«ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ»
Аннотация. Новые подходы в образовании основываются на формировании функциональной грамотности обучающихся. В данной статье описываются методические приёмы формирования естественнонаучной и читательской грамотности у выпускников 9 класса.
В основе естественнонаучной грамотности лежит принцип использoвания естественнонаучных знаний для выпoлнения учебных задач. Задания составлены так, чтобы была возможность проверить у выпускников не только развитие как предметных, так метапредметных компетенций. Обучающегося в течение всего школьного периода нeoбходимo научить рабoтать с разными фoрмами подачи информации: тeкстовой, графичeской и т.д.
Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогают научить детей ориентироваться в заданиях любого предмета естественно-научного цикла. Для заданий, связанных с рисунками, работой с текстом, нужно выработать алгоритм, который поможет справиться выпускнику с заданием
Предложенные в статье примерные задания взяты мною из сборников «ОГЭ. Биология. Типовые экзаменационные материалы под редакцией В.С. Рохлова» разных лет выпуска, а также из открытого банка заданий сайта ФИПИ по биологии.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
Задания Линии 5
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
Рекомендации обучающемуся по выполнению заданий Линии 5
1) внимательно прочитать все пункты предложенной инструкции.
2) схематично в черновике нарисуй каждый пункт инструкции. Эти рисунки-схемы должны быть понятны тебе.
3) выстраивай схемы-рисунки в логической последовательность, устанавливая причинно-следственные связи.
4) в ответ внеси последовательность действий.
Задания Линии 10
Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
1) клонирование
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
Рекомендации по выполнению заданий Линии 10
1. Внимательно прочитайте деформированный текст (знакомство с содержанием текста). Читаем текст повторно и соотносим со смыслом текста пропущенные термины.
2. Вставляйте в текст на место пропуска подходящий (по вашему мнению) термин из предложенного списка.
3. Прочитайте восстановленный текст, проверьте, логичны ли получившиеся предложения.
4. Внесите цифровые обозначения в таблицу.
Задания Линии 12
Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. Основная функция фотосинтеза- образование кислорода.
Б. Основная функция клеточного дыхания-поглощение кислорода.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Рекомендации по выполнению заданий Линии 12
1. Необходимо анализировать каждое высказывание в отдельности, указать метками правильность или ошибочность суждения рядом с каждым высказывание.
2. Выбрать нужный вариант ответа.
Задания Линии 16
Рекомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 16
1) на рисунке нужно обязательно подписать каждую указанную часть, используя знания из предмета «Биология. Человек»
2) сопоставляй твои подписи с предложенным в задании перечнем обозначений
3) найди совпадения. Оформи ответ к заданию.
4) рекомендуется цифры ответа вносить в порядке возрастания
Задание линии 17
В чем сходство грибов и растений? Выберите три верных ответа.
1) являются гетеротрофами
2) имеют в клетках оформленные ядра
3) образуют питательные вещества в процессе фотосинтеза
4) размножение бесполым и половым путем
5) ведут прикрепленный образ жизни
6) имеют корневые системы
Рекомендации ученику по выполнению заданий Линии17
1. Схематично нарисуйте гриб и растение на черновике.
2. Пронализируйте каждый признак и соотносите с изображенными объектами.
3. Под каждым рисунком запишите по 3 признака и сделайте вывод.
Задания Линии 24 –это умение работать с текстом биологического содержания
Текст может быть абсолютно на любую биологическую тему. К такому типу заданий обучающихся я начинаю готовить с 5 класса, как только они начинают изучать предмет «Биология». Здесь важно научить ребенка в каждом предложении видеть главную мысль. Этому детей обучают еще в начальной школе, но из-за того, что современные дети привыкли получать готовый ответ на вопрос их сети Интернет, у них не развивается читательская грамотность. В домашних условиях родители уже давно не проверяют домашнее задание- ответы на вопросы к тексту, ссылаясь на свою чрезмерную занятость и живя с мыслью, что этому всему должна учить школа. Поэтому, работа с текстом любого содержания мною проводится во всех классах с 5 по 9 не только на уроках биологии, но в 8-9 классах и на уроках химии. Поскольку данный тип заданий помогает «слабому» ученику набрать 2-3 балла для итогового результата.
Рекомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 24
1) внимательно и вдумчиво прочитай текст первый раз, постарайся понять его содержание.
2) внимательно прочитай вопросы к тексту. При повторном чтении текста ответы на вопросы сразу подчеркивай в тексте.
3) прочитай вопрос и найденный к нему ответ- старайся, чтобы ответы были конкретными на поставленный в задании вопрос.
4) если четкого ответа в тексте нет, только тогда отвечай на вопрос используя свои знания из соответствующей области биологии
Достаточно часто биологию выбирают на ОГЭ дети не только мотивированные, но и с низким уровнем интеллектуальных способностей, поскольку считают, что раз здесь нет формул, исторических дат, материал можно выучить. При этом учитель, который готовит обучающихся к экзамену по биологии, должен каждому выпускнику (особенно с низким уровнем интеллектуального развития и слабой памятью) предложить алгоритм выполнения заданий (для каждой линии свой), чтобы у ребенка вероятность успешного выполнения заданий на экзамене была достаточной для положительного результата.
Таким образом, рассмотренные в данной статье методические приёмы для формирования естественнонаучной грамотности при подготовке к ОГЭ могут носить разный характер направленны на развитие логического мышления.
1. ОГЭ-2023. Биология. Типовые экзаменационные варианты под редакцией В.С. Рохлова / И.А. Бобряшова, Т.А. Галлас, В.С. Рохлов, В.Б. Саленко. – М., «Национальное образование», 2023 г.- 393 с.
2. Шакирова, Д. М. Функциональная грамотность / Д. М. Шакирова, Г. А. Рудик, И. И. Лушпаева. - Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2021 г. - 156 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.