Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.
Оценка 5

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

Оценка 5
docx
23.12.2023
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.
функциональная грамотность Клевцова СИ.docx

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

 

Система образования в настоящее время претерпела ряд изменений, причина которых - переход от знаниевой парадигмы к практико-ориентированной. Основная цель таких преобразований – повысить уровень применения (использования) знаний.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Т. е. современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся, при которой знания из разряда теоретических должны стать прикладными и использоваться в повседневной жизни.

Проведение тестовых диагностик по усвоению знаний у учащихся позволило выявить недостаточную сформированность умения применять полученные знания в реальных ситуациях, переводить информацию в разные знаковые системы (текст, графики, таблицы, схемы), находить нужную информацию в предложенных текстах различных типов: бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д.

Но ведь именно эти умения могли бы использовать в своей повседневной жизни выпускники что позволило бы им более активно и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Современный учитель столкнулся с необходимостью применения новых методик в образовательной деятельности, которые позволят сформировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике.

Для этого необходимо учитывать следующие принципы построения учебного процесса: принцип ценности внутренней мотивации, интереса и радости от процесса познания, размышлений и решения трудных задач, самостоятельного поиска, выдвижения гипотез и размышлений; стимулирование чувства компетентности детей в процессе обучения, гибкое отношение к учебной программе как к ориентиру, а не жёсткому руководству к действиям; работа с задачами оптимального уровня сложности, дающими ученикам возможность добиваться успешных результатов и чувствовать себя компетентными; построение обучения по проблемному принципу, включающему вопросы, обращенные к ребёнку, а не регулярную выдачу ему готового знания, которое требуется воспроизвести.

Преподавая биологию необходимо на уроках формировать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Главная цель естественнонаучного образования – естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания.

Образовательный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов.

Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.:

§     «Что будет, если…?», «Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов;

§     «Как узнать?» – задания на применение методов познания;

§     «Сделай вывод» – задания на формирование умений делать выводы на основе данных. Необходим непрерывный характер российского школьного естественнонаучного образования (интегрированный курс «Естествознание» в 5- 6 классах, предшествующий систематическим курсам физики, химии и биологии)

Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?

Задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения:

 а) объяснять явления с научной точки зрения;

б) разрабатывать дизайн научного исследования;

в) интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы.

Характеристика заданий:

§     Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

§     В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

§     Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;

§     Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов

Выделяют три уровня ЕНГ:

1.                  Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения

2.                  Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования

3.                  Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Складывающаяся в школе практика формирования ЕНГ содержит несколько путей. Было обновлено дидактическое обеспечение, т.е. изменился подход к подбору готовых заданий или составлению новых текстов и заданий, которые не только бы проверяли предметные знания у учащихся, но и способствовали «проживанию» учащимися определенной непредметной ситуации, исследованию проблем этой ситуации и выхода из неё. Задания можно разбить на несколько типов.

Изменились формы организации деятельности учащихся на уроках. Чаще стали использовать поисково-исследовательскую, практико-ориентированную деятельность Формирование ЕНГ осуществляется и через проектную деятельность учащихся, которая носит компетентностно-ориентированный характер. Работа с проектом предполагает развитие способности учащихся отбирать проблемы, исследуемые и решаемые научными методами, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, принимать собственные решения.

Без диагностики и анализа ее результатов невозможно доказать эффективность как всего учебного процесса (содержания, методов, способов, организационных форм), так и уровня сформированности ЕНГ у учащихся по выделенным выше составляющим компонентам ЕНГ.

Основное внимание необходимо уделять анализу сформированности следующих умений:

§     выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ;

§     делать научно обоснованные выводы на основе предложенной в задании или тексте информации, соотносить собственный жизненный опыт с предложенным научным.

Для диагностики ЕНГ на уроках могут применяться разработанные тексты-задания, при подборе которых необходимо придерживаться следующих требований:

1.      Объем.

2.      В текстах должны содержаться научные проблемы, противоречия и разногласия, которые надо разрешить. Использовать тексты с описанием жизненных ситуаций.

3.      Текст может состоять из фрагментов из разных источников. В каждом фрагменте должна быть часть информации, необходимая для поиска ответа на поставленные вопросы к тексту, чтобы в конечном итоге получить избыточность информации.

4.      Текст может относиться к разным жанрам. Можно использовать художественные, авторские, публицистические, научно–популярные, энциклопедические и другие тексты.

5.      Текст может быть разных типов: словесный текст, схема, таблица, график, диаграмма, чертеж, карта.

6.      Вопрос к тексту необходимо сформулировать так, чтобы учащийся часть ответа мог найти в материале самого текста, а часть – смоделировать самостоятельно. В вопросе к тексту может быть заключена дополнительная информация.

Пример, как выглядят тексты-задания по биологии.

Внимательно прочитайте предложенный текст. Пользуясь информацией, полученной из текста, дайте развернутый ответ на вопрос

В желудке, хотя он отнесен к органам пищеварения, содержимое не подвергается обработке, как при варке в кастрюле. Там не происходит ни нагревание до нужной температуры, ни измельчение, как при работе мясорубки. В этом нет необходимости. Все более просто и сложно: пищевые массы в желудке хранятся и при этом перемешиваются, видоизменяются. В частности, переводятся в полужидкое состояние, эвакуируются с помощью продольных и циркулярных мышечных волокон. Благодаря тонусу мышц содержимое изгоняется по направлению к выходному отверстию. Каждые 20-25 секунд по стенкам желудка пробегают волны эвакуации, которые не только плотно охватывают содержимое желудка, но и выжимают его. Внутренним слоем желудка является слизистая оболочка. Ее площадь велика, да еще оснащена железами, одни из которых ежедневно вырабатывают от полутора до трех литров желудочного сока, другая слизь. Ближе к началу желудка слизистая обеспечивает его содержимому резко кислую среду, а в области перехода в 12-перстную кишку – щелочную. Соляная кислота и образующаяся слизь губительно действуют на микробов. Внутренняя оболочка желудка способна противостоять любому грубому содержимому, химическим веществам, антигенным воздействиям. Очень интересно устроены запирательные аппараты желудка. Открытие и закрытие выходного отверстия (по окружности имеется специальная мускулатура) не происходят механически, а регулируются специальными нервными окончаниями, реагирующими на концентрацию ионов водорода в 12-перстной кишке. На входном отверстии нет специального анатомически выраженного сфинктерного (сжимающего) устройства, и несмотря на это, противоестественный ход содержимого (рвота) бывает очень редко.

Вопрос 1. Прочитайте фрагмент газетной заметки: …Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для тайной перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином… Какая функция слизистой желудка оказалась для него роковой?

Вопрос 2. Почему прием некоторых лекарств в течение длительного времени; неправильное питание - плохое пережевывание пищи, употребление некачественных продуктов (в том числе, c консервантами), любовь к острым и маринованным блюдам, "сухомятка", длительные перерывы между приемами пищи способствуют возникновению гастрита?

Вопрос 3. Школьники, как правило, едят не раньше третьего урока, перебиваются фисташками, чипсами, снэками и т.д. За перемену в 15-20 минут едят очень быстро, глотая крупные куски пищи. Какой вред таким питанием они наносят своему желудку?

На уроках необходимо как можно чаще в заданиях, предлагать решить проблемные ситуации, которые должен понимать и решать "научно грамотный" человек сегодняшнего и завтрашнего дня.

§     проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос).

Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление → понимание → применение → анализ → синтез → оценка.

§     Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание.

§     Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название.

§     Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Формула успеха

ОВЛАДЕНИЕ =УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ


 

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Преподавая биологию необходимо на уроках формировать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе…

Преподавая биологию необходимо на уроках формировать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе…

Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов

Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов

Для диагностики ЕНГ на уроках могут применяться разработанные тексты-задания, при подборе которых необходимо придерживаться следующих требований: 1

Для диагностики ЕНГ на уроках могут применяться разработанные тексты-задания, при подборе которых необходимо придерживаться следующих требований: 1

На входном отверстии нет специального анатомически выраженного сфинктерного (сжимающего) устройства, и несмотря на это, противоестественный ход содержимого (рвота) бывает очень редко

На входном отверстии нет специального анатомически выраженного сфинктерного (сжимающего) устройства, и несмотря на это, противоестественный ход содержимого (рвота) бывает очень редко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023