Формирование функциональной грамотности через применение разных форм педагогических технологий на уроках технологии
Оценка 4.7

Формирование функциональной грамотности через применение разных форм педагогических технологий на уроках технологии

Оценка 4.7
docx
25.06.2024
Формирование функциональной грамотности через применение разных форм педагогических технологий  на уроках технологии
Функциональная грамотность на уроках технологии.docx

Формирование функциональной грамотности через применение разных форм педагогических технологий

на уроках технологии

 

Образование – то, что остается       после того,

когда забывается все, чему учили.

                                                           А. Энштейн

 

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников, направленная на развитие функциональной грамотности.

Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.  Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. На своих уроках работу планирую так, чтобы в каждом занятии присутствовали идеи семи модулей: новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения.

Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Пример: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленной бытовой техники и т.д.

Отличительные черты функциональной грамотности:

- направленность на решение бытовых проблем;

- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

- связь с решением стандартных, стереотипных задач;

- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

- используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

 

Формы функциональной грамотности:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественно-научная грамотность;

- компьютерная грамотность;

- юридическая грамотность;

- экономическая грамотность;

- экологическая грамотность;

- грамотность в вопросах здоровья;

- грамотность в вопросах семейной жизни.

Мы должны создать условия для формирования функциональной грамотности на наших уроках. Это прежде всего:

 1. Профессиональная компетентность учителя

2. Системно-деятельностный подход

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке

4. Межпредметная интеграция

5. Образовательные технологии

6. Исследовательские и проблемные стратегии

7. Работа с технической документацией

8. Учебно-практические задания

 

Примеры заданий на уроках технологии для формирования функциональной грамотности учеников:

 

 Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

 

Задание. Выполнение творческого проекта.

В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё  это  формирует умения и навыки функциональной грамотности.

 

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.

 

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения»

Задание. Ребенок  одел вязанный овечий свитер. После носки стал покрываться красными пятнами, на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте.

 

Тема: «Здоровое питание», «Технология приготовления блюд…» «Сервировка стола», «Физиология питания. Расчёт калорийности блюд"

 

Задание. Скоро лето и я хочу сбросить лишние кг. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на неделю с учетом энергетической ценности продуктов питания.

Тема: «Интерьер жилого дома», «Освещение жилого помещения»

Задание. В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Как утилизировать перегоревшие лампочки?

 

Тема: «Хранение пищевых продуктов»

Задание. Прейдя домой вы обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 7 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.

На полке лежали: яйца, открытый пакет кефира, колбаса «Докторская», консервы рыбные, йогурт, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (свекла, огурцы, помидоры).

Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.

 

Тема: «Бюджет семьи»

Задание. Скоро в школу. За лето ты выросла и тебе нужно

купить новые вещи и школьные принадлежности.

Составь список, что нужно приобрести и затраты.

На чем можно сэкономить?

 

Умение выполнять не сложные математические расчеты

 

Тема: «Интерьер жилого дома»

Задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.

 

На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой

ткани на пошив штор.  

2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты,

 в расчетах учитывать крепёжные элементы.

Список примеров и задач, связанных с предметом технология, безграничен, которые применяются в жизненных ситуациях, решают разные проблемы и задачи, которые направлены на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.

 

 

 

 


 

Формирование функциональной грамотности через применение разных форм педагогических технологий на уроках технологии

Формирование функциональной грамотности через применение разных форм педагогических технологий на уроках технологии

Пример: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленной бытовой техники и т

Пример: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленной бытовой техники и т

Выполняя проект школьник должен продумать особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия

Выполняя проект школьник должен продумать особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия

Умение выполнять не сложные математические расчеты

Умение выполнять не сложные математические расчеты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024