«Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках истории в условиях госпитальной школы: из опыта работы»
Содержание выступления, краткие тезисы
В 2023-2024 учебном году второй год работаю над темой самообразования «Использование современных образовательных технологий на уроках истории как средства развития познавательной активности учащихся и создания условий для их самореализации». При этом тема самообразования тесно связана с изучением формирования функциональной грамотности. Сегодня хочу рассказать о своем опыте формирования финансовой грамотности на уроках истории в условиях госпитальной школы.
Формирование финансовой грамотности на уроках истории способствует воспитанию учащихся быть финансово грамотными, предприимчивыми, чтобы в будущем они стали добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками, смогли умело ориентироваться в экономической ситуации государства и принимать правильное решение в любой экономической ситуации.
Тема урока: «Образование государства Русь» в 6 классе.
Почему в этой теме можно затронуть финансовую грамотность?
Дело в том, что правившая в X веке в Древнерусском государстве княгиня Ольга в период своего правления провела первую финансовую реформу на Руси. Она установила фиксированный размер дани и порядок ее сборов.
Работа по тексту параграфа, работа с историческими документами в учебнике, работа с иллюстративным материалом с выполнением заданий по финансовой грамотности в тетради.
Учащиеся выполняют несколько заданий.
Задание №1. Соотнесите термины и их значения (ответы искать в тексте параграфа, в исторических документах к параграфу)
Термины |
Определения |
1. Полюдье |
А.Княжеские станы, пункты приезда за данью, свозимой сюда из ближайших поселений. |
2. Повоз |
Б. Древнерусская мера наказания, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения (денежный штраф). |
3. Урок |
В. Принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения. |
4. Погост |
Г. Фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. |
5. Становища |
Д. Новый порядок сбора дани, установленный княгиней Ольгой. |
6. Вира |
Е. Место остановки князя и его дружины во время сбора урока (постоялый двор). |
7. Дань |
Ж. Повинность, которая заключалась в обязанности доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя (феодала) на княжеский двор, рынок или в поход. |
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Д |
Ж |
Г |
Е |
А |
Б |
В |
Задание №2. Рассмотрите картину Николая Рериха «Собирают дань» (написана в 1908 году) и ответьте на вопросы.
Учитель кратко рассказывает о Рерихе (1874-1947) — известный русский художник, писатель, путешественник, автор многих произведений изобразительного искусства на историческую тематику.
Беседа по иллюстрации. Объяснительно-иллюстративный метод.
Вопросы по финансовой грамотности для учащихся |
Примерные ответы учащихся |
Пояснения учителя к ответу |
Расскажите, как собирали дань в Древней Руси |
Люди принесли меха, продовольствие в бочках. |
При княгине Ольге каждому племени была установлена своя норма. Сама княгиня уже не ездила за сбором дани, этим занимались её люди. Так была проведена финансовая реформа — важное преобразование, укрепившее государственность. Объясняю слово «финансы». |
Почему дань не деньгами, а именно так? |
Денег еще не было, их было мало, не имели ценность. |
Основной мерой дани являлись меха, продукты питания, одежда. В исторических источниках нет информации о том, были ли деньги при княгине Ольге. Древнерусское государство только зарождалось, поэтому только зарождались товарно-денежные отношения. Шкуры животных считались твердой и надежной валютой. Но в последнем десятилетии X века в Древнерусском государстве начинается монетная чеканка. Это уже после смерти Ольги. На Русь также поступали зарубежные монеты от купцов, которые торговали с другими странами. Их нашли археологи. |
Почему обязаны были платить дань? Можно ли было не платить? |
Платить надо было, иначе накажут. Стоят люди с копьями. Люди тогда помнили, как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. |
Дань с населения тогда были как налоги. А налоги всегда, во все времена, и сейчас тоже платить нужно обязательно. На эти деньги содержится армия, строятся дороги, мосты, содержатся школы и больницы и т. д. За уклонение от уплаты налогов при любой власти ждет наказание. Налоги не всегда справедливые, но их уплата — это обязанность. Поэтому в Древней Руси сурово наказывали вплоть до смертной казни. Люди с копьями — это тиуны, княжеские подчиненные, которых Ольга назначила следить за сбором и отправкой дани в столицу. |
На практике не всегда удается на уроке выполнить оба задания, т. к. Урок длится всего 5 минут, а содержание учебного материала по этой теме объемное, изучаем несколько первых князей и их деятельность на княжеском троне.
Николай Рерих «Собирают дань» (1908)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.