Формирование и воспитание гражданина и патриота через проектную деятельность

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала отредактированная статья проект.docx

Макарова Юлия Владимировна

 

Формирование и воспитание гражданина и патриота

через проектную деятельность

преподаватель истории

КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»,

Петропавловск-Камчатский

Аннотация: Современный этап развития образования требует внедрения инновационных педагогических технологий, способствующих формированию у обучающихся гражданской ответственности, патриотической позиции и активной жизненной позиции. В контексте преподавания истории особенно эффективной оказывается проектная деятельность, интегрирующая исследовательский, информационный и творческий компоненты. В статье представлен опыт организации проектной работы в среднем профессиональном образовании: описаны типы проектов (исследовательские, информационные, творческие и ролевые), их содержание, методическое сопровождение и образовательные результаты. Особое внимание уделено связи проектов с семейной памятью, региональной историей (на примере Камчатки в годы Великой Отечественной войны) и актуальными социокультурными практиками («Бессмертный полк», «Вахта Памяти»). Показано, что проектная работа формирует не только историческое знание, но и личностные, ценностные и гражданские компетенции обучающихся.

Ключевые слова: проектная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, семейный архив, историческая память, Великая Отечественная война, Камчатка в годы войны, творческий проект, исследовательская компетентность, образовательные результаты.

.

Makarova Yulia Vladimirovna

 

Formation and education of a citizen and patriot

through project activities

history teacher

KGPOAU «Kamchatka Polytechnic Тechnical school»,

Petropavlovsk-Kamchatsky

 

Abstract: Modern educational activities are impossible without the search for effective teaching technologies, necessary for the development of creative abilities of students, the development of self-education skills, cognitive activity. These requests are most closely related to project activities in the classroom and out of class in history, presented in this article.

Keywords: Project, patriotism, family archive, structure, sources, intellectual activity, creativity.

 

Макарова Юлия Владимировна  

преподаватель истории, КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум», Петропавловск-Камчатский

 

Makarova Yulia Vladimirovna

 

history teacher, KGPOAU «Kamchatka Polytechnic Тechnical school», Petropavlovsk-Kamchatsky

 

«Во имя всех тех, кто жив,

 тех, кого уже нет

 и тех, кто будет потом»

Современная образовательная деятельность невозможна без поиска эффективных технологий обучения, необходимых для развития созидательных способностей обучающихся, развития навыков самообразования, познавательной деятельности. Этим запросам в наибольшей степени соответствует проектная деятельность на занятиях по истории, которую я активно применяю как на занятиях, так и во внеучебной деятельности.

У нашего народа, нет плохой или хорошей истории, у него есть история и ее надо честно и спокойно понять, сделать частью общественного сознания. Между Великой Отечественной войной и Специальной военной операцией прошло 80 лет. Конфликт на Украине – это самый крупный конфликт и по количеству жертв, и по масштабу. И сейчас важно сохранить память истинного патриотизма, которую оставила для нас Великая Отечественная Война и сформировать качества, помогающие защитить нашу страну.

Учебный проект — это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются: — постановка проблемы, ее уточнение в связи с индивидуальным, личностным отношением к объекту проектирования и возрастными особенностями учащихся, самостоятельный поиск необходимой информации, определение круга источников, анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение проблемы.

В своей работе я использую разные формы проектной деятельности, например,

Исследовательские проекты «Моя семья – в Великой Отечественной войне», «Вспомнить всех поименно», «Без срока давности», «Камчатка – все для фронта!», «Православная церковь в годы ВОВ» и многие другие. Благодаря этим проектам, работе с семейными архивами, многим студентам удалось проследить боевой путь своих прадедов и глубже изучить историю своей семьи.

Информационные проекты «Битва за Москву», «Памяти политических репрессий», «День воинской славы». Город герой Сталинград», «Сравнительная характеристика танков СССР и Германии в Великой Отечественной войне», которые студенты самостоятельно готовили, были использованы в рамках декады общепрофессиональных дисциплин для создания викторины по истории, как материал для классных часов, и для создания презентаций.

Творческие проекты, с которыми студенты участвовали во Всероссийских проектах «Наша история» и «Освободители Европы», дали возможность с помощью картин, комиксов, сочинений и презентаций раскрыть студентам свой творческий потенциал.  В рамках мероприятий техникума студенты приняли участие в создании творческих проектов по теме: «Будущее – это мы!». Итогом этих проектов стала выставка картин, конкурс сочинений и участие в краевых и всероссийских конкурсах.

Одним из видов творческих проектов является ролевая игра «Один день из жизни солдата», которую я провожу в рамках занятий. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

Если первые две формы проектной деятельности требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, изучения источников информации, оформления в виде доклада или реферата, то творческие, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).

Проектом можно назвать работу самого различного жанра и направления: волонтерскую работу, помощь бездомным животным или помощь ветеранам, обычный реферат или нестандартное выполнение какого-либо задания (ответ по истории или обществознанию с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи), проведение серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

В проектной деятельности самыми ценными являются результаты, сопряженные не столько с когнитивными (что узнали), сколько с личностными и развивающими эффектами образования (что поняли, чему научились, к каким ценностям приобщились и т. д.).

Деятельность в виде проектов заинтересует обучающихся, если они уверенны, что их проект будет востребован. Так, например, итогом проекта «Вспомнить всех поименно», стала брошюра с историями ребят о своих прадедах и их подвигах.

Учащиеся техникума каждый год принимают участие в «Вахте памяти», шествии «Бессмертный полк», встречах с участниками боевых действий. Участие в таких мероприятиях способствуют воспитанию у студентов патриотических чувств, уважения к государству, к своей Родине, укреплению правильных нравственных ориентиров, формированию системы истинных духовных ценностей.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх.

Список литературы

Панова, Е. В. Проектная деятельность в учебном предмете «История»: от исследования до продукта: методические рекомендации / Е. В. Панова; Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Томск, 2020. — 48 с. URL: https://toipkro.tomsk.gov.ru/upload/iblock/...

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (с изм. и доп.).

Краеведческий альманах «Камчатка в годы Великой Отечественной войны» / сост. А. И. Ковалёв. — Петропавловск-Камчатский: Камчатский краевой музей, 2015. — 216 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. — М.: Просвещение, 2019. — 64 с.

Смирнов, А. Т. Патриотическое воспитание в образовательных организациях: методическое пособие / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — М.: Академия Просвещения, 2021. — 176 с.

Хрестоматия по истории России в 2 т. / под ред. А. С. Орлова, В. А. Георгиева. — М.: Просвещение, 2020. — Т. 2.

Военно-исторический журнал. — М.: 2015–2025. — Электронный ресурс: https://history.1941-1945.ru

Официальный сайт Всероссийского проекта «Бессмертный полк». URL: https://polkrf.ru