ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация. В современное образование прочно вошли новые понятия – компьютер, компьютерное обучение. ИКТ-компетентность учащихся является одной из ключевых компетенций.
В докладе представлена информация о значимости компьютера в создании проектов на занятиях кружка. О возможности формирования ИКТ-компетентности ученика во внеурочной деятельности.
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения. Приоритетной формой образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
В нашей школе реализуется программа внеурочной деятельности «Я-исследователь» для 1-4 классов в форме кружка. Программа представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности, помогает решить задачу формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа ориентирована на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения, а также на поддержку талантливых детей. Данная программа способствует реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся».
В процессе работы над проектом занятия помогают детям научиться видеть проблемы, находить источники информации, представлять проект
с использованием компьютерной презентации.
Компьютер играет большую роль в создании проектов.
Одним из умений, которое приобретут дети на занятиях, является создание презентаций, умение использовать полученные в процессе обучения знания при работе с компьютерными программами Word, MPP-Microsoft Power Point.
В первого класса, шагая по ступенькам создания собственного проекта, ребенок учится собирать информацию о каком-либо объекте с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет. Следовательно, изучает устройство и работу компьютера, правила работы за компьютером, учится представлять информацию в программе текстового редактора Word, знакомится с наиболее распространенными поисковыми системами – google.ru, yandex.ru.
Во втором классе дети знакомятся с понятием «презентация», с программой MPP-Microsoft Power Point, делают первые шаги по составлению презентации на компьютере. Учатся работать с графическим редактором Paint. Чтобы работа была успешной у всех учеников, рекомендуется провести встречу с родителями проектантов и призвать их к помощи. Среди родителей могут быть и такие, которые «не дружат» с компьютером». Для них и ребенка учитель организует встречу в удобное время и вместе приступает к работе над презентацией.
В третьем классе учащиеся осваивают возможности программы MPP-Microsoft Power Point. Учитель знакомит детей с новыми понятиями, формирует умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами, учит настраивать анимацию на слайде, созданию дизайна слайда. Обязательно идет знакомство с требованиями к компьютерной презентации, определенными правилами.
На завершающем этапе, в 4 классе, учащиеся продолжают осваивать возможности программы MPP-Microsoft Power Point. Учатся выбирать макет и стиль диаграммы, составляют таблицы, вносят изменения в неё, вставляют звук и видео, учатся пользоваться ресурсами Интернет для составления презентаций. А так же совершенствуются навыки работы в программе Microsoft Оffise Word.
Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Родители, приобретая знания по ИКТ, становятся активными помощниками детей и учителя.
Результативность:
- Развивается творческая и исследовательская активность учащихся;
- Учатся самостоятельно работать со справочной, учебной и другой литературой, в сети Интернет;
- Умеют работать с компьютером в различных программах;
- Умеют создавать сообщения, презентации, фоторепортажи, фильмы;
- Развивается навык публичного выступления.
Таким образом, при выходе из начальной школы ученик умеет самостоятельно создавать проект, пользоваться информационными источниками, обладает ИКТ-компетентностью, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе.
Для успешной реализации программы внеурочной деятельности «Я – исследователь» можно использовать рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» авторов Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой для начальной школы - это инновационные пособия, соответствующие ФГОС начального общего образования. Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Научит работать с компьютером.
Таким образом, использование компьютера предоставляет широкие возможности в работе над проектом. Использование ИКТ – позволяет развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление учащихся. Формирование ИКТ-компетентности становится фундаментом для формирования универсальных учебных действий в современной школе, что является одним из основных положений нового стандарта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. М.: Просвещение, 2011.-128с.
2. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Методическое пособие для 1 класса. Москва. Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.