ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.8
doc
20.05.2022
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование гражданской компетенции в процессе гражданского образования.doc

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Содиков Фарходбек Ганижонович

Подполковник,  Управление подготовки военных кадров Министерства Обороны Республики Узбекистан

 

Аннотация: Современные социально-экономические преобразования, связанные с построением гражданского общества и правового государства, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, приемлющих демократические ценности и принимающих ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Ключевые слова: формирование гражданственности, формирование гражданской позиции, формирование правового сознания, подготовка учащихся к осмысленной жизни

Annotation: Modern socio-economic transformations associated with the construction of civil society and the rule of law require the formation of active, competent citizens who effectively participate in the democratic process. Society is currently in dire need of a generation of competent citizens who accept democratic values ​​and make responsible decisions in a situation of choice, who have a developed sense of responsibility for the fate of the country.

Key words: the formation of citizenship, the formation of a civic position, the formation of legal consciousness, the preparation of students for a meaningful life

 

В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, т.к. это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Различные аспекты гражданского образования, такие как формирование гражданственности, гражданской позиции, правового сознания, подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, стали предметом научного исследования учёных А.Я.Азарова, Л.Н.Боголюбова, Н.М.Воскресенской, Е.Е.Вяземского, С.Е.Ма-тушкина, Г.А.Овчинникова.

В то же время в педагогических исследованиях, посвященных гражданскому образованию, недостаточно рассматриваются вопросы теоретического и практического характера, связанные с формированием гражданской компетенции учащихся. Сегодня в стране наблюдается недостаточно высо-кийуровень политической и правовой культуры населения, отсутствуют элементарные знания у граждан основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, российских законов. Концепция модернизации российского образования определила, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и в полной мере реализовывать гражданские и политические права.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства.

Гражданская компетенция» есть готовность к применению знаний о праве, политике, обществе, государстве, политико-правовых умений и навыков при исполнении гражданских ролей: избирателя, потребителя, законопослушного гражданина, участника общественных организаций и волонтера в конкретной ситуации.

Такое понимание гражданской компетенции предопределило выделение трех ее компонентов: правового (освоение знаний, овладение умениями, способами деятельности для реализации социальных ролей: законопослушного гражданина и потребителя и формирование у учащихся позитивного правосознания), политического (освоение знаний в области политики, овладение умениями, способами деятельности способствует активному и грамотному участию гражданина в демократическом обществе для компетентного выполнения роли избирателя) и общественного (реализация социальных ролей участника общественных организаций и волонтера), а также показателей: знания, умения и навыки, готовность.

Именно формирование данных компонентов является целью гражданского образования школьников, так как сформированные знания и умения помогают человеку ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки.

Мы установили, что гражданская компетенция является комплексным способом гражданского действия, и потребность в ее формировании обусловлена социальным заказом общества образованию. В данной работе рассматривается формирование гражданской компетенции в процессе обучения в школе. Гражданское образование выступает как составная часть образовательной деятельности в школе; это включение широкого круга субъектов социальной жизни в процесс формирования гражданской среды, составляющей социальное окружение учащихся.

Наличие гражданской компетенции проявляется в грамотном поведении гражданина в различных политических и правовых ситуациях. Процесс формирования гражданской компетенции может и должен осуществляться в совместной деятельности учащихся, ибо необходимо не только совершенствование знаний, формирование умений и навыков, но и вхождение учащихся как будущих избирателей, участников общественной и политической жизни в мир выборов, в обсуждение различных проблем, стоящих перед обществом.

Определены педагогические условия, способствующие формированию гражданской компетенции учащихся. Такими условиями являются: преподавание курсов «Граждановедение» или «Обществознание», дополненных программой социального взаимодействия, способствующих развитию способности учащихся для решения социальных проблем гражданской направленности; включение учащихся в реальную практическую общественную деятельность, в социальное взаимодействие с местным сообществом, которое становится основой для обогащения опыта гражданского взаимодействия; использование активных методов обучения - игровых и тренинговых форм, обеспечивающих диалог, расширение репертуара решений проблемно-поисковых задач предоставлет учащимся возможности выполнять гражданские роли: избирателя, законопослушного гражданина, потребителя, участника общественных организаций, волонтера.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. В. Модель развития гражданских качества у студентов вуза в поликультурной среде // Вестник высшей школы. – 2011. – № 6. – С. 45–49.

2. Беловолов В. А., Янголь Д. Ю., Беловолова С. П., Куценко С. А. К вопросу о дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. – С. 298–311.

3. Вишневский Ю. Р., Трынов Д. В., Шапко В. Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 108-117.


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Различные аспекты гражданского образования, такие как формирование гражданственности, гражданской позиции, правового сознания, подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, стали предметом…

Различные аспекты гражданского образования, такие как формирование гражданственности, гражданской позиции, правового сознания, подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, стали предметом…

Именно формирование данных компонентов является целью гражданского образования школьников, так как сформированные знания и умения помогают человеку ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно…

Именно формирование данных компонентов является целью гражданского образования школьников, так как сформированные знания и умения помогают человеку ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно…

ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев А. В.

ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев А. В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2022