Формирование функциональной грамотности на уроке английского языка
В современном мире, где глобализация и технологические изменения становятся все более интенсивными, функциональная грамотность приобретает особую актуальность. Она представляет собой способность человека применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях, что является ключевым фактором успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям. В данной статье мы рассмотрим формирование функциональной грамотности на уроках английского языка, а также приведем пример построения урока, схемы и используемую литературу.
Функциональная грамотность и ее компоненты
Функциональная грамотность включает в себя несколько компонентов, таких как:
· Читательская грамотность: способность понимать и интерпретировать тексты, включая их содержание, структуру и контекст.
· Математическая грамотность: умение применять математические знания и навыки для решения повседневных задач.
· Естественно-научная грамотность: понимание основных научных концепций и способность применять их в повседневной жизни.
· Финансовая грамотность: знание основ финансовой системы и умение принимать обоснованные финансовые решения.
· Глобальные компетенции: способность критически рассматривать глобальные проблемы и явления, понимать их взаимосвязи и предлагать решения.
· Креативное мышление: способность генерировать новые идеи и подходы к решению проблем.
На уроках английского языка особое внимание уделяется формированию читательской, глобальной и креативной грамотности. Это связано с тем, что английский язык является международным языком общения, и его изучение способствует развитию этих видов грамотности.
Пример построения урока по формированию функциональной грамотности
Для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка можно использовать различные методы и приемы. Рассмотрим пример построения урока на основе использования проектной деятельности.
1. Введение в тему: учитель предлагает учащимся выбрать тему проекта, которая будет интересна им и актуальна для их повседневной жизни. Например, учащиеся могут выбрать тему «Здоровый образ жизни» или «Экологические проблемы».
2. Планирование проекта: учащиеся разрабатывают план работы над проектом, определяют цели и задачи, выбирают методы исследования и источники информации.
3. Сбор информации: учащиеся собирают информацию о выбранной теме, используя различные источники, такие как книги, статьи, видеоматериалы и т.д.
4. Анализ информации: учащиеся анализируют собранную информацию, выделяют основные идеи и факты, формулируют выводы.
5. Создание продукта: учащиеся создают продукт проекта, который может быть представлен в виде презентации, видеоролика, постера и т.п.
6. Презентация проекта: учащиеся представляют свой проект перед классом, отвечают на вопросы и получают обратную связь от одноклассников и учителя.
7. Оценка проекта: учитель оценивает работу учащихся, учитывая их активность, самостоятельность, креативность и качество продукта.
Такой подход позволяет учащимся не только изучать английский язык, но и развивать функциональную грамотность, так как они учатся применять свои знания и умения для решения реальных задач.
Используемая литература
При написании статьи были использованы следующие источники:
1. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. OECD Publishing, 2019.
2. Функциональная грамотность. Сборник методических материалов. М.: Просвещение, 2023.
3. Формирование функциональной грамотности школьников. Методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России, 2021.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.