Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста
Оценка 4.7

Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
дефектология
6 кл—9 кл
30.10.2022
Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста
Проблема формирования у детей фонематического слуха является одной из важнейших в обучении грамоте. Особенно сложно складывается работа с детьми с ОВЗ. Я хочу вспомнить о приемах по развитию фонематического восприятия в определенной последовательности, обобщив сведения, почерпнутые из литературных источников. Из собственного практического опыта представлю игры наиболее интересные, обновленные и многофункциональные. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготав¬ливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста.ppt

Этапы формирования фонематического восприятия у детей с

Этапы формирования фонематического восприятия у детей с

Этапы формирования фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста.

Узнавание неречевых звуков.

Узнавание неречевых звуков.

Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Игры. «Угадай , что звучит.» «Где позвонили?» «Где хлопнули?» «Что гремит?»

Игры. «Угадай , что звучит.» «Где позвонили?» «Где хлопнули?» «Что гремит?»

Игры.

«Угадай , что звучит.»
«Где позвонили?»
«Где хлопнули?»
«Что гремит?»

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти на основе музыкальных инструментов

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти на основе музыкальных инструментов

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти на основе музыкальных инструментов.

Дети слушают звучание игрушечных музыкальных инструментов, как они называются. Потом логопед за ширмой воспроизводит звучание. Дети отвечают на вопрос: «Что звучит?»

Цель: определение направления звука

Цель: определение направления звука

Цель: определение направления звука.

Дети сидят в разных местах комнаты группами. В каждой группе есть музыкальный инструмент. Водящему предлагается закрыть глаза и угадать где позвонили, направление указать рукой.
Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»,-водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек.

Определить, где хлопнули. Дети сидят в разных местах комнаты

Определить, где хлопнули. Дети сидят в разных местах комнаты

Определить, где хлопнули.

Дети сидят в разных местах комнаты. Водящему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

Цель: умение дифференцировать звуки с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры

Цель: умение дифференцировать звуки с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры

Цель: умение дифференцировать звуки с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры

В игре можно использовать :крупу, косточки от ягод, фруктов, семечки и т.д.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

АУ» Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса

АУ» Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса

«АУ»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

УЛИТОЧКА» Умение узнавать товарища по голосу

УЛИТОЧКА» Умение узнавать товарища по голосу

«УЛИТОЧКА»

Умение узнавать товарища по голосу.
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?

УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ. Развивать остроту слуха

УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ. Развивать остроту слуха

УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ.

Развивать остроту слуха.


Ведущий
даёт команды
четким шёпотом .
Например:
«Руки вверх,
в стороны,
кругом»и т.д.

НАЙДИ КАРТИНКУ Развитие восприятия звукокомплексов

НАЙДИ КАРТИНКУ Развитие восприятия звукокомплексов

НАЙДИ КАРТИНКУ

Развитие восприятия звукокомплексов.
-с опорой на зрительное восприятие артикуляции
-без опоры на зрительное восприятие(губы логопеда закрыты).

ТРИ МЕДВЕДЯ Научить различать реплики по высоте и тембру звучания

ТРИ МЕДВЕДЯ Научить различать реплики по высоте и тембру звучания

ТРИ МЕДВЕДЯ

Научить различать реплики по высоте и тембру звучания.

Михайло Иванович, Настасья Петровна,
Мишутка.

Различение слов, близких по звуковому составу

Различение слов, близких по звуковому составу

Различение слов, близких по звуковому составу.



На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

СЛОВА-ПЕРЕВЁРТЫШИ Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов

СЛОВА-ПЕРЕВЁРТЫШИ Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов

СЛОВА-ПЕРЕВЁРТЫШИ

Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов.
Например:
баман альбом
паман айбом
банан аньбом
ванан альмом
маван альном

ПУТАНИЦА» Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком

ПУТАНИЦА» Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком

«ПУТАНИЦА»

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Например:
Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.

Воробей дремал в беседке
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.

Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА -с опорой на картинки -на слух:

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА -с опорой на картинки -на слух:

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА

-с опорой на картинки





-на слух:

Пень-день; танк –банк; ком-дом …

ПРОТЯНИ ВЕРЕВОЧКИ Соедини линиями похожие по звучанию картинки

ПРОТЯНИ ВЕРЕВОЧКИ Соедини линиями похожие по звучанию картинки

ПРОТЯНИ ВЕРЕВОЧКИ

Соедини линиями похожие по звучанию картинки

НЕЗНАЙКИНЫ СТИХИ. Прослушай рифмовку, замени «неправильное слово»

НЕЗНАЙКИНЫ СТИХИ. Прослушай рифмовку, замени «неправильное слово»

НЕЗНАЙКИНЫ СТИХИ.

Прослушай рифмовку, замени «неправильное слово».

Отругала мама зайку-
Не надел под свитер гайку.(майку)

Много снега во дворе-
Едут танки по горе.(санки)

Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей дудке.(будке)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ



На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

*воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога *воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками *воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными…

*воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога *воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками *воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными…

*воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога *воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками *воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками *воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости: по два слога; по три слог *воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающихся по твердости-мягкости *воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными

ТА та-ТА-та ТА-та-та та-то-ту бо-ба-бы та-ка-па фа-ха-на га-ба-на

ТА та-ТА-та ТА-та-та та-то-ту бо-ба-бы та-ка-па фа-ха-на га-ба-на

та-та-ТА
та-ТА-та ТА-та-та

та-то-ту
бо-ба-бы

та-ка-па
фа-ха-на га-ба-на

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ


На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Разноцветные мячи» Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстрого мышления

Разноцветные мячи» Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстрого мышления

«Разноцветные мячи»

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстрого мышления.


красный мяч-гласный
синий-согласный

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа

Слог да слог - и будет слово» «Мяч поймай - слово составляй» «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

Слог да слог - и будет слово» «Мяч поймай - слово составляй» «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

«Слог да слог - и будет слово» «Мяч поймай - слово составляй» «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трёхсложные слова.

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

«Кто лучше слушает?»
Цель: развитие умения определять количество
услышанных гласных.
А ;ОА ;АУО…

«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развивать умение выделять общий звук
в словах.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ

При определении наличия или отсутствия звука в слове гласные звуки можно изображать красными кружками или символами звуков
«Найди звук», «Куда спрятался звук»…




ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ

При выделении гласного в начале, конце, середине односложных слов.
«Найди место звука в слове», «Какой гласный убежал в конец слова?», «Какой гласный прячется в середине слова?», «Какой гласный начинает слово?»…

Затем приступают к анализу согласных звуков

Затем приступают к анализу согласных звуков

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определённая последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

«Назови последний звук»
«Помоги заселить жильцов»
«Договори словечко» и т.д.
Цель: развивать умение определять
последний согласный звук в слове.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗАДАННОГО

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗАДАННОГО

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

При выделении изученного согласного в составе слова
«Я услышу этот звук, положу -в начало круг
-в серёдку круг
-в конце я круг»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

Использовать сигнальные кружки синего и зеленого цвета
«Твердый, мягкий- подскажи, место верно укажи»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022
Посмотрите также: