«Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках истории в условиях госпитальной школы: из опыта работы»

  • docx
  • 13.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование финансовой грамотности на уроках  истории способствует воспитанию учащихся быть финансово грамотными, предприимчивыми, чтобы в будущем они стали добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками, смогли умело ориентироваться в экономической ситуации государства и принимать правильное решение в любой экономической ситуации.
Иконка файла материала Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках истории в условиях госпитальной школы.docx

«Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках истории в условиях госпитальной школы: из опыта работы»

 

Содержание выступления, краткие тезисы

 

В 2023-2024 учебном году второй год работаю над темой самообразования «Использование современных образовательных технологий на уроках истории как средства развития познавательной активности учащихся и создания условий для их самореализации». При этом тема самообразования тесно связана с изучением формирования функциональной грамотности. Сегодня хочу рассказать о своем опыте формирования финансовой грамотности на уроках истории в условиях госпитальной школы.

Формирование финансовой грамотности на уроках  истории способствует воспитанию учащихся быть финансово грамотными, предприимчивыми, чтобы в будущем они стали добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками, смогли умело ориентироваться в экономической ситуации государства и принимать правильное решение в любой экономической ситуации.

 

Тема урока: «Образование государства Русь» в 6 классе.

 

Почему в этой теме можно затронуть финансовую грамотность?

 

Дело в том, что правившая в X веке в Древнерусском государстве княгиня Ольга в период своего правления провела первую финансовую реформу на Руси. Она установила фиксированный размер дани и порядок ее сборов.

 

Работа по тексту параграфа, работа с историческими документами в учебнике, работа с иллюстративным материалом с выполнением заданий по финансовой грамотности в тетради.

Учащиеся выполняют несколько заданий.

 

Задание №1. Соотнесите термины и их значения (ответы искать в тексте параграфа, в исторических документах к параграфу)

 

Термины

Определения

1. Полюдье

А.Княжеские станы, пункты приезда за данью, свозимой сюда из ближайших поселений.

2. Повоз

Б. Древнерусская мера наказания, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения (денежный штраф).

3. Урок

В. Принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.

4. Погост

Г. Фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.

5. Становища

Д. Новый порядок сбора дани, установленный княгиней Ольгой.

6. Вира

Е. Место остановки князя и его дружины во время сбора урока (постоялый двор).

7. Дань

Ж. Повинность, которая заключалась в обязанности доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя (феодала) на княжеский двор, рынок или в поход.

 

Ответы:

 

1

2

3

4

5

6

7

Д

Ж

Г

Е

А

Б

В

 

Задание №2. Рассмотрите картину Николая Рериха «Собирают дань» (написана в 1908 году) и ответьте на вопросы.

 

Учитель кратко рассказывает о Рерихе (1874-1947) — известный русский художник, писатель, путешественник, автор многих произведений изобразительного искусства на историческую тематику.

 

Беседа по иллюстрации. Объяснительно-иллюстративный метод.

Вопросы по финансовой грамотности для учащихся

Примерные ответы учащихся

Пояснения учителя к ответу

Расскажите, как собирали дань в Древней Руси

Люди принесли меха, продовольствие в бочках.

При княгине Ольге каждому племени была установлена своя норма. Сама княгиня уже не ездила за сбором дани, этим занимались её люди. Так была проведена финансовая реформа — важное преобразование, укрепившее государственность. Объясняю слово «финансы».

Почему дань не деньгами, а именно так?

Денег еще не было, их было мало, не имели ценность.

Основной мерой дани являлись меха, продукты питания, одежда. В исторических источниках нет информации о том, были ли деньги при княгине Ольге. Древнерусское государство только зарождалось, поэтому только зарождались товарно-денежные отношения. Шкуры животных считались твердой и надежной валютой. Но в последнем десятилетии X века в Древнерусском государстве начинается монетная чеканка. Это уже после смерти Ольги. На Русь также поступали зарубежные монеты от купцов, которые торговали с другими странами. Их нашли археологи.

Почему обязаны были платить дань? Можно ли было не платить?

Платить надо было, иначе накажут. Стоят люди с копьями. Люди тогда помнили, как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа.

Дань с населения тогда были  как налоги. А налоги всегда, во все времена, и сейчас тоже платить нужно обязательно. На эти деньги содержится армия, строятся дороги, мосты, содержатся школы и больницы и т. д. За уклонение от уплаты налогов при любой власти ждет наказание. Налоги не всегда справедливые, но их уплата — это обязанность. Поэтому в Древней Руси сурово наказывали вплоть до смертной казни.  Люди с копьями — это тиуны, княжеские подчиненные, которых Ольга назначила следить за сбором и отправкой дани в столицу.

На практике не всегда удается на уроке выполнить оба задания, т. к. Урок длится всего 5 минут, а содержание учебного материала по этой теме объемное, изучаем несколько первых князей и их деятельность на княжеском троне.

 

 

Николай Рерих «Собирают дань» (1908)

 


 

Посмотрите также