Автор: Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и ИКТ
Учреждение: ОЧУ "Газпром школа", город Москва
Тема:«Формирование функциональной грамотности обучающихся с использованием практики международных исследований как ресурс повышения качества образования»
В функциональную грамотность включается языковая грамотность, компьютерная, правовая, гражданская, экологическая, информационная и деятельностная.
Информационная грамотность человека — это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена (определение выработано Международной ассоциацией школьных библиотек —IASL).
Компьютерная грамотность — это наличие знаний и умений работать с информацией с помощью современного инструмента: компьютер.
Деятельностная грамотность — это наличие академических знаний и умение их применять на практике.
Базовое положение Образовательных стандартов второго поколения заключается в формировании у школьников универсальных учебных действий (УУД) — функциональной грамотности. Для формирования функциональной грамотности школьников учителю-предметнику в ходе урока и при составлении домашнего задания необходимо использовать различные формы представления информации (текстовую, числовую, табличную, графическую, звуковую, видео) в сочетании между собой.
Для реализации поставленных задач, я активно использую сервис «Московская электронная школа». МЭШ — это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. МЭШ сочетает традиционное образование и цифровые технологии: электронный дневник и журнал, онлайн библиотека учебников, интерактивные сценарии уроков, виртуальные лаборатории и другие возможности для учителей и школьников. Такие уроки становятся насыщеннее и эффективнее.
Работа с текстом на уроках информатики и ИКТ осуществляется мною как в коллективной форме, так и в индивидуальной с 2-го по 6-й классы.
В качестве примеров текстов я использую текст параграфов учебника по информатике или его части, а также текст из дополнительных источников: энциклопедий, печатных и цифровых изданий с информацией по предмету информатика, сайтов сети Интернет. С целью развития межпредметных связей можно выбирать тексты из других предметных областей.
Первоначально использую коллективную форму работы. Работу над текстом осуществляю с учащимися по следующему плану:
1. Определяем тему текста.
2. Выделяем главную мысль (главный объект).
3. Подбираем заголовки к тексту. Выбираем наиболее точный заголовок.
4. Выделяем в тексте части (определяем дополнительные объекты, о которых идет речь).
5. Устанавливаем связь между частями текста (между главным и дополнительными объектами).
Далее даю задание представить эту текстовую информацию в одном из вариантов, одинаковом для всего класса: в виде списка, таблицы, схемы или рисунка. При этом, мы с учащимися вспоминаем особенности списка (нумерованного, маркерованного или многоуровнего), табличной формы представления информации, схемы или рисунка (графической формы), правила их оформления.
Учащиеся выполняют задание в тетради по информатике или за компьютером, а учитель контролирует их работу и дает индивидуальные консультации. Такой урок позволяет перейти от информационно-объяснительных (традиционных) методов обучения к деятельностным. Формирование знаний и развитие личности учащихся в процессе обучения происходит через организацию их деятельности на уроке.
Технология обобщения и систематизации знаний учащихся, которая используется на таких уроках, дает свои плоды. Работа с текстом позволяет развивать: внимание; смысловую догадку; умение выделять главное, существенное; умение четко формулировать мысль; навыки оценочного анализа, абстрагирования, обобщения; умение сделать вывод в соответствии с поставленной целью; коммуникативные способности; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Подобная работа с текстом на уроке закрепляет межпредметные связи, позволяет ученику лучше понять материал, а учителю убедиться в том факте, что ученик понял материал и судить о качестве его знаний.
В зависимости от темы урока и цели при работе с текстом я использую и информационные компьютерные технологии. Компьютер, смартфоны и другие гаджеты, современное интерактивное оборудование и его программное обеспечение, сегодня являются активными помощниками учителя.
При работе с компьютером наглядно происходит связь теории и практики, повышается мотивация к изучению предмета.
Задания с применением компьютерной технологии для работы с текстом на уроках информатики и ИКТ могут преследовать следующие цели: знакомство с инструментами работы в среде текстового редактора (процессора) или другой компьютерной технологии для создания простого или сложного текстового документа или объекта с текстовой, графической информацией или с изображением; закрепление знания правил оформления списков, таблиц, схем, изображений или текста в целом; закрепление навыков использования синтеза технологий для создания сложного текстового документа или гипертекста; приобретение и закрепление навыков использования инструментов форматирования документа, с целью расстановки акцентов в тексте; знакомство с этическими нормами и закрепление навыков соблюдения этих норм при электронной переписке.
СХЕМА 1.Типы электронных образовательных ресурсов
Литература:
1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. http://www.english-german.ru/published/?p=0c81
3. https://newtonew.com/discussions/pisa-prigovor-dlja-rossijskih-shko
4. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Смыковская Т.К. Поддержка педагогической деятельности учителя в условиях информатизации образования // ж. Профильная школа. №6, 2006.
5. Видюкова Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся // ж. Педагогическая мастерская. №4, 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.