«Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)»
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - это тот уровень грамотности, который дает возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Наша задача состоит не в передаче объема знаний, не на определении уровня освоения учебных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Получается, что выходя из стен школы и имея на руках аттестат, наши школьники некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике. Поэтому, на современном этапе у государства возник запрос на формирование функционально грамотных людей.
Выделяют шесть направлений формирования функциональной грамотности.
1. Математическая грамотность. Способность определять и понимать значение математики в современном мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения.
2. Читательская грамотность. Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
3. Естественнонаучная грамотность. Способность занять грамотную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественнонаучным фактам и идеям.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
5. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
6. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания или эффектного выражения воображения.
Основы функциональной грамотности не формируются, а закладываются в начальной школе. Ведь именно здесь идет интенсивное обучение письму и чтению, говорению и слушанию. Выделяют следующие индикаторы ФГ: общая грамотность, коммуникативная, информационная, компьютерная, грамотность при решении бытовых проблем.
На уроках при формировании функциональной грамотности выделяется 6 этапов: целеполагание, планирование, прогнозирование, реализация, коррекция, рефлексия. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.
Перед учителями стоит проблема: как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность, чтобы достичь требований результатов ФГОС?
На развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы влияют следующие факторы:
1) Содержание
образования (ФГОС, учебные программы);
Учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по формированию
функциональной грамотности, являются активными участниками вебинаров на
Всероссийских образовательных платформах.
2) На развитие функциональной грамотности влияют формы и методы обучения, а также следующие виды деятельности и технологии:
Ø проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
Ø технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
Ø технология проектной деятельности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);
Ø уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение;
Ø информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
Ø технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Чтобы осуществлять контроль процесса формирования функциональной грамотности, необходима система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность обучающихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания.
Учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности:
Ø объяснение и описание;
Ø использование и построение моделей;
Ø прогнозирование изменений;
Ø формулирование выводов на основе имеющихся данных;
Ø анализ этих выводов и оценка их достоверности;
Ø выдвижение гипотез и определение способов их проверки;
Ø формулирование цели исследования;
Ø построение плана исследования;
Ø дискуссия.
Соответственно и материал урока должен быть основой для организации такой деятельности и постановки учебных заданий. Следовательно, условно содержание урока можно подвергнуть своеобразному тесту. Такой тест должен определить содержание урока, а именно выявить предлагаются ли на уроке способы (формулы, модели, алгоритмы), которые можно использовать для решения круга учебных задач, соответствующих перечисленным выше видам деятельности.
Такой тест должен содержать не один урок, а систему уроков, соответствующих, например, разделу курса, но содержание почти каждого урока должно утвердительно отвечать хотя бы на один из вопросов этого условного теста.
Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования функциональной грамотности обучающихся:
Ø учитель сам должен обладать компетентностями. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;
Ø учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе. Использование на уроках виртуальной лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.
Другой метод – метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Использование игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Среди методов также важным является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.
Очень часто используемый прием – это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках происходит через использование Электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности (электронные банки заданий на платформах https://fg.resh.edu.ru, https://fipi.ru, http://skiv.instrao.ru, https://uchi.ru ). Педагоги применяют задания для оценки функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения, математики, окружающего мира, английского языка.
В ходе работы нами были обнаружены:
Плюсы
- банк заданий достаточно большой;
- тематика текстов, заданий интересна ребятам (рассматриваются вопросы, с которыми ребенок сталкивается в реальной жизни);
- задания сгруппированы по классам;
- есть задания на формирование разных видов ФГ;
- удобно, что прилагаются критерии оценивания и методические рекомендации.
Минусы
- выполнение некоторых заданий требует довольно много времени, что не всегда удобно в рамках урока;
- большой объём текстов для проверки читательской грамотности, поэтому сложно организовать работу, требуется выделять отдельный урок.
- можно использовать для обучающихся не всех классов и не по всем направлениям функциональной грамотности.
Также на платформе Учи.ру обучающиеся проходили диагностику 3К (коммуникация, кооперация, критическое мышление). Диагностика по навыкам 3К включает два сюжетных интерактивных задания, рассчитанных на 40-60 минут. Задания направлены на проверку навыков:
● анализировать информацию;
● делать аргументированные выводы;
● понимать информацию о собеседнике;
● выбирать подходящий способ коммуникации;
● ставить общую цель и работать в группе с другими участниками.
По результатам выполнения заданий для учителей формируется отчет, который позволяет определить уровень освоения метапредметных компетенций. Результаты доступны учителям в личном кабинете на платформе Учи.ру после проведения анализа.
Развитие функциональной грамотности также происходит и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной работы с учащимися. Родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности для своего ребёнка, учитывая его индивидуальные склонности и возможности.
Современная школа действительно играет ключевую роль в формировании личности ученика, его мировоззрения и навыков, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. Она становится не просто местом получения знаний, но и пространством для развития критического мышления, эмоционального интеллекта, умения адаптироваться к новым условиям и работать в команде.
Учитель в этом процессе выступает не только как наставник, передающий знания, но и как проводник, который помогает ученикам осмыслить информацию, научиться её анализировать и применять в реальной жизни. Это требует от педагога не только профессиональной компетентности, но и гибкости, эмпатии, готовности учиться вместе с детьми.
Школа должна быть местом, где ученики чувствуют себя безопасно, где их поддерживают и вдохновляют на поиск собственного пути. Она призвана помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал, научиться уважать себя и других, а также понимать, что знания — это не просто набор фактов, а инструмент для решения жизненных задач.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.