Этапы формирования фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста.
Узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти на основе музыкальных инструментов.
Дети слушают звучание игрушечных музыкальных инструментов, как они называются. Потом логопед за ширмой воспроизводит звучание. Дети отвечают на вопрос: «Что звучит?»
Цель: определение направления звука.
Дети сидят в разных местах комнаты группами. В каждой группе есть музыкальный инструмент. Водящему предлагается закрыть глаза и угадать где позвонили, направление указать рукой.
Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»,-водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек.
Определить, где хлопнули.
Дети сидят в разных местах комнаты. Водящему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
Цель: умение дифференцировать звуки с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры
В игре можно использовать :крупу, косточки от ягод, фруктов, семечки и т.д.
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.
«УЛИТОЧКА»
Умение узнавать товарища по голосу.
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?
УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ.
Развивать остроту слуха.
Ведущий
даёт команды
четким шёпотом .
Например:
«Руки вверх,
в стороны,
кругом»и т.д.
НАЙДИ КАРТИНКУ
Развитие восприятия звукокомплексов.
-с опорой на зрительное восприятие артикуляции
-без опоры на зрительное восприятие(губы логопеда закрыты).
ТРИ МЕДВЕДЯ
Научить различать реплики по высоте и тембру звучания.
Михайло Иванович, Настасья Петровна,
Мишутка.
Различение слов, близких по звуковому составу.
На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
СЛОВА-ПЕРЕВЁРТЫШИ
Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов.
Например:
баман альбом
паман айбом
банан аньбом
ванан альмом
маван альном
«ПУТАНИЦА»
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Например:
Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
Воробей дремал в беседке
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
НЕЗНАЙКИНЫ СТИХИ.
Прослушай рифмовку, замени «неправильное слово».
Отругала мама зайку-
Не надел под свитер гайку.(майку)
Много снега во дворе-
Едут танки по горе.(санки)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей дудке.(будке)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
*воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога*воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками*воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками*воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости: по два слога; по три слог*воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающихся по твердости-мягкости*воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
«Разноцветные мячи»
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстрого мышления.
красный мяч-гласный
синий-согласный
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа
«Слог да слог - и будет слово»«Мяч поймай - слово составляй»«Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трёхсложные слова.
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
«Кто лучше слушает?»
Цель: развитие умения определять количество
услышанных гласных.
А ;ОА ;АУО…
«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развивать умение выделять общий звук
в словах.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ
При определении наличия или отсутствия звука в слове гласные звуки можно изображать красными кружками или символами звуков
«Найди звук», «Куда спрятался звук»…
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ
При выделении гласного в начале, конце, середине односложных слов.
«Найди место звука в слове», «Какой гласный убежал в конец слова?», «Какой гласный прячется в середине слова?», «Какой гласный начинает слово?»…
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определённая последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.
«Назови последний звук»
«Помоги заселить жильцов»
«Договори словечко» и т.д.
Цель: развивать умение определять
последний согласный звук в слове.
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ
При выделении изученного согласного в составе слова
«Я услышу этот звук, положу -в начало круг
-в серёдку круг
-в конце я круг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.