Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)
Горбачева Н.А., учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 1 им. А. Твардовского г. Починка
Более сотни народов проживает на территории Великой державы - России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве потомкам? Как помочь нашим детям из информационного хаоса выбрать рациональное зерно, на основе которого будет формироваться гражданское самоопределение? В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознания своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Я считаю, что именно на уроках истории и обществознания можно наиболее полно решить педагогические задачи воспитания гражданской идентичности. И для успешной реализации поставленных задач необходимо владеть современными образовательными технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Они ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых надпредметных умений.
Информационно-коммуникативные технологии технически и технологически поддерживают мою работу, визуализируют предъявляемый материал, развивают предметные, культуроведческие компетенции учащихся.
Уроки - исследования строятся поэтапно: знакомство с проблемой – построение нового знания – поиск информации – применение полученных знаний для решения конкретных задач. Например, работаем с топонимами: «Починок», «Лучеса», учащиеся докладывают о результатах своих исследований и делают сообщения.
Исследовательскую работу провожу и по теме «Значение местных топонимов». Класс делится на две команды. Задание: провести среди местного населения опрос о происхождении названий местных географических объектов (рек, озер, оврагов, возвышенностей). В конце следующего урока подводим итог исследований (в течение последнего года, такая работа приостановлена).
Проектная технология тоже весьма результативна в воспитании гражданской идентичности. Проекты акцентируют внимание на способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Например, на вводном уроке по истории России в 6 классе обучающиеся делают мини - проект «Летопись моей семьи». Ученики исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Для начала показываю ученикам список вопросов, на которые следует найти ответ. Узнать годы рождения родителей, бабушек, дедушек и предыдущие места их проживания. Какое у них образование, профессия, увлечение? Участвовали ли в войнах, имеются ли военные и почетные звания, награды, особые заслуги? Изучается самобытность и своеобразие уклада местной жизни того или иного народа, их приспособленность к природной среде, создание наиболее рациональных типов жилищ, одежды, обуви. Учащиеся с удовольствием рассказывают о своей семье. Именно таким образом преодолевается национальный, религиозный барьер. Оказывается, что независимо от места жительства и национальности, предки одноклассников вместе участвовали в ВОВ, вместе пережили голод и другие испытания, т.е. у прародителей детей – общая судьба. Так у учащихся формируется собственная причастность к истории страны.
Для активизации гражданской позиции использую и другие формы и методы работы: изучение исторических событий по литературным источникам, газетным публикациям; изучение памятников истории и культуры родного края, сбор фотографий на тему малой родины, написание творческих биографий, встречи с участниками ВОВ, воинами Афганистана и Чечни.
В России сегодня реализуется национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:
• обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
(по Леонтьеву А.Н.; используется командой ЦОКО РАО). Понятие введено в 1957 г. ЮНЕСКО.
Понимая тенденции современного информационного пространства, я стала перестраивать способы подачи информации на уроках. Меня как учителя гуманитарных предметов интересовала тема формирования одного из видов функциональной грамотности, читательской. Изучая этот вопрос, я стала использовать в своей практике PISA подобные тесты. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются метапредметными.
Пример теста, который можно использовать при изучении темы «Великая Отечественная война»
ЗАДАНИЕ № 4. ПИСЬМА С ФРОНТА
Неизвестный камикадзе.
Письмо матери
Знаешь, мама, завтра я стану ветром,
По священной воле разящим свыше.
Я прошу тебя о любви и вере,
И прошу - сажайте у дома вишни, Я увижу, мама - я стану ветром.
Я не стóю, мама, твоей слезинки,
Я вернусь - мы вечно идем по кругу.
И я буду видеть твои морщинки,
И на плечи лягут родные руки
В самом высшем, славой слепящем миге.
Не грусти, я жизнью своей доволен,
И смотри на небо - мою обитель.
Я проснулся, мама - мне было больно,
Что во сне последнем тебя не видел.
Ты прости - тебя забывал невольно.
Завтра утром встречу тебя за дверью,
Седины коснусь, унесу усталость.
Десять раз бы умер с улыбкой, верь мне,
Чтобы видеть гордость твою и радость. ...
Я увижу, мама, - я стану ветром.
С. Смоляков. Письмо матери
В ранний час, когда полны дороги
Чуткой предрассветной тишиной,
Образ твой, задумчивый и строгий,
Неотступно следует за мной.
Ты меня под сердцем не носила, Не качала, к зыбке наклонясь.
Но твоя испытанная сила
В кровь мою горячую влилась.
Где теперь ты?
Под седым туманом
Черной степью на восток идешь
Или в горы смелым партизанам
Ленты пулеметные несешь?
Ветер мне донес твою молитву.
Ты меня родимым назови
И, как сына верного, на битву,
На кровавый бой благослови.
Я за все врагам твоим отвечу,
И вернется в дом твоя семья.
Сквозь огонь, сквозь яростную сечу,
Сквозь бои - идут к тебе навстречу
Все твои родные сыновья
ВОПРОС 1.
Как соотносятся друг с другом тексты двух посланий матерям с фронта?
А. В них использованы разные образы для того, чтобы прийти к схожему общему заключению.
B. Они написаны в одном стиле, но посвящены разным темам.
С. Они выражают одну и ту же точку зрения, но приходят к разным выводам. D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 1
ЦЕЛЬ ВОПРОСА
Обобщение и интерпретация: углубленное понимание. Определить отношения между двумя текстами
Ответ принимается полностью
А. В них использованы разные образы для того, чтобы прийти к схожему общему заключению.
Ответ не принимается
Другие ответы
Ответ отсутствует
ВОПРОС 2
Каково отношение матерей к своим сыновьям - солдатам?
ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 2
ЦЕЛЬ ВОПРОСА
Размышление и оценка: оценка содержания текста. Использовать контекстные метапредметные знания для того, чтобы привести требуемый пример из текста.
Ответ принимается полностью
Названы все стихотворные строки, в которых описывается отношения матерей к своим сыновьям. Приводится обоснованное объяснение, чем отличается семейные отношения в Японии от семейных отношений в советской России: тихая грусть, гордость и радость в первом случае и суровое, требовательное воспитание, направленное на формирование защитника родины (и, соответственно, ожидание от него мужества и героизма) – во втором.
Ответ не принимается
Не приведены должные объяснения к цитатам или же приведены объяснения, не относящиеся к поставленному вопросу. Получен не полный или не точный ответ.
Ответ отсутствует.
ВОПРОС 3
С каким утверждением согласились бы как японский, так и советский поэт?
А. У каждой матери своя любовь к своему сыну.
В. Материнская любовь – самое дорогое, что есть в жизни человека.
С. Матери заранее оплакивают сыновей, ушедших на войну.
D. На войне лучше не вспоминать о родных и близких.
ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3
ЦЕЛЬ ВОПРОСА Обобщение и интерпретация: развитие интерпретации. Определить общую позицию между двумя текстами
Ответ принимается полностью
В. Материнская любовь – самое дорогое, что есть в жизни человека.
Ответ не принимается
Другие ответы
Ответ отсутствует
С помощью этого задания у учеников формируется отношение к семейным ценностям, к понятию долг, защита Отечества.
Каковы результаты работы по теме «Формирование гражданской идентичности на уроках истории»? Безусловно, это личностный результат: формируется гражданская идентичность учащихся на основе идентичности семейной, школьной. Имеются индивидуальные результаты на мероприятиях учебной и воспитательной направленности. В 2018 году ученица 9 класса стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников «В начале было слово». В 2020 году 4 ученицы стали дипломантами заключительного этапа Всероссийской олимпиады по школьному краеведению. Олимпиады включены в перечень Министерства образования. Таким образом, современные образовательные технологии, способы подачи материала на уроке помогают формировать гражданскую идентичность ребенка и его гражданское самоопределение.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. – 2007. – № 6. – с. 4-10.
2. Громова, О.Н. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библ. в школе. – 2001. № 17, с. 24.
3. Место встречи – библиотека. Беседа в настоящем времени//Первое сентября. – 2004. – № 20. – с. 8-11.
4. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис. – М.
5. Международные исследования образовательных достижений обучающихся PISA, рекомендуемые для использования по предмету «История». Автор разработчик Котов П.Л., методист ГМЦ ДОгМ
6. Соловейчик, А.С. Простое – непростое слово // Первое сентября.– 2004 .– № 20. – с. 9-10.
7. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис. – М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.