавательное, познавательно-развивающее, познавательно-игровое и исследовательское направления. При этом существует огромное разнообразие форм данной работы, начиная от игровых занятий, заканчивая исследованиями и проектами.

Уровень экологической культуры человека определяет наличие у него экологической компетентности, которая приводит к формированию экологической компетенции человека, которая переводит всю его деятельность в осмысленно-инициативный формат.

Компетентностный подход в экологическом образовании подразумевает, что обучающийся:

«учится знать» - познавать окружающую среду;

«учится делать» - создание собственных проектов в области экологии;

«учится жить» - охрана среды обитания;

«учится быть» - определение жизненного маршрута, самореализация в ходе экологической работы.

Связав эти компоненты вместе практико-деятельностным подходом, получаем обучающегося, обладающего экологической компетентностью, то есть потенциалом и опытом видов действий экологической направленности. Наличие данной компетентности позволяет понимать проблему на высоком уровне, принимать решения в меняющейся ситуации.

 Реализация ФГОС с большой вариативностью форм и методов обучения, практико-деятельностным подходом позволяет учащимся ощутить потребность в экологически верной деятельности, достичь высокой степени сформированности  экологической культуры экологического мышления,  при которой подросток способен не только действовать самостоятельно, но и вести за собой других, создавая собственные проекты и привлекая к их реализации окружающих. Примером такой деятельности могут быть созданные детьми агитбригады,  организационная работа активистов, социальная реклама. Как пример такой деятельности я хочу предложить Вам посмотреть видео с социальной рекламой, снятое активистами нашего центра. Это один из примеров агитационной деятельности обучающихся по реализации разработанного ими проекта «Чистая школа».

Такая работа по созданию и  реализации проектов очень нравится старшеклассникам. Для них это возможность раскрыть свои организаторские и лидерские качества. А для нас,  педагогов, - это свидетельство достижения целей экологического образования и овладение обучающимися высоким уровнем экологической культуры.


 

Формирование экологической культуры обучающихся

Формирование экологической культуры обучающихся

С другой стороны, от педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе общего образования, подходов…

С другой стороны, от педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе общего образования, подходов…

Формируя экологическую культуру, практико-деятельностный подход дает возможность обеспечить взаимосвязь экологического знания, ценностей, экологического мышления и экологически оправданного поведения

Формируя экологическую культуру, практико-деятельностный подход дает возможность обеспечить взаимосвязь экологического знания, ценностей, экологического мышления и экологически оправданного поведения

Как пример такой деятельности я хочу предложить

Как пример такой деятельности я хочу предложить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022