Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

  • docx
  • 08.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СОШ Тюменева Зоя Витальевна Естественнонаучная грамотность.docx

Тюменева Зоя Витальевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №9» г.Чебоксары

 

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

Аннотация: статья посвящена формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе на примере предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).

 Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, компетенции, учебные операции.

       С начала 2000-х годов   наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

      В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

     Результаты 15-летних российских школьников в международном исследовании PISA  свидетельствуют о  среднем невысоком уровне естественнонаучной грамотности  учащихся. Между тем естественнонаучная грамотность определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира  и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. Перед  российским образованием стоит задача повышения уровня естественнонаучной грамотности российских учащихся, а значит, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования.

     Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

 - научно объяснять явления;

-  понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

      В процессе формирования естественнонаучной грамотности младших школьников особую, ключевую роль имеет предметная область «Окружающий мир». Курс  «Окружающий мир» для 1-4 классов последовательно решает проблему освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Всё это способствует и формированию естественнонаучной грамотности.

      В  процессе формирования естественнонаучной грамотности важно особое внимание уделять исследовательскому подходу в обучении, поисково-исследовательской деятельности младших школьников как приоритетной. Причем смысл и содержание детских учебных исследований по естествознанию соотнести с их реальными возможностями и возрастными особенностями.

В 1 классе ученики выполняют  следующие  проекты: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Их поисково-исследовательская деятельность будет включать в себя:

• познавательный мотив (Зачем?),

• цель как прообраз результата деятельности (что должны получить?),

• исследовательские действия (гипотеза /гипотезы; операции) – (что будем исследовать?)

• интеллектуальные действия (анализ, сопоставление, обобщение, классификация) – (как будем действовать?)

• регулятивные действия (контроль, оценка, комментарий) – (правильно ли действовали?),

• представительские действия (способы презентации полученных результатов) – (как представим результаты?)

При  выборе объектов учебных исследований для младших школьников следует ориентироваться на состав и многообразие живой и неживой природы, представленные в учебниках и рабочих тетрадях по окружающему миру.

        Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:

·               переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;

·               «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;

·          анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

·               выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;

·               представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;

·          подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления.

       В 1 классе целостное восприятие ребёнком окружающего мира обеспечивается самим построением учебника (Плешаков А.А. Окружающий мир, УМК «Школа России»), включающего разделы «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?». В каждом разделе предусмотрено обращение как к естественнонаучным, так и обществоведческим вопросам. Важнейшим фактором, обеспечивающим целостный взгляд на мир, является постоянное внимание к поиску связей и зависимостей, в том числе причинно-следственного характера. Это относится к учебникам для всех классов.

        В учебнике Плешакова А.А. (1 класс) содержится обширный материал, направленный на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Например, проводится сравнение ели и сосны, реки и моря, различных средств транспорта, подбор примеров животных разных групп (отнесение к известным понятиям). Анализ иллюстраций, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений предусмотрены, в частности, такими заданиями: «Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах» (урок «Где живут белые медведи?»); «Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне, в тропическом лесу» (урок «Где живут слоны?»); «Рассмотрите рисунки и попробуйте объяснить, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края», «Где же зимуют перелётные птицы? Выскажите предположения. Подумайте, как их можно доказать» (урок «Где зимуют птицы?»).

    Виды деятельности детей на уроках при изучении курса разнообразны. Уже в 1 классе учащиеся начинают осваивать основные способы получения информации об окружающем мире, которыми будут пользоваться и в последующих классах, овладевая ими на новых уровнях. Первоклассники ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя,  выполняют практические работы и несложные опыты, участвуют в проектной деятельности, беседах, дидактических играх, выполняют задания в электронном приложении к учебнику. Эти виды деятельности дополняются раскрашиванием, рисованием, просмотром слайдов и видеофрагментов, прослушиванием аудиозаписей.

     Почти  в каждой теме урока в 1 классе формулируется проблемный вопрос или создаётся проблемная ситуация. Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями.

     Чтобы реализовать все цели по формированию естественнонаучной грамотности, надо использовать новые приёмы на уроках и современные педагогические технологии. На своих уроках применяю следующие приёмы:

- «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

- «Кластер». Это графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. В 1 классе кластер составляется коллективно вместе с учителем.

- «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Фишбоун тоже составляется под руководством учителя.

- Синквейн .  Это  стихотворение  из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

     Дети очень любят этот приём. Его можно использовать почти на каждом уроке. Сначала сама составляю синквейн и предлагаю детям расположить все слова в правильном порядке. Таким образом, из урока в урок дети сами начинают придумывать. 

 

Список литературы

1.     Ковалева Г.С. Изучение естественно-научной грамотности в рамках международной программы PISA // Естествознание в школе. 2004. № 2.

2.     Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

3.     Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Актуальность формирования функциональной естественнонаучной и математической грамотности младших школьников в свете требований ФГОС НОО. [Электронный ресурс].

//https://events.prosv.ru/uploads/2021/02/additions/0zlnc02DzXoszAhNkTFOq67X8bmj7q2UfVnrec3S.pdf.