Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.9

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.9
doc
20.03.2024
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.doc

Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24

Стриженко Н.А.

 

Своё выступление я хочу начать словами методиста по словесности Инны Торботряс  «Для того, чтобы ученики с радостью шли на урок, они должны понимать, зачем они туда идут. Нам самим важно понимать, в какой мир придут наши ученики.  Они должны научиться решать комплексные задачи, думать критически, мыслить творчески, иметь навык управления людьми, работы в команде, распознавания эмоций других людей и своих собственных, формировать суждения, применять решения».

Другими словами быть функционально грамотными. Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию,  принимать нестандартные решения, уверенно выбирать свой профессиональный путь, находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения, отлично владеть устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими и информационными технологиями.

 Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Именно эти навыки сегодня должен вырабатывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса.

Что же включает в себя функциональная грамотность? Это:

·        читательская грамотность

·        естественнонаучная грамотность

·        математическая грамотность

·        компьютерная грамотность

·        финансовая грамотность

·        юридическая грамотность

·        грамотность в вопросах здоровья

·        грамотность в семейно-бытовых вопросах

·        творческое мышление

Эти составляющие функциональной грамотности формируется на всех предметах в начальной школе, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаём обложку произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися на овладение функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места, навыком работы с учебником, со словарём; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании орфографических или грамматических правил. Знакомство с правилом хорошо осуществлять в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение. Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. В этом нам помогут

·        письмо с проговариванием

·        списывание

·        комментированное письмо

·        письмо по памяти

·        выборочное списывание

·        словарная работа

·        работа над ошибками

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гумманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребёнком здоровья как наиважнейшей ценности бытия, умение заботится о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания.

Учебный предмет «Технология» предусматривает овладение учащимися  умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально – творческой личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Более подробно остановлюсь на формировании функциональной грамотности на уроках математики.

Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: вверху, внизу, между, рядом, сзади, впереди, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

1.      Работа над решённой задачей.

2.      Решение задач различными способами.

3.      Анализ задачи.

4.      Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать картинку).

5.      Самостоятельное составление задач учащимися.

6.      Решение задач с недостающими данными.

7.      Изменение вопроса задачи.

8.      Составление различных выражений по данным задачи.

9.      Решение обратных задач.

10.  Изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием и т.д.

Вспомним разновидности задач.

Компетентностные задачи по математике.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Задача. Лена купила булочки для каждого члена своей семьи. Саша увидел на столе булочки и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без булочек, если в семье мама, папа, бабушка, дедушка, Саша, Лена.

Бланк выполнения задания:

а

б

в

г

д

е

1

2

3

4

5

6

Ответ: Учитывая, что каждый член семьи должен съесть только одну булочку, то верным будет ответ «3».

 

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задача. Друзья решили сделать подарок Наташе ко дню рождения. Для этого они собрали деньги: пять из них дали по 70р, а остальные трое – по 90 р. Этих денег как раз хватило, чтобы купить куклу за 430 р. и букет цветов. Сколько стоит букет цветов?

Нестандартные задачи.

 

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет.

 Задача. Ваня живет в 12-этажном доме, на 9 этаже, если считать сверху. На каком этаже живет Ваня?

Решение. Можно нарисовать дом, а можно решить задачу и без рисунка, узнав, сколько этажей дома находится ниже Вани (12 – 9 = 3).

Ответ: На 4 этаже.

 

Логические задачи.

Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Задача 1.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

Об углах четырехугольника

Задача 2.В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

Восемь.

Комбинаторные задачи

 

Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников.

 На комбинаторных задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

Кроме того, целенаправленное обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества мышления, как вариативность.

Сложность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая система конструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций).

Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку объектов и напрямую связан с операцией классификацией объектов. Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор.

Выделяют три этапа в работе с комбинаторными задачами.

I этап. Подготовительный.

Цель: Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) учащихся.

1.На каждой парте по три кубика: красный жёлтый и синий. Дети работают в парах. Необходимо составить из трех одинаковых по размеру кубиков красного, желтого и синего цвета несколько отличающихся друг от друга построек.

(Дети хаотично переставляют кубики, считают, сколько различных вариантов получилось. На первый стол выносят все шесть вариантов, необходимо поставить их так, чтобы рядом были постройки с одинаковыми нижними кубиками.)

II этап.  Обучающий.

Цель: научить детей находить все возможные варианты в комбинаторных задачах, организуя перебор в определенной системе.

2.Смешарики решили, что у них должен быть свой флаг. Они выбрали три цвета: желтый, синий, красный. Раскрасьте флажки в эти цвета так, чтобы они отличались друг от друга. Сколько флажков получилось?

(В этом задании три полоски и три цвета. Число возможных перестановок цветов шесть. После того как дети выпол­нят задание, следует обсудить, как они действовали. Возможно, найдутся ученики, которые, раскрашивая полоски, действовали не хаотично, а соблю­дали определенный порядок раскрашивания.)

III этап.   Закрепляющий.

Цель: Научить детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, знакомство с понятием «граф», его элементами.

3.  На уроке физкультуры играли в теннис 4 мальчика: Дима, Ваня, Костя, Сергей. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по одному разу?

Запишите  условия задачи в виде схемы, где игроки обозначаются точками, а отношения «сыграли» - отрезком, соединяющим пару соответствующих точек (Точки лучше расставить по кругу).

 

Дима                                         Ваня,

 

 


Костя                                   Сергей.

 


Выбираем одного игрока и выписываем пары, которые получились с ним, одновременно отмечая их на чертеже, затем другого игрока и выписываем те пары с ним, которые еще не отмечены и т.д. Схемы, подобные данной, носят название граф (от греческого пишу, черчу, рисую). Точки, которыми обозначили игроков, называются вершинами графа, а отрезки, их соединяющие, - ребрами графа.

Задачи повышенной трудности.

Задача.

Если Лена  купит 3альбома, то у неё останется 40 рублей. А если бы она захотела купить 5 альбомов, ей  не хватило бы 200 рублей. Сколько денег у Лены?

Решение.

1. 5-3=2(аль.) – разница.

2. 40+200=240(руб)- стоят 2 альбома.

3. 240:2=120(руб)- стоит 1 альбом.

4. 120*3+40=400(руб)-было у Лены

Ответ: 400 рублей.

Систематическое использование на уроках математики перечисленные виды задач расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Заключение.

Как мною было сказано в начале выступления, формирование функциональной грамотности учащихся происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На сайте ИРО Краснодарского края вы можете познакомиться с курсом внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём» 2 класс под редакцией Е.И. Прынь и Т.И.Жилиной (пособие для учителя и тетрадь для обучающихся), который как раз и поможет вам в формировании математической и читательской грамотности во внеурочной деятельности.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения, навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные технологические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться), т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

 

 


 

 

 

 


Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе»

Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики в начальной школе»

Эти составляющие функциональной грамотности формируется на всех предметах в начальной школе, как в урочной, так и внеурочной деятельности

Эти составляющие функциональной грамотности формируется на всех предметах в начальной школе, как в урочной, так и внеурочной деятельности

Решение задач различными способами

Решение задач различными способами

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т

Дима

Дима

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2024