Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)
Оценка 4.7

Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)

Оценка 4.7
docx
25.03.2022
Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)
Формирование гражданской идентичности.docx

Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)

 

Горбачева Н.А., учитель истории и обществознания

МБОУ СШ № 1 им. А. Твардовского г. Починка

 

   Более сотни народов проживает на территории Великой державы - России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве потомкам? Как помочь нашим детям из информационного хаоса выбрать рациональное зерно, на основе которого будет формироваться гражданское самоопределение? В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознания своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро.    Я считаю, что именно на уроках истории и обществознания можно наиболее полно решить педагогические задачи воспитания гражданской идентичности. И для успешной реализации поставленных задач необходимо владеть современными образовательными технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Они ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых надпредметных умений.

   Информационно-коммуникативные технологии технически и технологически поддерживают мою работу, визуализируют предъявляемый материал, развивают предметные, культуроведческие компетенции учащихся.

   Уроки - исследования строятся поэтапно: знакомство с проблемой – построение нового знания – поиск информации – применение полученных знаний для решения конкретных задач. Например, работаем с топонимами: «Починок», «Лучеса», учащиеся докладывают о результатах своих исследований и делают сообщения.

   Исследовательскую работу провожу и по теме «Значение местных топонимов». Класс делится на две команды. Задание: провести среди местного населения опрос о происхождении названий местных географических объектов (рек, озер, оврагов, возвышенностей). В конце следующего урока подводим итог исследований (в течение последнего года, такая работа приостановлена).

   Проектная технология тоже весьма результативна в воспитании гражданской идентичности. Проекты акцентируют внимание на способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Например, на вводном уроке по истории России в 6 классе обучающиеся делают мини - проект «Летопись моей семьи». Ученики исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Для начала показываю ученикам список вопросов, на которые следует найти ответ. Узнать годы рождения родителей, бабушек, дедушек и предыдущие места их проживания. Какое у них образование, профессия, увлечение? Участвовали ли в войнах, имеются ли военные и почетные звания, награды, особые заслуги? Изучается самобытность и своеобразие уклада местной жизни того или иного народа, их приспособленность к природной среде, создание наиболее рациональных типов жилищ, одежды, обуви. Учащиеся с удовольствием рассказывают о своей семье. Именно таким образом преодолевается национальный, религиозный барьер. Оказывается, что независимо от места жительства и национальности, предки одноклассников вместе участвовали в ВОВ, вместе пережили голод и другие испытания, т.е. у прародителей детей – общая судьба. Так у учащихся формируется собственная причастность к истории страны.

   Для активизации гражданской позиции использую и другие формы и методы работы: изучение исторических событий по литературным источникам, газетным публикациям; изучение памятников истории и культуры родного края, сбор фотографий на тему малой родины, написание творческих биографий, встречи с участниками ВОВ, воинами Афганистана и Чечни.

   В России сегодня реализуется национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:

 • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя  за пределами учебных ситуаций,  в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

(по Леонтьеву А.Н.; используется командой ЦОКО РАО). Понятие введено в 1957 г. ЮНЕСКО.

   Понимая тенденции современного информационного пространства,  я стала   перестраивать способы подачи информации  на уроках.  Меня как учителя гуманитарных предметов интересовала тема формирования одного из видов функциональной грамотности, читательской.  Изучая этот вопрос, я стала использовать в своей практике PISA подобные тесты.  Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются метапредметными.

Пример теста, который можно использовать при изучении темы «Великая Отечественная война»

ЗАДАНИЕ № 4. ПИСЬМА С ФРОНТА

Неизвестный камикадзе.

Письмо матери

Знаешь, мама, завтра я стану ветром,

По священной воле разящим свыше.

Я прошу тебя о любви и вере,

И прошу - сажайте у дома вишни, Я увижу, мама - я стану ветром.

Я не стóю, мама, твоей слезинки,

Я вернусь - мы вечно идем по кругу.

И я буду видеть твои морщинки,

И на плечи лягут родные руки

В самом высшем, славой слепящем миге.

Не грусти, я жизнью своей доволен,

И смотри на небо - мою обитель.

Я проснулся, мама - мне было больно,

Что во сне последнем тебя не видел.

Ты прости - тебя забывал невольно.

Завтра утром встречу тебя за дверью,

Седины коснусь, унесу усталость.

Десять раз бы умер с улыбкой, верь мне,

Чтобы видеть гордость твою и радость. ...

Я увижу, мама, - я стану ветром.

С. Смоляков. Письмо матери

В ранний час, когда полны дороги

Чуткой предрассветной тишиной,

Образ твой, задумчивый и строгий,

Неотступно следует за мной.

Ты меня под сердцем не носила, Не качала, к зыбке наклонясь.

Но твоя испытанная сила

В кровь мою горячую влилась.

Где теперь ты?

Под седым туманом

Черной степью на восток идешь

Или в горы смелым партизанам

Ленты пулеметные несешь?

Ветер мне донес твою молитву.

Ты меня родимым назови

И, как сына верного, на битву,

На кровавый бой благослови.

Я за все врагам твоим отвечу,

И вернется в дом твоя семья.

Сквозь огонь, сквозь яростную сечу,

Сквозь бои - идут к тебе навстречу

Все твои родные сыновья

ВОПРОС 1.

Как соотносятся друг с другом тексты двух посланий матерям с фронта?

А. В них использованы разные образы для того, чтобы прийти к схожему общему заключению.

B. Они написаны в одном стиле, но посвящены разным темам.

С. Они выражают одну и ту же точку зрения, но приходят к разным выводам. D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 1

ЦЕЛЬ ВОПРОСА

Обобщение и интерпретация: углубленное понимание. Определить отношения между двумя текстами

Ответ принимается полностью

А. В них использованы разные образы для того, чтобы прийти к схожему общему заключению.

Ответ не принимается

Другие ответы

Ответ отсутствует

ВОПРОС 2

Каково отношение матерей к своим сыновьям - солдатам?

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 2

ЦЕЛЬ ВОПРОСА

Размышление и оценка: оценка содержания текста. Использовать контекстные метапредметные знания для того, чтобы привести требуемый пример из текста.

Ответ принимается полностью

Названы все стихотворные строки, в которых описывается отношения матерей к своим сыновьям. Приводится обоснованное объяснение, чем отличается семейные отношения в Японии от семейных отношений в советской России: тихая грусть, гордость и радость в первом случае и суровое, требовательное воспитание, направленное на формирование защитника родины (и, соответственно, ожидание от него мужества и героизма) – во втором.

Ответ не принимается

Не приведены должные объяснения к цитатам или же приведены объяснения, не относящиеся к поставленному вопросу. Получен не полный или не точный ответ.

Ответ отсутствует.

ВОПРОС 3

С каким утверждением согласились бы как японский, так и советский поэт?

А. У каждой матери своя любовь к своему сыну.

В. Материнская любовь – самое дорогое, что есть в жизни человека.

С. Матери заранее оплакивают сыновей, ушедших на войну.

D. На войне лучше не вспоминать о родных и близких.

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3

ЦЕЛЬ ВОПРОСА Обобщение и интерпретация: развитие интерпретации. Определить общую позицию между двумя текстами

Ответ принимается полностью

В. Материнская любовь – самое дорогое, что есть в жизни человека.

Ответ не принимается

Другие ответы

Ответ отсутствует

 С помощью этого задания у учеников формируется отношение к семейным ценностям, к понятию долг, защита Отечества.

   Каковы результаты работы по теме «Формирование гражданской идентичности на уроках истории»? Безусловно, это личностный результат: формируется гражданская идентичность учащихся на основе идентичности семейной, школьной. Имеются индивидуальные результаты на мероприятиях учебной и воспитательной направленности.  В 2018 году ученица 9 класса стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников «В начале было слово». В  2020 году 4 ученицы стали дипломантами заключительного этапа Всероссийской олимпиады по школьному краеведению. Олимпиады включены в перечень Министерства образования. Таким образом, современные образовательные технологии, способы подачи материала на уроке  помогают формировать гражданскую идентичность ребенка и его гражданское самоопределение.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. – 2007. – № 6. – с. 4-10.

2. Громова, О.Н. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библ. в школе. – 2001. № 17, с. 24.

3. Место встречи – библиотека. Беседа в настоящем времени//Первое сентября. – 2004. – № 20. – с. 8-11.

4. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис. – М.

5. Международные исследования образовательных достижений обучающихся PISA, рекомендуемые для использования по предмету «История». Автор разработчик Котов П.Л., методист ГМЦ ДОгМ

6. Соловейчик, А.С. Простое – непростое слово // Первое сентября.– 2004 .– № 20. – с. 9-10.

7. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис. – М.


 

Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)

Формирование гражданской идентичности школьников на уроках (из опыта работы)

Исследовательскую работу провожу и по теме «Значение местных топонимов»

Исследовательскую работу провожу и по теме «Значение местных топонимов»

ВОВ, воинами Афганистана и Чечни

ВОВ, воинами Афганистана и Чечни

Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи

Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи

Чуткой предрассветной тишиной,

Чуткой предрассветной тишиной,

Обобщение и интерпретация: углубленное понимание

Обобщение и интерпретация: углубленное понимание

А. У каждой матери своя любовь к своему сыну

А. У каждой матери своя любовь к своему сыну

Громова, О.Н. Пирог моей страны:

Громова, О.Н. Пирог моей страны:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2022