Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие традиции и фольклорные тоже. Всплеск интереса к этой теме вызвал к жизни поэзию «новокрестьянских» поэтов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую, богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устьев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии
Цели урока:
- дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки;
- познакомить с полемикой новокрестьянских поэтов, с пролетарской поэзией;
- обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева, С.Клычкова, П. Орешина;
- показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов.
Оборудование: портреты поэтов.
Методические приемы:
* лекция с элементами беседы,
* анализ стихотворений.
Ход урока
I. Лекция учителя.
Начало ХХ века было необыкновенно плодотворным для русской поэзии. На поэтическом небосклоне появились такие имена как Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Цветаева, Волошин, Северянин, Пастернак и множество других.
Поэзия серебряного века очень неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим направлениям, по читательскому кругу. Тема любви к родной природе, внимание к народному быту и национальному характеру определили стиль и направление поэзии нового времени, а раздумья о смысле человеческого бытия посредством образов народной жизни сделались в этой лирике ведущими.
Следование народнопоэтической традиции было присуще всем новокрестьянским поэтам. Но у каждого из них было и особо острое чувство к малой родине в её щемящей, уникальной конкретности. Осознание собственной роли в её судьбе помогало найти свой путь к воспроизведению поэтического духа нации.
Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, которая задала песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий. Крестьянские писатели группировались вокруг Суриковского литературно-музыкального кружка, созданного в конце XIX века. У них были свои периодические издания («Чернозем»), многие из поэтов сотрудничали в массовых газетах и журналах.
На формирование новокрестьянской поэтической школы большое влияние оказало творчество символистов, в первую очередь Александра Блока и Андрея Белого, способствовавшее развитию в поэзии Клюева, Есенина, Клычкова романтических мотивов и литературных приемов, характерных для поэзии модернистов.
Новокрестьянкое направление в русской литературе было представлено такими поэтами как Сергей Есенин, Николай Клюев, Павел Орешин, Александра Ширяева (Абрамова).
«Новокрестьянская поэзия» - неотъемлемая часть творческого наследия Серебряного века.
Термин «новокрестьянская» в современном литературоведении употребляется, чтобы отделить представителей новой формации – модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, - от традиционалистов, подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова, которые штамповали стихотворные зарисовки деревенских пейзажей в патриархальном стиле.
Основные черты новокрестьянской поэзии:
- любовь к «малой Родине»;
- следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
- использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
- обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
- отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
О новокрестьянских поэтах, как указывает в своем исследовании С.Семенова, «правильнее было бы говорить как о целой поэтической плеяде, выразившее с учетой индивидуальных мирочувствий иное, чем у пролетарских поэтов, видение устройства народного бытия, его высших ценностей и идеалов – другое ощущение и понимание русской идей».
У всех поэтических течений начала ХХ века имелась одна общая черта: их становление и развитие происходило в условиях борьбы и соперничества, словно наличие объекта полемики было обязательным условием существования самого течения. Не минула чаша сия и поэтов «крестьянской купницы». Их идейными противниками являлись так называемые «пролетарские поэты».
Став после революции организатором литературного процесса, партия большевиков стремилась к тому, чтобы творчество поэтов было максимально приближено к массам. Самым важным условием формирования новых литературных произведений, который выдвигался и поддерживался партийной частью, был принцип «одухотворения» революционной борьбы. «Поэты революции являются неумолимыми критиками всего старого и зовут вперед, к борьбе за светлое будущее… Они зорко подмечают все характерные явления современности и рисуют размашистыми, но глубоко правдивыми красками… В их творениях многое еще не отшлифовано до конца, ..но определенное светлое настроение отчетливо выражено с глубоким чувством и своеобразной энергией». Острота социальных конфликтов, неизбежность столкновения противоборствующих классовых сил стали главными темам пролетарской поэзии, находя выражение в решительном противопоставлении двух враждебных станов, двух миров: «отжившего мира зла и неправды» и «подымающейся молодой Руси». Грозные обличения перерастали в страстные романтические призывы, восклицательные интонации господствовали во многих стихи («Беснуйтесь, тираны!..», «На улицу!» и т.п). Специфической чертой пролетарской поэзии (стержневые мотивы труда, борьбы, урбанизм, коллективизм)являлось отражение в стихах текущей борьбы, боевых и политических задач пролетариата.
Пролетарские поэты, отстаивая коллективное, отрицали все индивидуально-человеческое, все то, что делает личность неповторимой, высмеивали такие категории, как душа и т.д. Крестьянские поэты, в отличие от них, видели главную причину зла в отрыве от природных корней, от народного мировосприятия, находящего отражение в быту, самом укладе крестьянской жизни, фольклоре, народных традициях, национальной культуре.
II. Выступления учащихся.
Литературные визитки:
Стихи Николая Клюева связаны с фольклором и бытом северорусской деревни ХХ века. Клюева часто называли приверженцем дедовой старины, охранителем «избяного рая». В его стихах чувствуется влияние устной народной поэзии, этим объясняется наличие в его поэзии и традиционных метафор, и постоянных эпитетов, и символического осмысления животного и растительного мира.
Я пришел к тебе, сыр – дремучий бор,
Из-за быстрых рек, из-за дальних гор,
Чтоб у ног твоих, витязь схиленище,
Подышать лесной древней силищей!
В его стихах – горестные раздумья о скоротечности жизни. Человека уже нет, но все в его избе живет традиционной человеческой жизнью: печь, горшки, ухваты, демонические существа, птицы, животные. Они помнят, грустят, переживают.
Осиротела печь, заплаканный горшок
С таганом шепчутся, что умерла хозяйка,
А за окном чета доверчивых сорок
Стрекочет…
После Октябрьского переворота поэт был уверен, что наступило время осуществления заветов истинного христианства: «Христос отдохнет от терновых иголок, и легко вздохнет народная грудь». Не находя противоречий между христианскими и коммунистическими идеалами, Н.Клюев вступил в РКП (б). Однако через несколько лет он понял, что новые незваные хозяева России (он их называл «рогатыми хозяевами жизни») берут жесткий курс на «всеобщую индустриализацию» страны, которая сопровождалась кровавым террором и уничтожением существовавшей веками крестьянской цивилизации и культуры.
В 1920 году Клюев был исключен из партии за христианские убеждения. Исключение из партии не могло пройти незамеченным. Стихи поэмы Клюева печатали, но зорко следили за устными выступлениями, встречами. В 1934 году Н. Клюева выслали в Нарым, где он спустя 3 года умер.
Такая же судьба была уготована и Сергею Ключкову: в 1937 году был арестован и отправлен в тюрьму, где и умер.
Так же, как и Клюев, он восторженно принимает октябрь 1917 года, но скоро настроение его меняется: он видит нелегкую жизнь крестьян, их по-прежнему рабский каторжный труд, видит, что революция не принесла крестьянину облегчения. Эти настроения отразились в поэтическом сборнике «Дубравна».
В новокрестьянской литературе ХХ века было очень популярно имя Павла Орешина. Прочная связь орешинской лирики с фольклором, обусловленная близостью художественного мышления поэта к народному мышлению, проявлялась в лексике, в мотивах, композиции стихотворений. В некоторых его произведениях, особенно в поэмах «Крестьянский путь» и «Я, Господи!», отразилась сложность поэтического восприятия им революции, но все-таки П.Орешин сумел талантливо воспеть пробуждающиеся к жизни крестьянство.
III. Выразительное чтение стихов.
IV. Микрофон
- Какими вы видите поэтов в их стихотворениях?
- Что вам понравилось в стихах?
V. Домашнее задание
1. Чтение стихотворений.
2. Написать мини-сочинение – рассуждение «Духовные и поэтические стоки новокрестьянской поэзии».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.