Формирование эмоционального мира ребёнка
Оценка 4.6

Формирование эмоционального мира ребёнка

Оценка 4.6
docx
26.11.2019
Формирование эмоционального мира ребёнка
СТАТЬЯ.docx

Формирование эмоционального мира ребёнка

Вопрос формирования эмоционального мира ребёнка средствами музыкального искусства на сегодняшний день достаточно своевременен и актуален. Музыка окружает ребёнка с первых моментов его жизни, начиная с ласковой маминой колыбельной, она воздействует на эмоциональный, образный мир, расширяет и углубляет его.

К сожалению, в настоящее время – время быстрых социально-политических перемен, когда в обществе господствует рыночная экономика и отношения, сложилась такая ситуация, когда музыкальное искусство под влиянием вышеперечисленного тоже встало на путь коммерциализации. С большим сожаление мы наблюдаем, как происходит обеднение художественного восприятия, с раннего возраста происходит программирование на упрощённое миросозерцание. Поэтому формирование и развитие всесторонне развитой личности, наверное, является одной из важнейших целей современного образования и начинать этот процесс необходимо с самого раннего возраста – с дошкольного периода.

Дошкольный возраст необычайно важен и ценен тем, что именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие детей. И чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия музыки разных веков, жанров и стилей, тем более успешно будет происходить его развитие.

Отсюда вытекают следующие вопросы, требующие своего решения:

·        Каким образом можно использовать музыку как воспитательное средство;

·        Как научить детей понимать музыку;

·        Как развить их музыкальный вкус и эмоциональность.

Одним из путей решения поставленных задач, я считаю интеграцию в систему дошкольного воспитания.

В нашей школе стало доброй традицией проведение лекций-концертов для воспитанников детских дошкольных учреждений города. В этих мероприятиях с большим интересом принимают участие не только учащиеся, но и преподаватели.  Участие в подобного рода концертах, является для учащихся своеобразным испытанием их творческих способностей и возможностей, а так же своеобразной репетицией перед академическим концертом, школой формирования навыка публичного выступления и сценической выдержки.

Каждый концерт носит свою тематическую направленность:

·        «Музыкальные инструменты"

·        «Песня, танец, марш»

·        «Природа и музыка»

·        «Карнавал животных»

·        «Любимые мелодии из мультфильмов»

Обязательным условием является звучание в концерте различных музыкальных инструментов – фортепиано, баяна, аккордеона, домры, балалайки , скрипки, виолончели, гитары, флейты.

Репертуар подбирается с учётом возрастных и психологических особенностей дошкольного возраста.

Нашими слушателями, обычно бывают воспитанники средних и подготовительных групп, это дети 5-7 лет. Одним из любимых видов музыкальной деятельности этого возрастного периода является слушание музыки. Однако необходимо помнить, что у ребёнка 5-7 лет ещё продолжается процесс развития органов слуха: барабанная перепонка нежна и легко ранима. Поэтому музыка, исполняемая для детей не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

Большое значение в процессе восприятия музыки имеет иллюстрация – она играет роль основного материала, без которого дети не могут себе представить описанные в произведении картины или события. Для этого в репертуар специально включаются программные произведения, яркие по образу и доступные по содержанию и восприятию дошкольника. Каждый участник концерта готовит рисунок, соответствующий образу, сюжету, настроению и характеру исполняемого произведения. Такие произведения имеют воспитательную направленность, т.к. создают «ситуацию успеха» даже для самого слабого ученика.

Для нас же, педагогов, такие встречи имеют практическое значение. Мы имеем возможность наблюдать за детьми, при этом определяя уровень эмоционального и интеллектуального развития, активного или пассивного восприятия музыки, отмечая при этом «Ярких» детей. Ведь в процессе общения с музыкой воспитанники самостоятельно пытаются анализировать услышанное, отвечая на вопросы ведущего; определяют сходство и различие, соответствие исполненного произведения изображенному рисунке; рассказывают о том, какие чувства у них вызвало прозвучавшее произведение, какие образы возникли в их воображении.

Подготовку к эмоциональному восприятию музыки мы осуществляем разными методами и приёмами. Ведущий концерта рассказывает об авторе произведения, характере, выразительных приёмах и т.д. На этом этапе очень важно, чтобы дети могли воспринимать не только эмоциональную сторону произведения, но и его музыкальный образ, важно формировать навык целостного восприятия музыки.

В дальнейшем беседа направляется на восприятие отдельных элементов музыкального языка. Необходимо отметить, что дети достаточной лёгкостью различают отдельные выразительные музыкальные средства (пусть это и проходит на самом примитивном уровне):

·        Определяют темп (музыка быстрая, медленная)

·        Динамику (тихая, громкая)

·        Регистр (высокий, низкий, средний)

Важна не только констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа, поэтому мы даём детям понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чём рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в её звучание. Эти мы развиваем культуру слушания музыки, побуждаем слушать заинтересованно и внимательно до конца, не отвлекаясь; развиваем сопереживание и эмоциональную отзывчивость.

В конце хотелось бы подвести итог, что наша совместная деятельность с дошкольными учреждениями города имеет пользу для всех участников. Эти лекции-концерты имеют не только просветительскую, но и развивающую направленность. Наши концерты дают возможность слышать детям «живую» музыку, увидеть разные музыкальные инструменты, что немаловажно в условиях нашего маленького северного города, когда наши дети лишены возможности посещать детские театры картинные галереи, концерты профессиональных музыкантов. Возможно, наши юные слушатели и зрители в будущем станут нашими учащимися или просто любителями музыки. Педагогический коллектив надеется на то, что в дальнейшем наша совместная деятельность перерастёт в интегрированный творческий проект.

Так «ПУСТЬ ЖЕ МУЗЫКА ЗВУЧИТ!», помогая делать души детей гармоничными, а окружающий мир – ещё более прекрасным.

 

 

 

 

 

 

Формирование эмоционального мира ребёнка

Формирование эмоционального мира ребёнка

Формирование эмоционального мира ребёнка

Формирование эмоционального мира ребёнка

Формирование эмоционального мира ребёнка

Формирование эмоционального мира ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019