«Формирование информационно-коммуникационной культуры у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов в современных условиях»
Оценка 5

«Формирование информационно-коммуникационной культуры у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов в современных условиях»

Оценка 5
Особые потребности
docx
администрации +1
04.03.2020
«Формирование информационно-коммуникационной культуры у педагогов  дополнительного образования и педагогов-организаторов в современных условиях»
данный материал рассказывает о том как формировать информационно-коммуникационную культуру у педагогов
Методическая разработка_ Терешина.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Восход» городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по теме:

 

«Формирование информационно-коммуникационной культуры у педагогов  дополнительного образования и педагогов-организаторов в современных условиях»

 

 

 

 

 

Автор:

Терешина С.В.

Методист ВКК

МБУ ДО «ЦДТ «Восход»

г.о.  Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2019 г

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.     1.Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной культуры педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

6

2.     2.Классификация информационно-коммуникационных компетенций педагогов. Уровни формирования информационно - коммуникационных компетенций у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

11

3.     3.Система работы ЦДТ «Восход» г.о. Самара по формированию информационно-коммуникационной культуры у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

24

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

«Расскажи мне, и я забуду, 
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»

Древняя китайская пословица

 

           «В деле обучения и воспитания, во всем школьном

деле, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский 

 

Значительные изменения, как в российском образовании, так и во всем мире происходят в связи с интенсивной информатизацией всех его сфер, которая представляет принципиально новые возможности для повышения эффективности профессиональной деятельности на любой ступени образования.

В этих условиях становится более очевидной значимость профессиональной и информационно-коммуникационной компетентности современного педагога, деятельность которого сейчас все более связывается с использованием новых информационных технологий. Однако, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов в области информационных технологий, проводимые за последние годы в рамках парадигмы «традиционного» обучения, основанного на усвоении готовых знаний, умений и навыков работы, все еще далеки от желаемого результата.

Современные исследования данной проблемы показали, что основными причинами такого положения дел являются:

-       низкая мотивация педагогов к использованию новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности;

-       противоречие между современными требованиями к подготовке педагога в области современных информационно-коммуникационных технологий и реальным уровнем его подготовки;

-       в сложившейся системе профессиональной подготовки педагогических кадров всех уровней пока не получила широкого распространения система формирования информационно-коммуникационной компетентности с использованием новых информационных технологий.

-       недостаточное оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой;

-       отсутствие программ повышения квалификации для педагогических кадров дополнительного образования по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в своей деятельности.

Информатизация и компьютеризация образования сейчас переживает своеобразные этапы. Эти этапы связаны с внедрением новых программных продуктов, а так же с техническим перевооружением. При этом очень часто мы можем наблюдать движение от энтузиазма и эйфории по поводу новшества через попытки освоения (с тем или иным уровнем успеха) и попытки найти методическую, техническую помощь и поддержку, к остановке на определённом уровне и угасанию энтузиазма и использование по инерции.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационно-коммуникационной культуры педагога, уровень которой определяется:

1.     умением использовать современные средства ИКТ в профессиональной деятельности;

2.     умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

3.     знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях.

Различные аспекты процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности раскрываются в работах H.Л. Дашниц, Т.В. Капустиной, С.В. Панюковой и др., которые исследуют динамику и диалектику таких понятий, как «информатизация образования», «информационная культура», «педагогическая культура», «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационно-коммуникационная грамотность», «информационно-коммуникационная компетентность» и т.д.

При этом отмечается необходимость формирования информационно- коммуникационной компетентности у педагогов на четырех основных уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации  от 7 февраля 2011 года №61) выделяются главные направления решения научной и практической проблемы информатизации образования, которые предусматривают обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, изменение содержания, форм и методов обучения в связи с приходом в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования, организация подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ИКТ играют ведущую роль в деле удовлетворения образовательных потребностей высокотехнологичной экономики. Организация обучения в новых условиях требует комплексного подхода к применению технических, методических и информационных средств обеспечения учебных занятий. Использование новых технических устройств, информационных и коммуникационных технологий ведет к новому пониманию педагогического процесса, установлению новых учебно-воспитательных задач и способов их решения, изменению требований к современному педагогу.


 

1.   Содержание, сущность и структура информационно-коммуникационной культуры педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

 

«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к образованию и к тем, кто однажды решил стать в нём педагогом. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Педагог должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.

 Информационно-коммуникационная компетентность педагога - это интегративное личностное образование, характеризующееся совокупностью системных научных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям; способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью их творческого использования в своей профессионально-педагогической деятельности.

   Содержание информационно-коммуникационной компетентности учителя, структуру которой представляют когнитивный, деятельностный, рефлексивный и мотивационно-ценностный компоненты, определяется современными тенденциями информатизации образования:

1.     оснащение образовательных учреждений средствами ИКТ и использование их в качестве нового педагогического инструмента;

2.     увеличение зависимости образовательных технологий от средств ИКТ;

3.     трансформация функций педагога дополнительного образования и педагога-организатора в образовательном процессе, протекающем в условиях информатизации и др. 

Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом, объективно характеризующей уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Необходимость активного внедрения и использования ИКТ в учреждениях дополнительного образования – тенденция современного общества, ориентированная на повышение качества обучения, формирование ИКТ-компетентности и информационной грамотности всех субъектов образовательного процесса и воспитание умения адаптироваться в быстро меняющемся информационном мире.

Выделяют следующие уровни готовности педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов к использованию средств ИКТ в процессе реализации дополнительных образовательных программ:

1.   Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Педагог знает об особенностях работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Готовит к занятиям учебно-методический комплект, разработки занятий  с помощью ИКТ.

2.   Информационно-коммуникационная грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск и знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Педагог дополнительного образования использует ИКТ на уровне демонстрации презентаций определённых тем образовательной программы, обучение отсутствующих воспитанников при помощи программы  «Skype». Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Для этого уровня характерно также проектирование педагогом заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет. Педагог-организатор предлагает воспитанникам найти информацию к педагогическому проекту.

3.   Информационно-коммуникационная компетентность, характеризуется активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, занимаются поиском в сети интернет тестовых заданий и викторин. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, самостоятельно изучают программное обеспечение других учреждений дополнительного образования по их направлению деятельности. Также для педагогов дополнительного образования и педагогов - организаторов этого уровня характерно использование ИКТ в воспитательной деятельности и при работе с родителями(организация воспитательных мероприятий – поиск сценариев в сети Интернет; рекомендации родителям по использованию информационных образовательных порталов).

4.   Информационная культура, характеризующаяся направленностью на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Это проведение консультаций для родителей и воспитанников, дополнительных занятий, выкладка результатов участия в массовых мероприятиях различного уровня посредством электронной почты, сайта учреждения дополнительного образования, форума, персонального сайта педагога. Педагоги на этом этапе разрабатывают свои электронные портфолио,  блог своего детского объединения, занимаются администрацией и разработкой виртуальной галереи своего детского  объединения.

Получившее широкое распространение понятие «информационная культура» связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура. В рамках информологического подхода к трактовке понятия «информационная культура» большинство принадлежащих исследователям определений включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется и рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека (способы и результаты информационной деятельности). Под информационно–коммуникационной культурой педагога понимается эффективное использование различных информационных инструментов в педагогической деятельности. Основными компонентами информационной культуры личности являются:

1.     информационное мировоззрение,

2.     информационная грамотность и

3.     информационная компетентность.

Из всего вышеизложенного можно выделить основные показатели сформированной информационно-коммуникационной культуры у педагогов дополнительного образование и педагогов организаторов:

-       владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;

-       умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;

-       знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;

-       умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;

-       навыки работы на персональном компьютере;

-       знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;

-       умение формировать у воспитанника необходимый уровень информированности в изучаемой области;

-       способность планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.

Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов.

 


2.   Классификация информационно-коммуникационных компетенций у педагогов. Уровни формирования информационно-коммуникационной компетенции у педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования.

Использование новых информационных техно­логий в преподавании являет­ся одним из важнейших аспектов совершенство­вания и оптимизации учебного процесса, обога­щения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

  Понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассмат­ривают с разных сторон, и как составляющую профес­сиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание инфор­матики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использова­нию информации.

   К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

-         электронные учебники и пособия, технические карты,  презентации, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

-         электронные энциклопедии и справочники,

-         тренажеры и программы тестирования,

-         образовательные ресурсы Интернета,

-         DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

-         видео и аудиотехника,

-         научно-исследовательские работы и проекты.

   В своей работе педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы используют следующие возможности информационно-коммуникационных технологий:

-       для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

-       для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice:

1.            MicrosoftWord - позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением;

2.            MicrosoftPowerPoint - позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала;

3.            MicrosoftExcel - выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах;

4.            MicrosoftOfficePublisher - позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

-       для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

-       для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

-       для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.

   Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на занятиях в разных детских объединениях для организации самостоятельной домашней работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

   Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов в деятельности педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов, можно выделить ряд рекомендаций:

-       Педагог и воспитанники должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения различных компьютерных заданий.

-       Педагогу следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе занятия, и оправдано ли это использование.

-       Необходимо заранее подбирать материал к занятию в детском объединении с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения и дополнительной образовательной программы.

-       Педагогу следует  планировать и организовывать самостоятельную работу воспитанников по предмету с привлечением ИКТ.

 При исследовании проблем формирования конкретной компетентности  выделяются три уровня владения ИКТ-компетенциями:
1)базовый уровень:

-       на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью;

-       применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами);

2)технологический уровень:

-       на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области;

-       анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.; 

3)практический уровень(профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетенции у педагога дополнительного образования и педагога - организатора можно выделить:

-       базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательно-воспитательных задач средствами ИК - технологий общего назначения;

-       предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и реализации дополнительных образовательных программ разной направленности;

-       педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

   Причем, следует отметить, что четко определенной и единой системы показателей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ-компетенций, характерных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направленности.
      Согласно данной структуры базовые ИКТ-компетенции педагогических кадров включают два уровня: уровень (А1) «Пользовательские ИКТ-компетенции педагога и уровень (А2) «Специальные ИКТ-компетенции педагогических работников».

   В соответствии с этим набор базовых ИКТ-компетенций для преподавателя может включать в себя следующие группы:

1.     наличие общих представлений в сфере ИКТ;

2.     наличие представлений об электронных образовательных ресурсах; владение интерфейсом операционной системы;

3.     наличие общих представлений в сфере мультимедиа;

4.     владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики;

5.     владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов;

6.     владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями;

7.     владение основами технологии построения web-сайтов.

   Таким образом, в представленном перечне указаны большинство  возможных умений и навыков в использовании средств ИКТ, которые педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

3.   Система работы ЦДТ «Восход» г.о. Самара по формированию информационно-коммуникационной культуры у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

 

В практике работы методиста учреждения дополнительного образования существуют разные формы работы с педагогическими кадрами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

-         недели педагогического мастерства;

-         мастер-классы;

-         педагогическое  наставничество;

-         обучающие семинары;

-         работа в паре;

-         тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов в образовательном учреждении организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами дополнительного образования разных структурных подразделений и разных детских объединений проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс(слайд-презентации).

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми(если возможности посетить нет то с информацией можно ознакомиться на сайте образовательного учреждения).

Критерии развития информационно-коммуникационных способностей педагогов:

  1. умеет создавать текстовые и графические документы;
  2. умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  3. знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  4. умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  5. умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  6. знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.

Открытый показ слайд - презентаций дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую мастерскую педагогов ДО и педагогов-организаторов, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие обучающихся педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары, которые организовываются с помощью других образовательных учреждений. К проведению семинаров мы подключаем педагогогические кадры – «продвинутых пользователей», которые дают практические задания педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, продвинутый педагог непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы, поставленные перед ним.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся методистом совместно с «Домом ветеранов» и институтом «МиР». Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Основы компьютерной грамотности», «Создание мультимедийных презентаций (Power Point)», «Сеть Интернет», «Подготовки учебно-методического комплекта в программе средствами Microsoft Office» и др.

В помощь педагогическим кадрам ОУ был создан цикл методических пособий, который выключает в себя занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях в детских объединениях и деятельности подростковых клубов.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических ра­ботников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются курсы повышения квалификации педагогических кадров ОУ.

Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагогических кадров ОУ, так и в методической работе.

В методической работе нашего образовательного учреждения они (например, мультимедийные презентации, создание и администрирование сайта ОУ) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Используя данную систему формирования информационно-коммуникационной культуры в МБОУ ДОД ЦДТ «Восход» г.о. Самара нами были получены следующие результаты:

Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:

-         умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют дополнительные образовательные программы, самостоятельно оформляют отчётную документацию, диагностику и т. д.);

-         умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

-         активно используют информационные технологии в образовательном процессе;

-         владеют навыками поиска информации в Интернете;

-         владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

-         умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

-         владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в образовательном учреждении разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10 мультимедийных презентаций по разным видам деятельности(подготовка к конкурсам педагогического мастерства).

Создан электронный реестр дополнительных образовательных программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в учреждений дополнительного образования; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя систему работы по формированию информационно - коммуникационной культуры можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.


Заключение

   Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудовой деятельностью, а информационные технологии — как средство повышения производительности и эффективности труда. Сегодня ни одно предприятие и производство не может обойтись без таких технологий. Несомненно, информация и все, что с ней связано, играет и будет в дальнейшем играть решающую роль во всех сферах жизнедеятельности. Человечество находится на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллектуальных способностях, эрудиции, умении ориентироваться в самых разнообразных нестандартных ситуациях.

   Вхождение человеческой цивилизации в такое информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Новая образовательная парадигма предполагает:

-       переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

-       освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления;

-       дополнение традиционной цели «формировать знания, умения и навыки» целью «формировать компетентность обучающегося».

Такие кардинальные изменения в системе образования необходимы для целенаправленной подготовки обучающихся к жизнедеятельности в информационном обществе. Одним из путей решения данной проблемы является формирование информационно-коммуникационной культуры педагогических кадров, так как именно они являются проводниками новых идей в образовательных учреждениях системы дополнительного образования, функционирующих в условиях информатизации.

Внедрение профильного обучения и открытость образовательной деятельности ОУ для общественности - диктуют необходимость овладения ИКТ углубленным, предметно-ориентированным уровнем. Для повышения ИК культуры педагогов дополнительного образования, педагогов -организаторов и использование компьютерных технологий ими можно:

-     участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе;

-     участвовать в профессиональных конкурсах педагогического мастерства;

-     использовать при подготовке к занятиям в детских объединениях, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

-     обеспечить использование коллекции цифровых образовательных ресурсов и ресурсов Интернет;

-     формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

-     разрабатывать собственные  проекты по использованию ИКТ.

При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно образовательное учреждение, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвано осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть «слабым» звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.

Таким образом, перед учреждением дополнительного образования стоят следующие основные задачи:

1.     улучшение материально-технической базы учреждения дополнительного образования;

2.     создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий;

3.     использование информационных технологий посредством Интернета;

4.     методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения в детских объединениях;

5.     методическое сопровождение персональных сайтов и блогов педагогических кадров образовательного учреждения;

6.      внедрение информационных технологий в другие образовательные области, которые невыполнимы без повышения ИК культуры педагога.

Процесс формирования информационно-коммуникационной культуры педагогических кадров УДО включает в себя следующие этапы:

1.   Адаптационный период: освоение клавиатуры и мыши. Простейшие навыки работы на ПК.

2.   Повышение квалификации в области ИКТ через курсы(МИР, ЦРО).

3.   Внедрение ИКТ на занятиях в детских объединениях: использование готового материала.

4.   Создание собственного электронного материала мероприятию и занятию(поиск в сети Интернет), формирование собственной методической базы.

5.   Освоение ресурсов Интернета.

6.   Разработка новых необходимых электронных материалов для систематизации своей деятельности, обмена опытом (Блоги, журналы, сайты, программы и т.п.)

 


Список использованных источников

1.     Акуленко B.JI. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы XV междунар. конференции. Троицк, Тровант, 2004

2.     Белкин П.Ю. Общие вопросы организации поиска информации в Интернет. – Московский Центр Интернет-образования, 2001.

3.     Асмолов. А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения (хрестоматия ОиО, с.59)

4.     Гендина Н. И., Лазарева Л. И. Информационная культура учителей инновационных образовательных учреждений как основа продвижения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования [Электронный ресурс]: http://www.gpntb.ru/win/inter-events.ru

5.     Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.

6.     Конюшенко С. М «Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека» /С. М. Конюшенко // Информатика и образование. – 2004. – № 7

7.     Конюшенко С. М. «Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования» - Калининград: Изд-во КГУ, 2004.

8.     Полякова Т. И. «Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития»: дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Полякова. – СПб., 2005.

9.     Интернет – ресурсы : http://www.info-alt.ru ; http://festival.1september.ru ; http://ito.edu.ru ; http://2011.ит-образование.рф

10. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru

11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Восход» городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Восход» городского округа

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ «Расскажи мне, и я забуду,

ВВЕДЕНИЕ «Расскажи мне, и я забуду,

ИКТ) в своей деятельности. Информатизация и компьютеризация образования сейчас переживает своеобразные этапы

ИКТ) в своей деятельности. Информатизация и компьютеризация образования сейчас переживает своеобразные этапы

При этом отмечается необходимость формирования информационно- коммуникационной компетентности у педагогов на четырех основных уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом

При этом отмечается необходимость формирования информационно- коммуникационной компетентности у педагогов на четырех основных уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом

Содержание, сущность и структура информационно-коммуникационной культуры педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов «Все течет – все изменяется», - говорили древние

Содержание, сущность и структура информационно-коммуникационной культуры педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов «Все течет – все изменяется», - говорили древние

Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом,…

Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом,…

Skype ». Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока

Skype ». Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока

Получившее широкое распространение понятие «информационная культура» связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура

Получившее широкое распространение понятие «информационная культура» связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура

Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов

Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов

Классификация информационно-коммуникационных компетенций у педагогов

Классификация информационно-коммуникационных компетенций у педагогов

В своей работе педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы используют следующие возможности информационно-коммуникационных технологий: - для поиска литературы, в

В своей работе педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы используют следующие возможности информационно-коммуникационных технологий: - для поиска литературы, в

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов

Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами); 2)технологический уровень:…

Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами); 2)технологический уровень:…

ИКТ для решения профессиональных и личных задач

ИКТ для решения профессиональных и личных задач

Система работы ЦДТ «Восход» г

Система работы ЦДТ «Восход» г

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми(если возможности посетить нет то с…

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми(если возможности посетить нет то с…

С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество

С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество

ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются курсы повышения квалификации педагогических кадров

ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются курсы повышения квалификации педагогических кадров

На данный момент в образовательном учреждении разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10…

На данный момент в образовательном учреждении разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10…

Заключение Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации

Заключение Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации

Внедрение профильного обучения и открытость образовательной деятельности

Внедрение профильного обучения и открытость образовательной деятельности

Таким образом, перед учреждением дополнительного образования стоят следующие основные задачи: 1

Таким образом, перед учреждением дополнительного образования стоят следующие основные задачи: 1

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020