Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся
Оценка 4.9

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся

Оценка 4.9
Педсоветы +1
pptx
10.02.2021
Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся
Формирование функциональной грамотности обучающихся - приоритетная цель в системе общего образования, одна из важнейших задач современного педагога. В презентации представлены ключевые элементы работы с текстом, блок работы на уроке русского языка в 5 классе по теме "Зима" и некоторые приёмы работы на уроках литературы при изучении в 10 классе романа И. Гончарова "Обломов". Показано, как может реализовываться задача развития механизма речи.
Формирование функциональной грамотности.pptx

Формирование функциональной (читательской) грамотности обучающихся

Формирование функциональной (читательской) грамотности обучающихся

Формирование функциональной (читательской) грамотности обучающихся.

Лобанова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
«МБОУ «Первоманская СШ»

Функциональная грамотность- способность человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,…

Функциональная грамотность- способность человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,…

Функциональная грамотность-

способность человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».
К. Д. Ушинский

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся

Ключевые элементы работы с текстом умение найти связь предложений в тексте; умение анализировать структуру текста; умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте; умение работать…

Ключевые элементы работы с текстом умение найти связь предложений в тексте; умение анализировать структуру текста; умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте; умение работать…

Ключевые элементы работы с текстом

умение найти связь предложений в тексте;
умение анализировать структуру текста;
умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте;
умение работать с неявно заданной информацией;
умение анализировать и структурировать информацию;
умение оценивать достаточность представленной информации или ее избыточность; качество и достоверность;
умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
умение устно и письменно осмысливать и оценивать полученную информацию;
умение применять полученную информацию при решении
широкого круга задач.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:

Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
Развитие устной и письменной речи: ­ развитие орфоэпических навыков; ­ работа по обогащению словарного запаса; ­ развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; ­ развитие устной и письменной разговорной, учебно-­научной, художественной речи. ­

Классификация PISA ТЕКСТЫ Сплошные

Классификация PISA ТЕКСТЫ Сплошные

Классификация PISA

ТЕКСТЫ

Сплошные

Несплошные

Смешанные

Несплошные

Смешанные

Художественные, научные тексты, журнальные, газетные статьи

таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги

веб-страницы, инфографика, объявление и др.

В 5­ и 6­ классах важно научить детей гибкому чтению

В 5­ и 6­ классах важно научить детей гибкому чтению

В 5­ и 6­ классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: ­ определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ; ­ прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;
­ вычленить из текста новую информацию и
сформулировать его главную мысль .

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном…

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном…

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и
словосочетаниям и т. д.

Сочинения­-повествования, сочинения­-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно­ -научной речи, сочинения-­описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста…

Сочинения­-повествования, сочинения­-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно­ -научной речи, сочинения-­описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста…

Сочинения­-повествования, сочинения­-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно­ -научной речи, сочинения-­описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для
развития письменной разговорной речи с
элементами современной художественной речи.

Блок работы с информацией по теме «Зима»

Блок работы с информацией по теме «Зима»

5 кл. Блок работы с информацией по теме «Зима» Формат текста: сплошной

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что
она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.
Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно
бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе,
что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному
зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
М. Шолохов

Рис. 1 Рис. 2. Рис. 3 Рис. 4

Рис. 1 Рис. 2. Рис. 3 Рис. 4

Рис. 1

Рис. 2.

Рис. 3

Рис. 4

Задание Группа читательских умений

Задание Группа читательских умений

Задание
 

Группа читательских умений

Формируемые умения/деятельность ученика

Найдите в тексте ключевые слова. Найдите образные слова и выражения, объясните их значение.

Находить и извлекать информацию
 

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

Какова основная мысль текста? Подумайте, как автору удалось передать свое отношение к родной природе. Оцените с этих позиций содержание текста и языковые средства.
 

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).

Рассмотрите рис.(№1, №2, №3, № 4) Соотносятся ли изображения с содержанием текста? Дайте аргументированный ответ.

Интегрировать и интерпретировать информацию
 

.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
 

Как можно озаглавить текст, учитывая авторскую позицию?

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

Формат текста: сплошной Чародейкою

Формат текста: сплошной Чародейкою

Формат текста: сплошной


Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев

Задание Группа читательских умений

Задание Группа читательских умений

Задание
 

Группа читательских умений

Формируемые умения/деятельность ученика

Какова основная мысль стихотворения?

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).

В чём сходство и различия 1-го и 2-го текстов? Обоснуйте ответ.

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Зимние опасности/формат текста: смешанный

Зимние опасности/формат текста: смешанный

Зимние опасности/формат текста: смешанный

Дети любят зиму, потому что зимой есть много развлечений: играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, коньках и лыжах, валяться в снегу.

Если мороз крепчает, надо следить за тем, чтобы не отморозить себе открытые части тела – лицо, руки

Если мороз крепчает, надо следить за тем, чтобы не отморозить себе открытые части тела – лицо, руки

Если мороз крепчает, надо следить за тем, чтобы не отморозить себе открытые части тела – лицо, руки. Обморожения и переохлаждения в зимний период особенно при сильном ветре. Кстати, отморожение может произойти и при температуре около нуля, особенно когда сыро и ветрено. Увидеть отморожение несложно. Отмороженный в лёгкой степени участок кожи на фоне розового цвета лица выглядит белым пятном. Это заметно со стороны. Поэтому, когда в мороз у кого-то из твоих друзей на щеке появились белые пятна или побелел кончик носа, скажи ему об этом, - надо срочно идти домой, или, если дом далеко, зайти в ближайший магазин или подъезд дома. Сам у себя ты, конечно, никаких пятен увидеть не сможешь, но можешь почувствовать онемение участка тела. Когда прикасаешься, но не чувствуешь прикосновения. Это тоже признак отморожения. Не надо растирать отмороженный участок кожи снегом. Отморожение - это замерзание. Если замерзает жидкость, она превращается в лёд. Так же в лед превращается кровь в капиллярах. Поэтому лучше подержать рукавичку на месте отморожения, чтобы дать растаять замёрзшему участку. Если же начать тереть, то ты ещё и травмируешь место отморожения. Надо идти домой и принимать меры, какие именно- читай статью «Первая помощь при отморожении».
http://zdravotvet.ru/okazanie-pervoj-medicinskoj-pomoshhi-pri-obmorozhenii/

Продолжение текста

Продолжение текста Одеваться на улицу в морозную погоду лучше свободно - неплотно прилегающая одежда создает дополнительную «воздушную подушку» между телом и окружающей средой - и…

Продолжение текста Одеваться на улицу в морозную погоду лучше свободно - неплотно прилегающая одежда создает дополнительную «воздушную подушку» между телом и окружающей средой - и…

Продолжение текста

Одеваться на улицу в морозную погоду лучше свободно - неплотно прилегающая одежда создает дополнительную «воздушную подушку» между телом и окружающей средой - и в несколько слоев. При этом верхняя одежда должна быть из непромокаемого материала. Нельзя выходить на мороз без перчаток или варежек, шарфа и шапки. Обувь не должна быть тесной - это часто является причиной обморожения ног. В мороз лучше поверх хлопчатобумажных носков одеть и шерстяные носки. Теплые стельки – обязательны.

Продолжение текста Металл на морозе становится опасен, и лучше не прикасаться к нему незащищенной кожей - возможно « прилипание »

Продолжение текста Металл на морозе становится опасен, и лучше не прикасаться к нему незащищенной кожей - возможно « прилипание »

Продолжение текста

Металл на морозе становится опасен, и лучше не прикасаться к нему незащищенной кожей - возможно «прилипание». Если ты лизнул железо на морозе и язык прилип – не отрывай! Будет большая рана. Если есть возможность, иди вместе с тем предметом, к которому примерз, домой. Дома вместе разморозитесь. Если же это металлическая конструкция горки или качелей, которую нереально принести домой, попросите окружающих вас людей принести теплой воды. Постепенно лейте теплую воду на язык или
ищите другие способы согреть часть конструкции, где вы прилипли.
Иногда в сильный мороз к металлу могут примерзнуть руки.
Поэтому нельзя на сильном морозе снимать варежки и прислонять
руки к металлическим предметам. Это относится и к санкам –
металлические элементы санок тоже могут обморозить руки.

Продолжение текста Сосульки в рот не брать!

Продолжение текста Сосульки в рот не брать!

Продолжение текста

Сосульки в рот не брать!
Часто дети, набегавшись, берут в рот сосульки или снег. Не надо это делать. Сосульки грязные. Сосульки намерзают из воды, которая течёт с крыши. А на крыше всякий мусор, пыль, голубиный помет. Представляете,
сколько микробов может быть в сосульке. Проведите простой
эксперимент. Принесите сосульку домой и оставьте ее таять
в чашке. А потом процедите талую воду через несколько слоев
марли (бинта, кусочек ваты). Вы увидите в осадке песчинки и
грязь.

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся

Задание Группа читательских умений

Задание Группа читательских умений

Задание
 

Группа читательских умений

Формируемые умения/деятельность ученика

Как вы понимаете значение слова «обморожение»?

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать значение слова или выражения на основе контекста.

Опираясь на информацию из текста, подготовьте для одноклассников устное сообщение на тему «Правила безопасности в зимний период».

Использовать информацию из текста.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи.

Составьте ПАМЯТКУ «Безопасность зимой» ,используя текст и картинки.

Использовать информацию из текста и изображений.

Интерпретировать информацию (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

Опишите ситуацию, в которой вам пригодятся полученные знания по теме «Безопасная зима»

Формулировать на основе полученной информации собственную гипотезу.
Выявлять связь между прочитанным и жизненными ситуациями.

Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов»

Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов»

10 класс. Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов». Часть I. Приём «Вопросы - стикеры»

«?»

«???»

Сколько лет Обломову?

Где и с кем он живёт?

Какой образ жизни ведёт Обломов?

О чём говорилось в полученном из Обломовки письме?

Каково происхождение Обломова?

И т. п.

Почему Обломов пребывает в плохом настроении?

Почему Обломов не хочет встать с дивана и заняться какой-нибудь деятельностью?

Почему из резвого и подвижного мальчугана вырос такой лентяй?

Какое отношение автора к герою мы чувствуем, читая портрет Обломова?

И. и.п.

Интеллект-карта «Система образов романа «Обломов»

Интеллект-карта «Система образов романа «Обломов»

Интеллект-карта «Система образов романа «Обломов»

Обломов

Родители
Обломова

Захар

Штольц

Родители Штольца

Сын Обломова

Агафья Пшеницына

Визитёры

Пенкин

Волков

Судьбинский

Тарантьев

Алексеев

Ольга Ильинская

Любовь, забота, патриархальные традиции

Деятельность, сила воли, предприимчивость, рационалист

Незаурядность ума, активная натура

Преданный, похож на барина

Добрая, скромная, заботливая, простая, чуткая

Проныра, мошенник

Обломов и Штольц: сравнительная характеристика

Обломов и Штольц: сравнительная характеристика

Обломов и Штольц: сравнительная характеристика

Задание: пройдите по ссылке и посмотрите видеофрагмент «Обломов и Штольц»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3500/main/93756/

Совпадают ли ваши представления об этих героях с интерпретацией, представленной в видеофрагменте?
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца».

Мы-кинокритики Почувствуйте себя настоящими кинокритиками

Мы-кинокритики Почувствуйте себя настоящими кинокритиками

Мы-кинокритики

Почувствуйте себя настоящими кинокритиками.
Посмотрите художественный фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979г.)
Ответьте на вопросы:
Кто режиссёр фильма? Автор сценария?
Выделите наиболее яркие эпизоды фильма.
В чём проявилось мастерство создателей фильма
(режиссёрские находки, игра актёров, музыкальное
сопровождение)?
Как замысел Гончарова раскрывается в фильме?
Есть ли принципиальные отличия фильма от книги?
Ваши впечатления от фильма?

Копирайтер Копирайтер- специалист в области написания текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а также сами тексты) для всех видов рекламы

Копирайтер Копирайтер- специалист в области написания текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а также сами тексты) для всех видов рекламы

Копирайтер

Копирайтер- специалист в области написания текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а также сами тексты) для всех видов рекламы. Задача копирайтера -кратко, доходчиво и образно сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы с целью воздействия на мнение и представления
потребителя (читателя, слушателя или зрителя)
и побуждения его к действию (покупке,
подписке, заказу и т. п.) .

Задание Мы- копирайтеры. Создайте рекламный текст к книге «Обломов»

Задание Мы- копирайтеры. Создайте рекламный текст к книге «Обломов»

Задание

Мы- копирайтеры. Создайте рекламный текст к книге «Обломов».

Работы учащихся Такого вы ещё не читали!

Работы учащихся Такого вы ещё не читали!

Работы учащихся

Такого вы ещё не читали! Роман Гончарова «Обломов» перенесёт Вас в необычную атмосферу, в созданный автором мир, где Вы будете вместе с главными героями решать их проблемы, почувствуете то, что они испытывают. Гончаров создал шедевр русской литературы, который сможет стать неким толчком для осознания своего «Я». Вы непременно захотите сравнить себя с главным героем и понять, что для Вас значит «счастье». Порассуждаете о предназначении человека на земле. Узнаете, что может привести к гибели души. Поймёте, почему человеку жизненно необходимо трудиться, а не только думать о смысле жизни.
Осознаете, что не нужно переставать мечтать, нельзя лишать себя
человечности.
Эту книгу стоит прочитать абсолютно каждому!

Работы учащихся Вам нечем заняться на карантине?

Работы учащихся Вам нечем заняться на карантине?

Работы учащихся

Вам нечем заняться на карантине? Проведите это время с пользой-прочитайте самое реалистичное произведение XIX века «Обломов» от автора таких бестселлеров, как «Обрыв» и «Обыкновенная история»-И. А. Гончарова. Это настоящая жизненная драма с запоминающимся сюжетом, повествование о двух совершенно разных людях, с разными жизненными принципами и интересами. В своих персонажах автор мастерски отражает характеры основных представителей населения России того времени, поднимает нравственно-
философские проблемы. Вы узнаете , что такое «обломовщина».
Произведение даст Вам по-настоящему жизненный опыт.

Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»

Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»

«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»
Василий Александрович Сухомлинский

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021