Формирование этических представлений в процессе театрализованной деятельности
Оценка 4.9

Формирование этических представлений в процессе театрализованной деятельности

Оценка 4.9
docx
02.02.2022
Формирование этических представлений  в процессе театрализованной деятельности
Формирование этических представлений в процессе театрализованной деятельности.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«ЦДО г. Владикавказа»

Структурное подразделение «Центр Эстетического воспитания детей «Творчество»»

 

 

Принята на заседании                                                                     Утверждаю

Методического совета                                                                    директор МАУ ДО

с/п ЦЭВД «Творчество»                                                                 «ЦДО г. Владикавказа

протокол ___ от __________2021г.                                               Буклов С.С.

«___» ____________ 2021 г.

 

 

 

 

 

«Формирование этических представлений у детей и их родителей
в процессе театрализованной деятельности»

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и родителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Семёнова Н.Ю.

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в нашей стране трудно найти образовательное учреждение, где бы педагоги ни использовали театральную деятельность. Театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения используется уже давно. Вспомним гениального основоположника педагогики Яна Амоса Коменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам.

Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, наделяет новыми, в реальной жизни часто недостижимыми возможностями.

Дети любят играть, игра - это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребёнок сразу входит в образ. Задача педагога увлечь ребёнка, продолжить игру, дать возможность сделать что-то по-своему. Важно проявить партнёрскую позицию - только тогда игра постепенно превращается в настоящий спектакль.

Спектакль с участием маленьких детей должен быть недолгим и несложным, а также немногословным - больше действий и событий. Костюмы и декорации - красочные, разнообразные, привлекательные.

Постигая технику актёрской работы, дети занимаются тренингами сценического движения, выполняют различные упражнения по правильному дыханию, дикции и артикуляции, знакомятся с приёмами постижения и выражения художественного образа.

Таким образом, театрализованная деятельность является одним из важных средств развития личности ребёнка, его интеллекта, речи, памяти, эмоциональной отзывчивости.

Цель театрализованной деятельности - помочь детям стать гибкими в общении, научиться находить нестандартные решения в различных ситуациях, раскрывать свой творческий потенциал, снять накопившееся напряжение.

В процессе театральных занятий дети знакомятся не только с языком и эстетикой театра, но и с такими важнейшими категориями, как прекрасное и безобразное: исполняя разные роли, они должны передавать поступки и поведение разных героев, в том числе добрых и злых. Расширяя художественный опыт детей, их знакомят с основными понятиями театрального искусства. Руководителю театрального кружка необходимо также решать и этические задачи, которые возникают на разных стадиях занятий с детьми. Они могут возникать и тогда, когда дети только приступают к освоению «театральной азбуки», и тогда, когда происходит распределение ролей.

Театральные занятия требуют от детей немалых усилий, особенно на начальном этапе, когда они начинают постигать азы актерской профессии. И нельзя дать гарантию того, что их первые шаги всегда будут успешными.

Так, при тренинге дикции, во время многократных повторений скороговорок отдельные дети допускают обмолвки, которые вызывают у товарищей смех. Если такая реакция возникает один раз, её нетрудно погасить укоризненным взглядом, направленным в сторону тех, кто смеялся, «знаком тишины» (палец, приложенный к губам). Но, если подобная реакция становится нормой поведения, с ней необходимо достаточно долго бороться, формируя у детей правильные этические нормы во время занятий.

Одним из результативных приёмов может оказаться просьба к тому, кто смеялся над товарищем: «Попробуй сам выполнить это задание без ошибок!» Нередко выясняется, что тот, кто смеялся над своим «коллегой по театру», тоже ошибается. И это открытие снимает вопрос некорректного поведения на занятии.

Второй приём - просьба педагога, обращенная к тому же насмешнику: «Если ты сам уже достаточно хорошо умеешь выполнять задание, то помоги товарищу научиться выговаривать нужный текст». Подобные поручения не только развивают верное понимание чувства коллективизма, единства действий, но и не дают развиваться возможному соперничеству.

Ребёнка, который допускал ошибки, можно похвалить, отметив его успехи в каком-то другом виде театральных занятий, например, в тренинге сценического движения или пантомимике.

Следующий этический момент, который руководителю детского театрального объединения следует держать под постоянным контролем, касается распределения ролей в преддверии работы над выбранной пьесой. В профессиональном театре существует закон: распределением ролей занимается режиссер, и его приказы не обсуждаются. Но в детском коллективе следует прибегать к более корректным решениям. Например, несколько детей выражают желание исполнить роли главных героев, и никто не хочет играть в эпизодах. В подобном случае руководителю следует настроить их на то, что все роли важны, что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой ансамбль - согласованность всех исполнителей независимо от веса их ролей в сюжете. В этом случае уместно выглядит обращение к классическим театральным поговоркам типа «Не бывает маленьких ролей, есть маленькие актёры» или к рассказам о том, что некоторые известные исполнители значительную часть своей жизни играли в эпизодах, но их появление на сцене всегда сопровождалось

аплодисментами зрителей.

Отдельный разговор - об отношении юных артистов к отрицательным ролям. И тут опять приходится очень терпеливо объяснять детям, что все роли интересны, беседовать с ними как, со взрослыми. В ходе понимания детьми этой проблемы решаются и очень важная воспитательная задача.

Ещё один момент регулирования этической ситуации может появиться
из- за специфики работы в театральном кружке. Как известно, актерские тренинги связаны с многократными повторами одних и тех же физических действий, одних и тех же речевых упражнений, что для детей может показаться утомительным. И бывает так, что кто-то вслух выразит своё недовольство: «Сколько раз можно повторять одно и то же!». И здесь опять решается очень важная воспитательная задача. Накопленный детьми опыт театральных действий позволяет преодолеть отрицательные эмоции, переведя их в положительные впечатления. Как правило, подобные высказывания встречают неизменные возражения, которые произносят другие участники театрального коллектива: «Ведь мы должны хорошо сыграть спектакль!.. Ведь мы должны научиться, всё делать правильно». Подобные высказывания свидетельствуют о стремлении самих детей найти выход из конфликтной ситуации, не прибегая к вмешательству педагога.

Наряду с важнейшими задачами, актерскими и педагогическими, педагогу приходиться решать и задачи этического плана, которые касаются родителей юных актёров.

В книге «Моя жизнь в искусстве» великий Станиславский вспоминает, как в первые годы после революции в театр пришёл новый зритель: красноармейцы, рабочие и крестьяне. Каждый спектакль тогда начинался не с показа постановки, а с того, что Станиславский лично выходил к публике и объяснял, как надо вести себя в зрительном зале: не следует грызть орехи и семечки, не курить, не выбегать на сцену, не выкрикивать реплики в адрес героев постановки и т.д. Как показывает опыт, аналогичные просветительские действия приходится выполнять и сегодня, только внося в них некоторые коррективы. Необходимо обращаться, к родителям с просьбой выключать во время спектакля мобильные телефоны, не привлекать внимание детей, играющих на сцене, своими выкриками и т.д.

Другая сторона неверного родительского отношения к театральным занятиям детей - их завышенное мнение насчет способностей сына или дочки. Бывает, что родители требуют, чтобы их ребенку дали главную роль. В данной ситуации необходимо терпеливо объяснять и родителям по какой причине их ребёнок не получит главную роль. Но, если чей-то родитель оказал поддержку театральному коллективу, в какой бы форме она не

выражалась, необходимо его поощрить. Из вышесказанного, очевидно, что некоторые поведенческие моменты, возникающие у родителей во время работы с их детьми, требуют вмешательства со стороны педагогов. Но на этом фоне более ценным выглядит развитие творческих способностей детей.


 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ЦДО г

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ЦДО г

Сегодня в нашей стране трудно найти образовательное учреждение, где бы педагоги ни использовали театральную деятельность

Сегодня в нашей стране трудно найти образовательное учреждение, где бы педагоги ни использовали театральную деятельность

Если такая реакция возникает один раз, её нетрудно погасить укоризненным взглядом, направленным в сторону тех, кто смеялся, «знаком тишины» (палец, приложенный к губам)

Если такая реакция возникает один раз, её нетрудно погасить укоризненным взглядом, направленным в сторону тех, кто смеялся, «знаком тишины» (палец, приложенный к губам)

Накопленный детьми опыт театральных действий позволяет преодолеть отрицательные эмоции, переведя их в положительные впечатления

Накопленный детьми опыт театральных действий позволяет преодолеть отрицательные эмоции, переведя их в положительные впечатления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022