Паляева Екатерина Викторовна
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Главной задачей уроков информатики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. На уроках в 7-11 классах даю логические задания, разгадываем ребусы.
На уроках информатики используют такие активные приемы:
1. Мотивация начальной деятельности.
В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации.
Например, в 8 классе при изучении линейного алгоритма я привожу пример из жизни, например, когда собираемся в школу и дети вместе составляют свой алгоритм (Утром надо встать, почистить зубы, застелить кровать, одеться и позавтракать, а потом идти в школу). Детей тоже это мотивирует.
2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.
На данном этапе урока, работу учащихся организовываю с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров.
Часто использую прием, фронтальный опрос. Он состоит из простых вопросов. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой.
Можно также применить приемы: «Мозговой штурм», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку».
3.Закрепление знаний и умений.
На данном этапе урока можно дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволит осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем.
Пример. Тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере».
Творческий мини – проект. Создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, что бы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.
4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.
Важным этапом урока является практическая часть. Ее организовывают таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока использую дискуссию, работу в парах, в группах.
Например, в 11 классе при изучении базы данных детям я предложила создать БД «Мои друзья», которая содержала информацию об их друзьях (фио, номер телефона, адрес).
При изучении темы «Электронные таблицы», учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием. При использовании вычислительных таблиц школьники видят, что можно произвести большие математические расчеты, затрачивая при этом меньше времени, чем, если бы они все это делали вручную. Например, такие задачи как, «Расчет заработной платы», «Оплата коммунальных услуг». Немаловажным является то, что решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики вносит разнообразие в урок.
5. Итог урока.
Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы.
На уроках информатики формируем особый вид грамотности – информационную, которая предполагает:
- умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую;
- умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.
Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете гораздо быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают с помощью компьютера, очень важна. В результате приходит понимание роли информации в жизни человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.