Разработка урока "Экология+математика"
Оценка 4.9

Разработка урока "Экология+математика"

Оценка 4.9
docx
математика
19.11.2019
Разработка урока "Экология+математика"
экология и математика урок 2.docx

Министерство образования  Республики Башкортостан

филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Башкирский северо-западный сельскохозяйственный колледж  с.Буль-Кайпаново.

 

 

 

РАЗРАБОТКА

интегрированного  урока : «МАТЕМАТИКА+ЭКОЛОГИЯ»,

проведенного в рамках предметной недели

 

Подготовила и провела:

преподаватель физики и математики

Фахртдинова Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урокаЭкология в математических расчетах.

Тип урока- интегрированный  урок повторения и обобщения знаний и закрепления умений с применением дифференцированного подхода.

Задачи урока:

Образовательная -повторить ,закрепить материал по темам курса 1 и 2 курсов, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их. Контроль знаний учащихся.Способствовать формированиюмежпредметных  связей.

Развивающая -  уметь анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Показать взаимосвязь двух предметов – математики и экологии. Научить переносить имеющийся опыт (математические и экологические знания) в новые ситуации.

Воспитательная-развитие познавательного интереса, осознание проблемы чистого воздуха для человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки прекрасного в природе ,расширения кругозора учащихся.

Межпредметные связи: математика, экология.

Ход урока:

1.Организационный момент

Слова учителя: Указом президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. №7 ,2017 год объявлен Годом экологии в Российской Федерации и указом главы Республики Башкортостан от 23.06.2016г. №УГ-132, 2017 год объявлен  годом экологиии особо охраняемыхприродных территорий в Республике Башкортостан. В связи с этим, мы с вами сегодня проведем не совсем обыкновенный урок, постараемся проверить на практике связь математики с жизнью и природой.

Каждый человек любящий свое дело, не требует дополнительных стимулов, чтобы восхищаться оригинальностью решения и его изяществом. Режут слух высказывания некоторых ребят, филологов, артистов, экологов, которые говорят: “Математика нам не нужна. Вот получу оценку в аттестат и забуду математику”. Не тут-то было. Сразу хочется переубедить таких людей, “развернуть” их лицом к математике. Ведь интересен не предмет сам по себе, а исследования окружающего мира посредством этого предмета. Вот таким исследованием взаимоотношений живых организмов между собой и средой их обитания занимается наука экология. Экология – слово греческое, oikos – жилище, logos – учение. Немецкий биолог Геккель в 1866 году дал такое определение экологии: “Экология“-сумма знаний, относящихся экономике природы”. Вчитайтесь внимательно, ребята, в это определение и вы увидите, что без математики здесь не обойтись. Какие математические понятия фигурируют в этом определении и что оно означает?
Сегодня мы с вами как раз и увидим, как математика помогает людям решать экологические проблемы.
Учащийся читает стихи

С. Михалков  «Стон Земли».

2. Постановка целей урока
Учитель. Экологические проблемы на сегодняшний день сложны как никогда. К настоящему времени обострился конфликт между хозяйственной деятельностью человека и природой. И в первую очередь страдаем от этого мы с вами, ставится под угрозу существование самой земной цивилизации. Изменить ситуацию к лучшему нельзя без изучения самой экологической проблемы.

 Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть некоторые из них и сделать соответствующие выводы. В ходе подготовки к уроку были составлены математические задачи, которые мы рассмотрим на уроке, повторим и закрепим все действия с числами, квадратными корнями.

 На доске выписаны некоторые числа.

http://festival.1september.ru/articles/626091/img1.jpg

 


Существует “Красная книга”, в которую помещены тысячи исчезающих видов растений и животных.

1.     От 2  ударов тупится топор и отскакивает пуля после нанесения его на самую прочную древесину – берёзу Шмидта (берёза железная). Это очень стойкий строительный материал.

2.     http://festival.1september.ru/articles/626091/img2.jpgИменно столько см достигают плоды хлебного дерева.

3.     http://festival.1september.ru/articles/626091/img3.jpgм. Самые крупные листья пальмы рода Гафик (тропическая Африка). Их длина – х – является решением этого уравнения.

4.     http://festival.1september.ru/articles/626091/img4.jpg Самое толстое дерево – баобаб. Его обхват равен

х – решению уравнения.

5.     А знаете ли вы, что старейшее дерево планеты – сосна. Ей столько лет, чему равен х в ходе решения уравнения http://festival.1september.ru/articles/626091/img5.jpg

6.     И, наконец, самые глубокие корни у фикуса из Южной Африки. Их длина достигает http://festival.1september.ru/articles/626091/img6.jpg

Учитель задает вопросы учащимся:
 К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести: (несколько ответов)
а) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия;
б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере;
в) истощение озонового слоя;
г) загрязнение речного побережья в районе больших городов;
д) хищнические способы охоты и рыболовства.   
Ответ: б, в.

3.А сейчас  продолжим решение задач:(учитель диктует, учащиеся пишут в тетрадях и одного вызывает к доске)

1задача.В лицее за день остается около 2772 граммов бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 926 учащихся и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев?
1. Сколько гр. бумаги приходится на одного ученика?
(2778 : 926 =3 (г)
2.Сколько бумаги выбрасывает в год наша школа?
(2778 * 210 =583380 =583 кг.380(г)
Если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то спасли бы от вырубки 6-7 взрослых деревьев.
2 задача.В Ленинском районе обучаются 15805 школьников. Сколько бумаги выбрасывается, за день и за год школьниками в нашем районе?
3. Сколько бумаги выбрасывается школьниками города за один день?
(3 * 15805 = 47415)
4. Сколько бумаги выбрасывается школьниками города за один год?
(47415 * 210 = 9957150)
5. Сколько взрослых деревьев могут спасти все школьники города за год?
А школьники города могли бы спасти 120-140 взрослых деревьев.
Вывод: Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.

4. Проблема чистого воздуха.
Учитель: Вторая проблема - это целые горы мусора в каждом городе и наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней.
Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг.мусора
3 задача.Сколько мусора выбрасывается жителями города Новосибирска, если в городе 163000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?

1.     Сколько мусора выбрасывается в городе Новосибирске за один день?
2500 * 163000 = 407500000  = 407,5009(кг)

2.     Сколько мусора в городе выбрасывается за один год?
407500 * 365 = 1487375(кг).

3.     Сколько машин потребуется для вывоза этого мусора?
148737500 : 3500 = 42497 (машин)

А где же найти выход из создавшегося положения?
Вывод:

1.     Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и природе. Мусорные свалки должны быть санкционированы.

2.     Строить мусороперерабатывающие заводы.

3.     Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья.

4.     Повышать уровень воспитанности граждан.

Задание. Исчезновение любого вида растений, животных, микроорганизмов необратимо обедняет генофонд Земли. Назовите основные причины происходящего в настоящее время исчезновения многих видов живых организмов.
Ответ: влияние антропогенных факторов, изменение среды и разрушение мест обитания (вырубка лесов, осушение болот, строительство, загрязнение воздуха, почв, водоемов и т.д.), сокращения и ухудшения кормовой базы животных и т.д.
Задача 4.У кукушки необычный аппетит: за один час она сможет съесть количество гусениц, являющееся решением выражения.
Ученик вызывается учителем для вычисления http://festival.1september.ru/articles/626091/img7.jpg
Задача 5. Если в лесу появится большое количество насекомых - вредителей, то кукушка расправляется с ними в течение [?] дней. Скольких – вы узнаете, вычислив выражение: http://festival.1september.ru/articles/626091/img8.jpg

 Задача6. С 1600 г. человеком уничтожено на Земле 162 вида птиц (381 на грани исчезновения) и около 100 видов млекопитающих (255 видов на грани исчезновения). Гибель 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц, из числа исчезнувших обусловлена влиянием антропогенных факторов. Вычислите количество видов исчезнувших под этим влиянием. Округлите до целых.
Ответ: 139 видов птиц, 75 видов млекопитающих.       

5. Радиационная обстановка.
Задача7: Следующая экологическая проблема – очищение воздуха. Если принять за единицу загрязнённости воздуха над океаном, то над сёлами она выше в 10 раз, над некоторыми городами – в 35 раз, а над промышленными объектами – во сколько раз мы узнаем, вычислив выражение:  http://festival.1september.ru/articles/626091/img10.jpg

6.Влияние народно-хозяйственных комплексов на загрязнение атмосферного воздуха.
В атмосферу от предприятий области за год попадают:

  • Сероуглерод - 2787т
  • Сероводород - 341т
  • Бутан - 1216т
  • Ксилол - 324т
  • Пыль цементного производства - 1797т
  • Ацетон - 580т
  • Аммиак - 405т
  • Гексан - 331т
  • Толуол - 302т

 а) Вычислите общее количество выбрасываемых в атмосферу веществ завода.
б) С помощью микрокалькулятора вычислите, сколько процентов от общего количества составляют ацетон и пыль цементного завода (ответ округлите до сотых).
Ответ: а) 6286т; б) 9,23%; 28,59%.

7. Домашнее задание  творческого характера.
Написать творческую работу на тему: “В какой ситуации вам приходилось в жизни использовать математические формулы?”
8. Подведем итоги. 
Учитель: мы с вами повторили решение квадратных уравнений, закрепили пройденный материал и, конечно, осознали проблему чистого воздуха для человека.
Как математика помогала на уроке?
Ответы: Считали, сравнивали, использовали формулы, проценты, таблицы, микрокалькуляторы.

Учитель:

Экологическая обстановка не совсем благополучна, а загрязнение природной среды высоким. Зависит ли от нас с вами окружающий нас мир? Что можем сделать мы для спасения природы?
Возможные ответы: посадка деревьев, очистка берегов рек и водоемов от мусора, участие в различных экологических акциях и конкурсах.

Учитель:
В заключение хотелось бы процитировать слова Олжаса Сулейменова, обращенные к вам, будущему страны: Когда-то – более 45 лет назад, я сказал: “Земля, поклонись Человеку”. Сегодня, пришло время, чтобы человек поклонился Земле. Необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал свою ответственность за сохранение жизни на Земле и устойчивого развития без ущерба для будущих поколений. Народы мира и главы государств должны помнить, какие глобальные беды может принести человечеству необузданная ядерная сила».

Давайте помнить об этом! (активным  студентам выставлет  в журнал оценки).

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"

Разработка урока "Экология+математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019