«Формирование опасностей в окружающей среде. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС)»
Пичугин Владимир Николаевич
Санкт-Петербург
2023 год
Введение:
- Введение в тему и объяснение важности обеспечения безопасности в окружающей среде и в чрезвычайных ситуациях.
- Определение основных понятий, таких как "опасности", "окружающая среда" и "чрезвычайные ситуации".
Введение в тему безопасности в окружающей среде и в чрезвычайных ситуациях является важным аспектом нашей жизни. В современном мире, где мы сталкиваемся с различными рисками и угрозами, обеспечение безопасности становится неотъемлемой частью нашего повседневного существования.
Одной из основных целей обеспечения безопасности в окружающей среде является предотвращение и минимизация опасностей, которые могут возникнуть в нашем окружении. Опасность - это потенциальная угроза, которая может причинить вред нашему здоровью, окружающей среде или имуществу. Важно понимать, что опасности могут быть различными, от естественных явлений, таких как землетрясения и наводнения, до человеческой деятельности, например, аварий на производстве или террористических актов.
Окружающая среда включает в себя все компоненты нашей природной и общественной среды, в которой мы живем. Это включает в себя воздух, воду, почву, растения, животных, а также нашу социальную среду, включая людей, здания, инфраструктуру и т.д. Обеспечение безопасности окружающей среды означает сохранение и защиту этих компонентов от различных угроз и вредоносных воздействий.
Чрезвычайные ситуации - это события, которые возникают внезапно и требуют немедленных действий для защиты жизни и имущества людей. Это могут быть природные катастрофы, техногенные аварии, эпидемии, террористические акты и другие происшествия, которые могут привести к серьезным последствиям. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях включает в себя разработку планов эвакуации, предупреждение населения, обучение людей навыкам выживания и многое другое.
Понимание этих основных понятий и их важности поможет нам более эффективно реагировать на угрозы и предупреждать возможные опасности. Обеспечение безопасности в окружающей среде и в чрезвычайных ситуациях - это задача, которая требует совместных усилий всех членов общества и государственных органов.
Основная часть:
1. Формирование опасностей в окружающей среде:
- Различные источники опасностей, такие как природные явления (наводнения, землетрясения, пожары), промышленные аварии, загрязнение окружающей среды и другие.
- Последствия опасностей для здоровья людей, экосистемы и общества в целом.
Формирование опасностей в окружающей среде - это процесс, в результате которого возникают различные источники опасностей. Среди них можно выделить природные явления, такие как наводнения, землетрясения и пожары, которые могут причинить вред людям и окружающей среде. Также существуют промышленные аварии, которые могут вызвать выбросы опасных веществ и загрязнение окружающей среды.
Последствия опасностей в окружающей среде могут быть серьезными и охватывать разные аспекты. Воздействие на здоровье людей может проявляться в виде отравлений, заболеваний дыхательной и нервной систем, а также различных видов рака. Экосистемы также страдают от опасностей, так как загрязнение воды, почвы и воздуха может привести к гибели растений и животных, нарушению биоразнообразия и деградации экосистемных услуг.
Опасности в окружающей среде также оказывают негативное влияние на общество в целом. Они могут привести к эвакуации населения, разрушению инфраструктуры, потере рабочих мест и экономическим потерям. Кроме того, опасности в окружающей среде могут вызывать социальные конфликты и неравенство, поскольку некоторые группы населения могут оказаться более уязвимыми перед их последствиями.
В целом, формирование опасностей в окружающей среде имеет серьезные последствия для здоровья людей, экосистем и общества в целом. Поэтому важно принимать меры для предотвращения и управления опасностями, а также разрабатывать устойчивые методы использования ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях:
- Роль государства и органов местного самоуправления в предотвращении и управлении чрезвычайными ситуациями.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска. Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны; подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность за дач по спасению жизни и сохранению здоровья людей; мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами; основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера субъектов Российской Федерации.
- Законодательные и нормативные акты, регулирующие безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Федеральные законы
1. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г. №68ФЗ (с изменениями от 28 октября 2002г. №129-ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. №69ФЗ (в ред. от 10 января 2003г.).
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995г. №151ФЗ.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности» от 9 января 1996г. №3ФЗ.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997г. №116ФЗ.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997г. №117ФЗ.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. №28ФЗ (с изменениями от 9 октября 2002г. №128-ФЗ).
8. Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998г. №130ФЗ (в ред. от 30 июня 2003г.).
9. Федеральный закон Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999г. №69ФЗ.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О связи» от 07 июля 2003г. №126ФЗ (в ред. от 23 декабря 2003г.).
11. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г. №3ФКЗ.
12. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 30 мая 1996г. №61-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2003г.).
Указы Президента Российской Федерации
1. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 21 сентября 2002г. №1011 (Положение о МЧС России в ред. от 28 августа 2003г.).
2. Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000г. №24.
3. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 января 2001г. №1309.
4. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 августа 2003г. №991.
5. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004г. №314
Постановления Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993г. №178.
2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994г. №359.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003г. №547.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996г. №1094.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998г. №1149.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03 августа 1996г. №924 (в ред. от 5 апреля 1999г.).
7. Постановление Правительства Российской Федерации «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10 июня 1999г. №620.
8. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10 июля 1999г. №782.
9. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999г. №1040.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года”» от 29 сентября 1999г. №1098.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных службах гражданской обороны» от 18 ноября 1999г. №1266 (в ред. от 8 августа 2003г.).
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999г. №1309.
13. Постановление Правительства Российской Федерации «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» от 16 марта 2000г. №227.
14. Постановление Правительства Российской Федерации «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материальнотехнических, продовольственных, медицинских и иных средств» от 27 апреля 2000г. №379.
15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии» от 10 декабря 2002г. №880.
16. Протокол совещания Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах, направленных на усиление общественной безопасности, защиту населения от терроризма, обеспечение надежной охраны объектов особой важности крупных городов и других населенных пунктов» от 13 сентября 1999г. №НАП459пр.
17. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000г. №841.
18. Постановление Правительства Российской Федерации «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» от 14 января 2003г. №11.
19. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003г. №794.
20. Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» от 31 марта 2003г. №177.
Документы МЧС России
1. Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны» от 7 декабря 1998г. №701/212/803.
2. Примерное положение о специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденное Приказом МЧС России от 29 декабря 1999г. №708 и Методическое указание МЧС России от 17 марта 2000г. о порядке применения Примерного положения.
3. Методические рекомендации МЧС России по порядку создания на территориях муниципальных образований гражданских организаций гражданской обороны и их использованию в профилактических мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими акциями, взрывами, пожарами (письмо МЧС России от 29 сентября 1999г. №3329575).
4. Организационные указания МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 гг. от 4 ноября 2000г. №33349918.
5. Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенные в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000г. №3386014.
6. Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в учебнометодических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны (утверждена МЧС России 9 июля 2001г.).
7. Приказ МЧС России «Об утверждении Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 17 января 2003г. №22.
8. Приказ МЧС России от 28 февраля 2003г. №105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнедеятельности».
9. Приказ МЧС России от 15 декабря 2002г. №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
10. Приказ МЧС России от 17 марта 2003г. №132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации».
11. Приказ МЧС России от 18 июня 2003г. №312 «Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ и Порядке проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности РФ».
12. Приказ МЧС России от 18 июня 2003г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 0103)».
13. Приказ МЧС России от 27 мая 2003г. №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».
14. Приказ МЧС России от 18 июня 2003г. №317 «Об утверждении примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления».
15. Совместный приказ МЧС России №190 и Минобразования России №1668 от 17 апреля 2003г. «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений».
16. Приказ МЧС России от 06 января 2004г. №3 «Об утверждении перечня должностных лиц государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
17. Приказ МЧС России от 19 января 2004г. №19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»
Другие нормативно правовые акты
1. Приказ Минздрава РФ и МЧС РФ «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов» от 3 ноября 1999г. №394/589.
2. Приказ МВД России «О введении в действие порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» от 2 апреля 2001г. №390.
3. Приказ Минобразования России «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях» от 15 апреля 2003г. №1612.
4. Методические рекомендации руководителю жилищной организации по обучению населения мерам пожарной безопасности (Постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2001г. №760).
5. Распоряжение губернатора Московской области «Об обучении населения Московской области навыкам поведения в критических ситуациях, связанных с террористическими актами» от 5 мая 2000г. №344РГ.
6. Положение о порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Московской области (утверждено Постановлением губернатора Московской области от 16 июня 1999г. №205ПГ).
7. Приказ Департамента образования Правительства Москвы от 30 января 2003г. №54 «Об усилении работы по обеспечению антитеррористической безопасности».
8. Приказ Министерства культуры РФ от 15 июля 2003г. №978 «О дополнительных мерах по обеспечению культурно-зрелищных мероприятий».
- Организация системы предупреждения и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач. Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
- В Информирование населения и обучение граждан навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях имеет огромное значение. Население должно быть осведомлено о возможных опасностях и знать, как правильно реагировать в случае чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, наводнения, землетрясения, теракты и другие.
Информирование населения позволяет предупредить панику и хаос, которые могут возникнуть в случае чрезвычайных ситуаций. Граждане, зная, как действовать и куда обратиться за помощью, могут сохранить спокойствие и принять необходимые меры для защиты своей жизни и жизней других людей.
Обучение граждан навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях помогает повысить уровень подготовки населения и уменьшить риски для жизни и здоровья людей. Знание основных принципов эвакуации, первой помощи, использования средств индивидуальной защиты и других навыков позволяет гражданам эффективно действовать в критических ситуациях.
Правительства и организации должны активно проводить кампании по информированию и обучению населения, предоставлять доступ к информации о чрезвычайных ситуациях и способах защиты. Это поможет создать более безопасную и готовую к действию общественность, способную справиться с возможными угрозами и минимизировать их последствия. Важность информирования населения и обучения граждан навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Заключение:
- Подведение итогов и обобщение основных результатов.
- Выражение личной точки зрения по вопросу обеспечения безопасности в окружающей среде и в чрезвычайных ситуациях.
- Указание на необходимость дальнейших исследований и действий в этой области.
Моя точка зрения заключается в том, что обеспечение безопасности в окружающей среде и в чрезвычайных ситуациях является крайне важным аспектом нашей жизни. Мы должны стремиться к созданию устойчивой и безопасной среды, чтобы защитить себя, наше общество и природу от различных угроз.
Необходимо уделять больше внимания профилактике и предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций, а также разработке эффективных механизмов реагирования на них. Это может включать в себя улучшение инфраструктуры, обучение населения и создание системы своевременного предупреждения. Также важно развивать сотрудничество между государствами и международными организациями для совместного решения проблем безопасности.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, еще много работы нужно проделать в этой области. Необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы лучше понять причины и последствия различных угроз и разработать эффективные стратегии и меры по их предотвращению. Также важно обратить внимание на образование и информирование общества о вопросах безопасности, чтобы каждый человек мог принимать осознанные решения и вносить свой вклад в общее благо.
В целом, обеспечение безопасности в окружающей среде и в чрезвычайных ситуациях является непрерывным процессом, требующим постоянного внимания и усилий. Мы все должны принять активное участие в этом процессе, чтобы создать безопасную и устойчивую среду для себя и будущих поколений.
Список литературы
1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: учеб. пособие / В. Л. Лапин и др. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 1995. 238 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда /П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев и др.: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 2001. 431 с: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2011. — 678 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С. В. Белов, В. А. Девясилов, А. Ф. Козьяков и др.; под общ ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 357 с.
5. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для бакалавров / С. В. Белов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. — 682 с. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2771-9 (Издательство Юрайт)
6. Бондаренко Л.В. Значение подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций [Текст] / Л.В. Бондаренко, О.В. Маслова // Научные исследования: от теории к практике : материалы III Междунар. науч.‐практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
7. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности/В.И. Бондин. — Ростов и/Д.: Феникс, 2013. — 352 с.
8. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 424 с.
9. Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с.
10. Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них/В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М.: Дрофа, 2007.
11. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: практикум / Авт.-сост. Э.А.Кузнецова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 110 с.
12. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с. – (Педагогика. Психология. Управление). Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.