Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 30.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема формирования у детей фонематического слуха является одной из важнейших в обучении грамоте. Особенно сложно складывается работа с детьми с ОВЗ. Я хочу вспомнить о приемах по развитию фонематического восприятия в определенной последовательности, обобщив сведения, почерпнутые из литературных источников. Из собственного практического опыта представлю игры наиболее интересные, обновленные и многофункциональные. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготав¬ливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Иконка файла материала Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста.ppt

Этапы формирования фонематического восприятия у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста.

Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Игры.

«Угадай , что звучит.»
«Где позвонили?»
«Где хлопнули?»
«Что гремит?»

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти на основе музыкальных инструментов.

Дети слушают звучание игрушечных музыкальных инструментов, как они называются. Потом логопед за ширмой воспроизводит звучание. Дети отвечают на вопрос: «Что звучит?»

Цель: определение направления звука.

Дети сидят в разных местах комнаты группами. В каждой группе есть музыкальный инструмент. Водящему предлагается закрыть глаза и угадать где позвонили, направление указать рукой.
Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»,-водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек.

Определить, где хлопнули.

Дети сидят в разных местах комнаты. Водящему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

Цель: умение дифференцировать звуки с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры

В игре можно использовать :крупу, косточки от ягод, фруктов, семечки и т.д.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

«АУ»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

«УЛИТОЧКА»

Умение узнавать товарища по голосу.
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?

УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ.

Развивать остроту слуха.


Ведущий
даёт команды
четким шёпотом .
Например:
«Руки вверх,
в стороны,
кругом»и т.д.

НАЙДИ КАРТИНКУ

Развитие восприятия звукокомплексов.
-с опорой на зрительное восприятие артикуляции
-без опоры на зрительное восприятие(губы логопеда закрыты).

ТРИ МЕДВЕДЯ

Научить различать реплики по высоте и тембру звучания.

Михайло Иванович, Настасья Петровна,
Мишутка.

Различение слов, близких по звуковому составу.



На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

СЛОВА-ПЕРЕВЁРТЫШИ

Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов.
Например:
баман альбом
паман айбом
банан аньбом
ванан альмом
маван альном

«ПУТАНИЦА»

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Например:
Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.

Воробей дремал в беседке
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.

Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА

-с опорой на картинки





-на слух:

Пень-день; танк –банк; ком-дом …

ПРОТЯНИ ВЕРЕВОЧКИ

Соедини линиями похожие по звучанию картинки

НЕЗНАЙКИНЫ СТИХИ.

Прослушай рифмовку, замени «неправильное слово».

Отругала мама зайку-
Не надел под свитер гайку.(майку)

Много снега во дворе-
Едут танки по горе.(санки)

Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей дудке.(будке)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ



На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

*воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога *воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками *воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками *воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости: по два слога; по три слог *воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающихся по твердости-мягкости *воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными

та-та-ТА
та-ТА-та ТА-та-та

та-то-ту
бо-ба-бы

та-ка-па
фа-ха-на га-ба-на

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ


На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

«Разноцветные мячи»

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстрого мышления.


красный мяч-гласный
синий-согласный

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа

«Слог да слог - и будет слово» «Мяч поймай - слово составляй» «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трёхсложные слова.

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

«Кто лучше слушает?»
Цель: развитие умения определять количество
услышанных гласных.
А ;ОА ;АУО…

«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развивать умение выделять общий звук
в словах.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ

При определении наличия или отсутствия звука в слове гласные звуки можно изображать красными кружками или символами звуков
«Найди звук», «Куда спрятался звук»…




ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ

При выделении гласного в начале, конце, середине односложных слов.
«Найди место звука в слове», «Какой гласный убежал в конец слова?», «Какой гласный прячется в середине слова?», «Какой гласный начинает слово?»…

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определённая последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

«Назови последний звук»
«Помоги заселить жильцов»
«Договори словечко» и т.д.
Цель: развивать умение определять
последний согласный звук в слове.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

При выделении изученного согласного в составе слова
«Я услышу этот звук, положу -в начало круг
-в серёдку круг
-в конце я круг»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

Использовать сигнальные кружки синего и зеленого цвета
«Твердый, мягкий- подскажи, место верно укажи»