Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (опыт работы)
Оценка 4.6

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (опыт работы)

Оценка 4.6
docx
07.01.2025
Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах  (опыт работы)
Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах.docx

«Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)»

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это тот уровень грамотности, который дает возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Наша задача состоит не в передаче объема знаний, не на определении уровня освоения учебных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Получается, что выходя из стен школы и имея на руках аттестат, наши школьники некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике. Поэтому, на современном этапе у государства возник запрос на формирование функционально грамотных людей.

Выделяют шесть направлений формирования функциональной грамотности.

1.   Математическая грамотность. Способность определять и понимать значение математики в современном мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения. 

2.   Читательская грамотность. Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

3.   Естественнонаучная грамотность. Способность занять грамотную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественнонаучным фактам и идеям. 

4.   Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. 

5.   Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. 

6.   Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания или эффектного выражения воображения.

Основы функциональной грамотности не формируются, а закладываются в начальной школе. Ведь именно здесь  идет интенсивное обучение письму и чтению, говорению и слушанию. Выделяют следующие индикаторы ФГ: общая грамотность, коммуникативная, информационная, компьютерная, грамотность при решении бытовых проблем.

На уроках при формировании функциональной грамотности выделяется 6 этапов: целеполагание, планирование, прогнозирование, реализация, коррекция, рефлексия. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

Перед учителями стоит проблема: как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность, чтобы достичь требований результатов ФГОС?

На развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы влияют следующие факторы:

1) Содержание образования (ФГОС, учебные программы);
Учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по формированию функциональной грамотности, являются активными участниками вебинаров на Всероссийских образовательных платформах.

2)   На развитие функциональной грамотности влияют  формы и методы обучения, а также следующие виды деятельности и технологии:

Ø    проблемно-диалогическая техно­логия – это освоение новых знаний, позво­ляющая формировать организацион­ные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоя­тельно осуществлять деятельность учения;

Ø    технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для разви­тия важнейших коммуникативных умений;

Ø    технология проектной деятель­ности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникатив­ных и оценочных умений (подготов­ка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результа­тов);

Ø    уровневая дифференциация обу­чения, использование которой вносит определённые изменения в стиль вза­имодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий пра­во на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся  принять и выполнить принятое им решение;

Ø    информационные и коммуника­ционные технологии, использование которых позволяет формировать ос­нову интеллекту­альных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

Ø    технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

 Чтобы осуществлять контроль  процесса формирования функциональной грамотности, необходима система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся

Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, кото­рые выбирает учитель, формируют функ­циональную грамотность обучающихся, соответствую­щую их возрастной ступени. Поэто­му важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проб­лема формирования его технологи­ческой компетентности, включаю­щей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения совре­менных образовательных техноло­гий на уроке, готовность к их адап­тации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных осо­бенностей учащихся.

 

 Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания. 

Учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности:

Ø     объяснение и описание;

Ø     использование и построение моделей;

Ø     прогнозирование изменений;

Ø     формулирование выводов на основе имеющихся данных;

Ø     анализ этих выводов и оценка их достоверности;

Ø     выдвижение гипотез и определение способов их проверки;

Ø     формулирование цели исследования;

Ø     построение плана исследования;

Ø     дискуссия.

Соответственно и материал урока должен быть основой для организации такой деятельности и постановки учебных заданий. Следовательно, условно содержание урока можно подвергнуть своеобразному тесту. Такой тест должен определить содержание урока, а именно выявить предлагаются ли на уроке способы (формулы, модели, алгоритмы), которые можно использовать для решения круга учебных задач, соответствующих перечисленным выше видам деятельности.

Такой тест должен содержать не один урок, а систему уроков, соответствующих, например, разделу курса, но содержание почти каждого урока должно утвердительно отвечать хотя бы на один из вопросов этого условного теста.

Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования функциональной  грамотности обучающихся:

Ø учитель сам должен обладать компетентностями. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;

Ø учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.  

Одним из методов формирования функциональной грамотности является  эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе. Использование на уроках виртуальной  лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.

Другой метод – метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Использование игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.        

Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

Среди методов также важным является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.

Очень часто используемый прием – это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках происходит через использование Электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности  (электронные банки заданий на платформах https://fg.resh.edu.ru, https://fipi.ru, http://skiv.instrao.ru, https://uchi.ru ). Педагоги применяют задания для оценки функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения, математики,  окружающего мира, английского языка.

В ходе работы нами были обнаружены:

Плюсы

- банк заданий достаточно большой;

- тематика текстов, заданий интересна ребятам (рассматриваются вопросы, с которыми ребенок сталкивается в реальной жизни);

- задания сгруппированы по классам;

- есть задания на формирование разных видов ФГ;

- удобно, что прилагаются критерии оценивания и методические рекомендации.

Минусы

- выполнение некоторых заданий требует довольно много времени, что не всегда удобно в рамках урока;

- большой объём текстов для проверки читательской грамотности, поэтому сложно организовать работу, требуется выделять отдельный урок.

- можно использовать для обучающихся не всех классов и не по всем направлениям функциональной грамотности.

Также на платформе Учи.ру обучающиеся проходили диагностику 3К (коммуникация, кооперация, критическое мышление). Диагностика по навыкам 3К включает два сюжетных интерактивных задания, рассчитанных на 40-60 минут. Задания направлены на проверку навыков:

● анализировать информацию;

● делать аргументированные выводы;

● понимать информацию о собеседнике;

● выбирать подходящий способ коммуникации;

● ставить общую цель и работать в группе с другими участниками.

По результатам выполнения заданий для учителей формируется отчет, который позволяет определить уровень освоения метапредметных компетенций. Результаты  доступны учителям в личном кабинете на платформе Учи.ру после проведения анализа.

Развитие функциональной грамотности также происходит и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной работы с учащимися. Родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности для своего ребёнка, учитывая его индивидуальные склонности и возможности.

Современная школа действительно играет ключевую роль в формировании личности ученика, его мировоззрения и навыков, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. Она становится не просто местом получения знаний, но и пространством для развития критического мышления, эмоционального интеллекта, умения адаптироваться к новым условиям и работать в команде.

Учитель в этом процессе выступает не только как наставник, передающий знания, но и как проводник, который помогает ученикам осмыслить информацию, научиться её анализировать и применять в реальной жизни. Это требует от педагога не только профессиональной компетентности, но и гибкости, эмпатии, готовности учиться вместе с детьми.

Школа должна быть местом, где ученики чувствуют себя безопасно, где их поддерживают и вдохновляют на поиск собственного пути. Она призвана помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал, научиться уважать себя и других, а также понимать, что знания — это не просто набор фактов, а инструмент для решения жизненных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)»

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)»

Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения

Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения

Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания

Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания

Среди методов также важным является работа с текстом

Среди методов также важным является работа с текстом

Родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности для своего ребёнка, учитывая его индивидуальные склонности и возможности

Родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности для своего ребёнка, учитывая его индивидуальные склонности и возможности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2025