Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
" Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка”
Выполнила: Попова Любовь Николаевна
учитель английского языка
2021
Цель: ознакомление учителей с личным опытом работы по данной теме.
Форма: выступление с докладом с использованием презентации.
Формирование коммуникативной компетенции является одним из важнейших аспектов преподавания английского языка.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения.
В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:
Для плодотворной реализации педагогической деятельности начинать нужно с продумывания и составления плана работы, поскольку он служит основой любой работы
План – это своего рода фундамент, и от него зависит не только результат обучения, но и залог уверенности педагога в себе.
Основу деятельности планирования составляют проектировочные умения. От уровня владения этими умениями во многом зависит, мне думается, успех нашей профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что уроки спланированы в учебнике, и к ним даются указания в книге для учителя, в действительности же все выглядит следующим образом:
Когда планирую урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению. Говорение, являясь одним из видов человеческой деятельности, выполняет в жизни функцию средства общения (например, при начале урока идет опрос у учащихся: как у них дела, погода, месяц и день недели – то есть отрабатывается повседневная лексика).
Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Например, устная форма – аудирование, диалоги, ответы на вопросы по прочитанному тексту, или в начальной школе написать про свою семью (показать фото) или домашнего питомца, а письменная форма – письмо рассуждение на тему урока (в 8 классе – тема «что нужно сделать, чтобы уменьшить мусор в стране»).
Бывает, что у учащихся отлично развита письменная речь, а с говорением возникают сложности и наоборот. Поэтому, я считаю, что учителю необходимо одновременно выявлять и развивать различные умения у учащихся.
Также всегда необходимо помнить, что как бы тщательно не был
спланирован и проведен один урок иностранного языка, он еще не гарантирует
успешности обучения.
Как показывает опыт работы, доведение даже малой дозы речевого материала до
уровня умения, то есть свободного использования в иноязычном общении, требует
цикла уроков.
В связи с этим для более эффективной организации учебного процесса необходимо планировать циклы уроков, преследующих единую цель в работе над разговорной темой: то есть, получается следующее: уроки, входящие в цикл (в подтему), в тему, существуют не сами по себе, а являются как бы звеньями цепочки. Таким образом, каждый последующий урок тесно связан с предыдущим (постепенно знакомя учащихся с новой лексикой одновременно закрепляются речевые навыки предыдущего урока). Например, в средних и старших классах я использую следующие схемы.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:
Учим самостоятельно понимать текст. Средство – приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
В ходе планирования уроков я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:
Считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.
Использование интерактивных форм доказывает возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.
Так, вся группа вслед за учителем задает вопросы одному из своих
товарищей, например, соседу по парте, выражает согласие, несогласие с чем-либо,
выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить
одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами – парами, тройками,
четверками, а также работе в диалоге. Когда пара учащихся работает в диалоге, я
также вступаю в дискуссию (которая часто возникает, поскольку участники
задают свои вопросы и высказывают свое личное мнение) и задаю свои наводящие
вопросы таким образом, чтобы учащимся невольно пришлось использовать лексику
изученную на уроке.
Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся по три
или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам,
сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают,
например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из
них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов»,
«артистов» и так далее. Либо обсуждение семейных проблем, в которых кто-то
является родителем, а кто- то ребенком и т.п. Такие упражнения, как правило,
завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю
и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.
Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.
Коммуникативное обучение (взаимодействия и сотрудничества учащихся) включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерно:
урок-праздник (эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению)
Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, которые ее совершенствуют. Конечно, разработка структур, схем требует от учителя дополнительного времени. Это большой, нелегкий труд. Однако, как писал Л.Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.