ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОДИДАКТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ОГСЭ. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
(Обобщение педагогического опыта)
Межанова Ирина Александровна,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий транспортно-технологический колледж»,
преподаватель английского языка
Высшее искусство учителя - пробудить радость
в творческом самовыражении и познании.
Альберт Эйнштейн.
Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, которые общество предъявляет к личности. От современного выпускника колледжа требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление, сформированность таких ключевых компетенций, как межличностная, социальная, информационная. Современный выпускник колледжа – это конкурентоспособная личность.
Новые ценности и ориентиры образования, современные достижения науки и техники являются главным определителем в выборе методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям.
Современное образовательное пространство предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет-ресурсов, лингводидактики для формирования иноязычной компетентности обучающихся на занятиях английского языка.
Цель современного образования – научить обучающихся добывать информацию из различных источников, включая информационные, привить навыки их критического анализа, и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике.
Основная цель обучения английскому языку в колледже е заключается в совершенствовании учебной деятельности обучающихся не только на занятиях иностранного языка, но и в процессе внеклассной работы, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся, их логического мышления, развитию и совершенствованию их творческого потенциала, уровня языковой культуры.
В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы и приемы, формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности обучающегося в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения «провоцируют» эту активность. В работах Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского как основные средства активизации учебной деятельности рассматриваются проблемное обучение, самостоятельные работы, программированные задания, алгоритмы и использование технических средств обучения.
Активизация познавательной деятельности является одновременно и процессом, и результатом стимулирования активности обучающихся. По мнению Селевко Т.К., такого рода активность, характеризуемая высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, есть не что иное, как следствие целенаправленно применяемой педагогической технологии.
Поэтому педагог всегда в поиске новых способов совершенствования учебного процесса. Следует отметить, что дифференциация обучения способствует развитию творческих способностей обучающихся, устойчивому интересу к изучению английского языка, что, в свою очередь, позволяет преподавателю успешно формировать знания обучающихся. Для познавательной деятельности характерны три уровня развития:
· непосредственный интерес к новым фактам,
· интерес к познанию сущностных свойств предметов и явлений,
· интерес к причинно-следственным связям, установлению общих
признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.
В настоящее время первостепенное значение при обучении английскому языку имеют информационно-коммуникационные технологии, способствующие внедрению передовых средств и методов в обучении.
По мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина информационно-коммуникационные технологии являются составной частью технологии развивающего обучения. По И. С. Якиманской использование информационно-коммуникационных технологий неразрывно связано с с использованием личностно-ориентированных технологий, позволяющих излагать теоретический материал на основе уже имеющегося субъектного опыта обучающегося.
Таким образом, мы наблюдаем применение элементов различных методик обучения английскому языку, что, естественно, играет большое значение в оптимизации всего учебного процесса.
Технология опыта определяет основную цель инновационной деятельности – создание условий для развития иноязычной компетентности обучающихся через использование лингводидактики. Основными задачами являются следующие:
· способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса к изучению английского языка, потребности и стремления к самообразованию,
· научить обучающихся самостоятельно находить, обрабатывать и грамотно использовать необходимую информацию,
· применять информационно-коммуникационные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий,
· повысить качество знаний обучающихся по учебной дисциплине.
Говоря о применении лингводидактики, нельзя не упомянуть о мультимедийных средств на уроках иностранного языка.
Предлагаю следующую последовательность применения мультимедийных средств обучения:
1 этап – определение проблемы, требующей объяснения с помощью мультимедийных средств обучения,
2 этап – выбор формы и вида используемого задания,
3 этап – подготовка слайда (с помощью программы PowerPoint). При этом на слайде можно разместить фактический материал, а так же любой слайд дополнить подходящими иллюстрациями, учитывая, что при выборе формы и вида работы на занятии большое значение играет зрительный образ,
4 этап – в зависимости от выбранной структуры занятия – перенос готовых материалов к занятию на электронный носитель (например, флэш-карту) или распечатка его отдельных элементов ( к примеру, по одному на парту или каждому обучающемуся),
5 этап – организация занятия в оптимальной форме, способствующей формированию и развитию иноязычной компетентности обучающихся через усвоение учебного материала в мультимедийной форме.
Методика создания таких занятий дает хорошие результаты.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, создания проблемной ситуации.
Возможности программы PowerPoint позволяют вывести на слайд интересный, задающий общую направленность занятия, учебный материал. Епени Изложение учебного материала строится в соответствии с планом расположения его на слайдах и их содержанием. При этом педагог может приостановить свой рассказ, обратив внимание обучающихся на наиболее сложные для восприятия моменты.
Видеоряд, который может быть представлен анимацией, рисунками, фотографиями, необходимыми схемами, помогает обучающимся ощутить реальность происходившего, в определенной свлияет на их заинтересованность, повышает учебную мотивацию. При использовании PowerPoint у учителя есть возможность использовать большое количество цифровых данных, анимированных карт. Это позволяет использовать их в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, передавать по рядам иллюстрации, поэтому уроки проходят более организованно, рационально распределяется время.
Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещённую на большом экране, это активизирует их воображение. Материалы в форме взаимосвязанных картинок и объектов, видеофрагменты, возможность выделения текста рамками любого цвета и формы позволяют удерживать внимание учащихся.
Виды деятельности учителя:
1. Разработка и использование мультимедийных учебных материалов.
2. Объяснение нового материала с использованием мультимедийных учебных материалов.
3. Демонстрация выполнения определённых видов заданий.
4. Показ видеороликов.
5. Создание собственных тестовых заданий.
6. Использование электронных учебников.
Виды деятельности учащихся:
1. Работа с аудиозаписями.
2. Использование Интернет-ресурсов для получения нужной информации.
3. Защита проектов с использованием презентаций.
Приёмы контроля учебной деятельности:
1. роль «эксперта» на уроке (контроль за исполнением заданий, сравнение с образцом, анализ выполненной работы, рецензирование);
2. проверка работы соседа по парте;
3. тестирование.
Приемы стимулирования учебной деятельности:
1. Приём «отсроченной оценки» (неудовлетворительные оценки не ставить, а дать учащемуся возможность ответить на следующем уроке).
2. «Щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).
3. Дифференцированные задания (разные по степени сложности для сильных и слабых учащихся)
Таким образом, используя данные положения, существенно оптимизируется время урока, появляется возможность:
- применять различные виды деятельности учащихся на уроке, рационально их чередовать;
- поддерживать интерес учащихся к новой теме на протяжении всего урока;
- быстрее определить вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся и уделить время на их дополнительное рассмотрение;
- формировать умения и навыки по применению полученных знаний учащимися.
3.Результативность опыта
Результаты обучающихся:
1. Динамика показателей успеваемости и качества обучающихся по иностранному языку на протяжении 3-х лет.
|
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
успеваемость |
100% |
100% |
100% |
качество знаний |
56% |
58,5% |
67,5% |
2. Участие обучающихся в создании творческих проектов.
иностранный язык класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
немецкий язык |
«Моя любимая буква» |
«Книжные герои» |
«Моя квартира» |
«В городе» |
«Берлин» «Путешествие по Германии» |
английский язык |
«Мое любимое животное» |
«Поздравительная открытка» «Меню» |
«Письмо другу» |
------- |
----------- |
3. Исследовательская деятельность обучающихся: «Немецкий город», «Стоит ли побывать в Берлине?», «Сказки братьев Гримм», «Наша родина».
4. Мониторинг мотивации обучающихся к проектно-исследовательской деятельности.
класс год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
5 «а» класс |
46% |
65% |
72% |
74% |
5 «б» класс |
40% |
47% |
61% |
60% |
6 «а» класс |
48% |
57% |
78% |
79% |
6 «б» класс |
44% |
55% |
79% |
79% |
5. Диагностика отношение учащихся к использованию мультимедийных и способов обучения (по итогам опроса учащихся 7 класса).
№ |
Вопрос/ ответ |
да (в %) |
отчасти (в %) |
нет (в %) |
1. |
Делают ли мультимедийные технологии обучение интереснее и познавательнее? |
100 |
|
|
2. |
Помогают ли Вам мультимедийные технологии лучше понять грамматику немецкого (английского) языка? |
100 |
|
|
3. |
Помогают ли Вам мультимедийные технологии лучше понять и запомнить учебный материал? |
100 |
|
|
4. |
Помогают ли Вам мультимедийные технологии при повторении ранее изученного учебного материала? |
100 |
|
|
В опросе приняло участие 17 обучающихся. Результаты анкетирования показали, что применение ИКТ на уроках иностранного языка способствует запоминанию учебного материала, дает дополнительную информацию, делает урок более интересным, привлекает внимание, реализует возможности и развивает творчество, а так же является важным во внеурочной деятельности и самостоятельной работе.
6. Результаты олимпиад по немецкому языку:
Год проведения |
Школьная олимпиада |
Районная олимпиада |
2013-2014гг |
Некрасов Илья - 2 место |
Некрасов Илья - 3 место |
2014-2015гг |
Исмагулова Жанна - 3 место |
- |
2015-2016гг |
Айткулова Мария - 1 место |
Айткулова Мария - 2 место |
7. Диапазон участие в конкурсах и олимпиадах по английскому и немецкому языку:
-международный игровой конкурсе по английскому языкуBritish Bulldog (3, 4 класс);
-общероссийская олимпиада по английскому языку «Олимпусик» (2 класс);
-участие в общероссийском конкурсе по немецкому языку «Альбус (6 класс);
- участи в международном проекте Videouroki.net «Олимпиада по немецкому языку 4 класс».
|
2013-2014гг |
2014-2015гг |
2015-2016гг |
2 класс (английский язык) |
------ |
приложение
|
|
3 класс (английский язык) |
Мартынова Юлия – 1 место в школе,1 место в районе; Камашко Иван – 3 место в школе, 3 в районе; |
______ |
|
4 класс (английский язык) |
______
|
Камашко Иван – 2 место в школе, 2 в районе; Матвеев Илья – 3 место в школе, 3 место в районе |
|
4 класс (немецкий язык) |
|
|
Генинг Даниил - 2 место в школе, 2 место в районе; Дубских Никита – 2 место в школе, 2 место в районе; Шапошникова Мария – 3 место в школе, 3 место в районе |
6 класс (немецкий язык) |
|
Ледяева Александра – 1 место в школе |
|
8. Результатам анкетирования «Владение универсальными учебными действиями».
В анкетировании приняли участие 17 обучающихся 4а, 4б класса МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д.Томина»
Результаты анкеты показали следующее:
Уровень владения УУД |
|
|
высокий |
11.7% |
2 человека |
средний |
64.7%. |
11 человек |
низкий |
23,5%. |
4 человека |
Мониторинг деятельности учителя по самообразованию и представлению собственного педагогического опыта.
Теоретическое преставление опыта.
v Самообразование (в рамках программы по самообразованию)
форма |
тема |
||
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
|
«Школа молодого педагога» |
«Знание и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся» |
«Использование ИКТ в образовательном процессе» |
«Способы активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка» |
межмуниципальный семинар |
«Из опыта преподавания немецкого языка в начальной школе с введением новых стандартов» |
|
|
вебинар |
|
«Преподавание иностранного языка в младших классах в условиях ФГОС» |
|
областной семинар |
«Подготовка к фестивалю медиауроков» |
|
|
публикации |
|
|
Методическая разработка урока «Моя квартира». Свидетельство о регистрации № ФС77-60625 Презентация по немецкому языку «Родина». Свидетельство о регистрации № ФС77-60625 Конспект урока по немецкому языку в 7 классе «Родина». Свидетельство о регистрации № ФС77-60625 Презентация к уроку немецкого языка « Моя квартира». Свидетельство о регистрации № ФС77-60625 |
v Использование электронно-образовательных ресурсов:
немецкий язык
|
1) Детские: www.kindernetz.de, www.kindersache.de, www.kidsweb.de, http://www.kika.de http://www.kika.de: 2) Сайты для подростков: http://www.jugendmedien.de http://www.kaleidos.de/alltag http://www.treffmagazin.de/ http://www.to4ka-treff.de http://www.sowieso.de . |
английский язык |
Английский для детей http://www.englishforkids.ru Английский для дошкольника http://lib.ru/ENGLISH/ Изучение английского языка: статьи, тесты, игры, идиомы, пословицы, программы, аудиокниги, фильмы http://www.native_english.ru Образовательная программа для школ, учебные материалы по разным предметам, тесты по английскому языку, образовательные международные проекты http://www.att.virtualclassroom.org/index.html Стихи, песни, дидактические игры, словарик, статьи, уроки, международные проекты на английском языке http://www.englishclub.narod.ru Страноведение, разговорные темы, грамматика, тесты по английскому языку и др. http://www.linguistic.ru Тестирование по иностранным языкам http://www.kop.ru/?go=testing&test=9 Тестирование он-лайн. Бесплатные интерактивные уроки английского языка http://www.english.language.ru/index.html Уроки английского языка http://lessons.study.ru |
Практическое представление опыта.
Год |
форма представления |
тема опыта |
статус мероприятия |
2013 |
Выступление на районном методическом обьединении учителей иностранного языка |
«Особенности обучения младших школьников иностранному языку» |
муниципальный |
2014 |
фестиваль |
«ИКТ в образовании Курганской области» |
региональный |
2015 |
Открытый урок для учителей школы «День рождения»
|
Анализ и самоанализ урока немецкого языка |
муниципальный |
Представление собственного опыта на школьном сайте (конспект урока «День рождения») |
|
муниципальный |
|
Открытый урок для завучей школы «Рождество в Германии» |
Анализ и самоанализ урока немецкого языка |
муниципальный |
|
Выступление на школьном методическом обьединении учителей иностранного языка |
«Современные технологии в образовательном процессе» |
муниципальный |
|
2016 |
Выступление на районном методическом обьединении учителей иностранного языка |
«Индивидуальный и дифференцированный подход в работе со слабоуспевающими учениками на уроках иностранного языка», «Использование ИКТ на уроках немецкого языка», «Развитие творческой активности обучающихся во внеурочной деятельности».
|
муниципальный |
Информация о формах внеурочной деятельности по предмету, её регулярности, вовлечённости обучающихся
Форма внеурочной деятельности (наименование) |
периодичность
вовлеченность |
Результаты /итоги работы |
||
|
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
расширение кругозора; расширение социокультурных знаний о стране изучаемого языка; совершенствование речевых и грамматических навыков; формирование и совершенствование использования ИКТ обучающимися |
Кружок ин .яз «Мы отмечаем праздники» |
10 |
12 |
12 |
|
Внеклассное мероприятие «Неделя немецкого языка в школе» |
58 |
61 |
66 |
|
Внеклассное мероприятие «Неделя иностранного языка в школе» |
79 |
95 |
117 |
Библиографический список:
1. Подопригора Л.А.»Использование Интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ №5-2003г.стр.25-29.
2. Карамышева Т.В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера».Санкт-Петербург, «Союз», 2001г., стр.24-28
3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» М.,Педагогическое общество России, 2001 г.с. 11, 30-32
4. Макаревич И. Г. « Использование Интернета на уроках немецкого языка» ИЯШ № 5-2001 г., стр.40-42
5. Ремнев А.А.» Методические аспекты сочетания традиционной и информационной технологий в обучении»-, с. 1(Copyright 2001-2004 Федерация Интернет Образования)
6. Некрасова Г.Н. «Педагогические основы проектирования мультимедиаурока» - ВГГУ, г. Киров,2004г.
7. Полат Е.С. « Новые педагогические и информационные технологии в системе образования «-М.,Академия,1999 г.
8. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка»- ИЯШ № 2-3-2000 г.
9. Intel»Обучение для будущего»:Учебное пособие.-5-е изд испр.-М.: Русская Редакция,2006.-368стр.
10. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» // «Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001 г.
11. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». - М., Академия–2000.
12. Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.
13. http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/igra-s-ispolzovaniem-ikt-dlia-kontrolia-znanii-uchashchikhsia-na-urokakh-angl-iaz.html
14. http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01116/pavlova.pdf
15. http://festival.1september.ru/articles/410326/
16. http://festival.1september.ru/articles/565527/
СОДЕРЖАНИЕ
I. Описание педагогического опыта…………………………………………………………………... ………….3
1. Условия возникновения и становления опыта……………………………….3
2. Актуальность опыта …………………………………………….....................3-4
3. Ведущая педагогическая идея ………………………………………………..4
4. Диапазон опыта и степень его новизны ……………………………………..5
5.Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся………………………………………………………………………... 5
6. Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе . . ……………….6
II. Технология опыта ……………………………………………………………..7
1. Цели и задачи педагогической деятельности. ……………………………….
2. Реализация ведущей идеи опыта………………………………………….10-11
3. Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения современных технологий на уроках английского языка.
Творческие задания, творческие работы…………………………………....10-12
4. Результативность опыта…………………………………………………..12-13
5. Адресная направленность опыта…………………………………………......13
III. Заключение…………………………………………………………………...14
IV. Список литературы………………………………………………………......15
V. Приложение…………………………………………………………………..16
Приложение №1 – Виды и категория игр……………………………………16-23
Приложение №2 – Разработки уроков и внеклассных занятий…………….24-39
1. Описание педагогического опыта.
1. Условия возникновения и становления опыта.
Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского образования в связи с этим справедливо подчеркивается тот факт, что российская система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями экономического и социального развития российского государства в ближайшие два-три десятилетия XXI века. При этом основное внимание учителей, методистов, воспитателей должно быть направлено на формирование разносторонне развитой личности обучаемых, способной реализовать свои коммуникационные и личностные возможности как в собственных жизненных интересах, так и в интересах мирового сообщества. В условиях современной модернизации российского образования использование возможностей новых педагогических технологий для реализации идей развивающего обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения ее эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в современных условиях в целом является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики. Исходя из данной потребности современного общества, российские педагоги, дидакты, психологи и методисты последнего десятилетия активно занимаются разработкой новых путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Активизация познавательного интереса, творческой активности учащихся является одним из важнейших условий успешности учебного процесса. При этом каждый творчески работающий учитель добивается создания положительной мотивации учения используя свои приемы. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Для формирования познавательной активности используются все методы, приемы, которыми располагает дидактика. Объяснительно-иллюстративный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствуют формированию у младших школьников первоначальных знаний; использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков; проблемно-поисковый, частично-поисковый служат развитию познавательной активности. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики позволили мне выбрать тему самообразования “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка”.
2. Актуальность опыта.
Вопросы активизации деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся .
Понятно, что обучение школьников не может строиться на одной лишь теоретической части. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Отрыв заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике является большой проблемой.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Для решения данной проблемы предлагаю описание опыта с целью организации познавательной деятельности учащихся.
Актуальность опыта определяется активизацией мыслительной деятельности учащихся, созданием ситуации «успеха» на уроке.
Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в
нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной
работы,стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение
нетрадиционных уроков, использование игр и игровых моментов на уроках.
Необходимо повышать интерес к предмету, прежде всего, а так же повышать и
познавательную активность на уроках.
3. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении и эффективном использовании активных методов обучения для развития познавательной деятельности и формирования творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание условий для развития познавательной активности учеников, творческой индивидуальности каждого школьника. Согласно данной педагогической идее, учебный процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием активных методов обучения.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС НОО;
-теоретические основы психологического развития учащихся;
- изучение методической литературы и опыта коллег;
- апробирование инновационных педагогических технологий;
Данная идея опирается на элементы следующих известных разработанных теорий:
Суть активизации познавательной деятельности школьника заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Сущность опыта заключается в том, чтобы увлечь ученика, научить его мыслить, работать с информацией, развивать познавательные способности, помочь стать ему свободной творческой и ответственной личностью.
4. Диапазон опыта и степень его новизны.
Познавательная активность учащихся на уроках развивает индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, обогащает его индивидуальный опыт, помогает личности познать себя. Каждый учащийся осваивает английский язык исходя из своего субъектного опыта, что приводит к большей заинтересованности к изучению иностранного языка. Опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку.
Новизна опыта состоит в разработке учебных и внеклассных занятий , направленных на развитие познавательной активности школьников .
Опыт адаптирует новые педагогические технологии в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.
5.Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся
В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской и многих других учёных.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики учатся за оценку, за похвалу, иногда за подарки. Учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников является составной частью совершенствования методов обучения. Анализируя понятия активности школьника в процессе обучения предполагает формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.
В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды.
Одним из первых сторонников активного учения был известный педагог-ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость воспламенять в ребенке жажду знаний и пылкое усердие к учению.
В начале 19 века идею активизации обучения с помощью наглядности, наблюдения, обобщения и самостоятельности выводов развивал швейцарский педагог Г.Песталоцци.
Идея обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила развитие в работах Ф.Дистервега. По его мнению, хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала, то – чего человек не приобрел путем своей самостоятельности – не его.
К.Д.Ушинский писал: «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».
Разработкой методов активного обучения занимались и советские педагоги: В.З. Половцев, С.Т. Шацкий, Г.Т. Ягодовский и др.
6. Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Ученые определяют познавательную активность как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Признаками познавательной активности являются:
1. отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и
качество подготовки домашних заданий);
2. качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на
практике);
3. характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность,
сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе,
эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);
4. отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею,
системность, направленность).
Известно, что ведущим видом деятельности для учащегося является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Каким же образом активизировать учение ?
Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения .
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению
активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.
II.Технология опыта .
1. Цели и задачи педагогической деятельности.
целью данной работы является анализ различных средств и методов активизации деятельности учащихся, а также их практическое применение.
Проблема - Каковы пути и способы активизации познавательной деятельности учащихся?
Предмет исследования - способы активизации познавательной деятельности у учащихся.
Задачи:
проанализировать научно-педагогические исследования по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся
рассмотреть факторы, побуждающие учащихся к активности
рассмотреть приемы активизации учащихся
выявить эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Для реализации этих задач необходимо использовать разнообразные методы, приёмы, чтобы активизировать деятельность ребёнка вообще, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания.
Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения. Работая в современной школе, регулярно задаешь себе вопрос: «Как построить процесс обучения, чтобы всем учащимся в классе было интересно в течение всего урока?»
Как мотивировать детей на изучение английского или другого иностранного языка?
Способов повысить мотивацию учащихся на уроках великое множество. И я бы хотела рассказать о некоторых из них, которые наиболее часто применяются на уроках иностранного языка.
В педагогике и методике преподавания иностранному языку, а конкретно развитию навыков устной речи, известно, что говорить на языке интереснее, когда речь идет непосредственно о самом человеке и его предпочтениях. Именно поэтому уроки должны быть построены на основе принципа ситуативности в обучении говорению. Например, при изучении темы «Homes» («Жилища») преподаватель дает задание рассказать о том, где они живут, о своей любимой комнате. Таким образом, учебно-речевые ситуации мотивируют общение.
1. Хорошим стимулом могут послужить и невербальные методы. Иногда с помощью жестов и мимики можно добиться понимания учащимися незнакомого слова, не прибегая к переводу на родной язык. Большую роль для снятия трудностей в понимании играет образная и выразительная речь учителя, выделением интонационно главного слова в нужной фразе.
Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. Проанализировав большое разнообразие приёмов организации учебной деятельности, я выбрала игру. На мой взгляд, игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, проявляя свои интеллектуальные способности, как в игре. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой даже более важными, чем знания предмета. Чувства равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности задания- всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости.
Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся
на уроке английского языка. Основным способом человеческого общения является
язык. Вот почему изучение иностранных языков требует особого статуса в нашей
стране. Как же лучше организовать процесс обучения, чтобы ученики были способны
использовать иностранный язык как во время общения в реальных жизненных
ситуациях, так и для приобретения знаний, чтобы быть способным ориентироваться
в социокультурных аспектах страны, язык которой изучается. Активизация
познавательной и творческой деятельности учеников при изучении английского
языка обеспечивает создание условий для позитивной мотивации обучения, когда
максимально раскрывается творческий потенциал личности, идет целеустремленное
влияние на эмоции учеников.
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Для
этого можно использовать один из наиболее достигающих целей методов на
начальном и среднем этапах обучения – игру. Игра – это один из методов, который
я использую на уроках английского языка, во время которого дети очень активны,
эмоциональны, хорошо запоминают, формируют навыки устной речи. Игра – это
хороший материал для введения, закрепления и дальнейшей типизации действий учеников
с обучающим материалом.
Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому
общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися
языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является
подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Повышение познавательной активности и интереса учащихся к учебной
работе – вот цель игровых форм обучения на уроках иностранного языка.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
- Создание творческой атмосферы
- Развитие познавательной активности на уроках иностранного языка
- Обогащение учеников новыми знаниями, умениями и навыками.
Игры могут быть и специфически лингвистическими, фонетическими и
орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие
формированию речевых навыков.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются игровые методики.( См. Приложение №1 - Игры на уроках изучения иностранного языка) Итак, мы можем сделать вывод о том, что приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся. Учитель должен проявлять фантазию и творческий подход в преподавании иностранного языка. Только при энтузиазме и личной заинтересованности учителя можно зажечь интерес к изучению английского языка и у детей.
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. « В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В. А. Сухомлинский.
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ни для кого не секрет, что игра – это часть учебного процесса. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к иностранному языку Пробудить интерес к языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Игры-упражнения могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях. Это могут быть кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, лото, объяснения пословиц и поговорок.
Игры-путешествия можно проводить непосредственно как на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном для углубления, осмысления и закрепления материала. Примером могут быть отдельные уроки-путешествия. Игра-соревнование может включать все перечисленные виды игр. Это урок-смотр знаний, урок- соревнование, урок - КВН, урок - «Звездный час». (См. Приложение №2)
1. Реализация ведущей идеи опыта.
« Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить» Д.Г.Левитас
Основным ориентиром в моей работе с обучающимися являются
Требования к современным методам обучения английскому языку в рамках новых стандартов:
- создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
- стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
- затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- активизировать деятельность детей;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
- обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н. Д.)
3. Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения современных технологий на уроках английского языка .
Творческие задания, творческие работы.
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сделать процесс обучения более результативным, вызвать и поддержать интерес к предмету помогает применение новых современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся в рамках урока английского языка. Это проблемное обучение, игровые технологии ,проектное обучение , работа в группах и ИКТ –технологии .
В ходе работы над своей методической темой о роли современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка, в целях повышения мотивации обучения иностранного языка я использую игровые технологии на своих уроках. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс интересным и привлекательным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Любой урок должен вызывать у детей интерес, ведь интерес – главная движущая сила познавательной деятельности. Я люблю начинать урок так называемой «игровой завязкой».
Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках
английского языка можно путем применения творческих заданий, упражнений. Динамические
физкультминутки – одна из форм игры – релаксатора на уроках языка. Выполнение
ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к
учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию
памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную
активность учащихся, благоприятно сказывается на настроении детей и их
эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между учителем и
учащимися. Использование физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность
учащихся, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного
материала, создает атмосферу, на которой каждый ученик класса чувствует себя комфортно
и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение
и восстанавливает работоспособность не только учеников, но и учителя.
Проблемный подход в обучении рассматривается как средство
управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной
деятельности школьников, развитие интереса к знаниям.
Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса.
Без пытливости нельзя научиться самостоятельно решать самые простые вопросы.
Познавательная активность в наибольшей степени проявляется при выполнении учащимися самостоятельной работы, которая представляет собой вид учебной деятельности школьников с разными источниками знаний, протекает по заданию учителя с разной степенью самостоятельности и направлена на решение конкретных учебно-воспитательных задач. Задание может быть сформулировано к материалу рассказа, беседы, практической работы или работы с учебником. Для развития познавательной активности необходимо постепенно усложнять задания.
Творческие работы учащихся на этапе закрепления материала укрепляют
познавательный интерес, что создаёт базу для дальнейшего развития
познавательных интересов учащихся.
Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную работу
в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать
коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных
качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на
одну проблему). Метод проектов относится к активным способам
обучения.
Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Работа в группах. Сотрудничество – это взаимодействие между субъектами и окружающей средой.
Средствами сотрудничества являются:
Модернизация образования невозможна без широкого использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Использование ИКТ
на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими
средствами, при этом происходит экономия времени. Уроки с использованием
компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными,
мобильными.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
4. Результативность опыта.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, осознанность учения, прилежание, творческую работу, самостоятельность при решении учебных задач, участие в конкурсах и олимпиадах по предмету, участие во внеклассной деятельности, качество владения иностранным языком. Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:
1. На протяжении 3-х лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения учеников по иностранному языку
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
|
% успеваемости |
100% |
100% |
100% |
Качество знаний |
60% |
71% |
65% |
1. Создание учащимися разнообразных творческих проектов по английскому языку говорит о стабильном интересе учащихся к предмету. Темы проектов:
1. Чем знаменит Лондон?
2. Зимние праздники в Великобритании.
3. Известные имена Британии
4. Британские традиции
5. Символы Великобритании
1. Положительные результаты на предметных олимпиадах по иностранным языкам:
Призеры предметных олимпиад.
Год проведения |
Школьная олимпиада |
2014 |
4 призера |
2015 |
3 призера |
2016 |
2 призера |
2017 |
4 призера |
2018 |
2 призера |
1. Участие в олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам:
Всероссийская олимпиада по английскому языку - 1 призер 2015г;
Всероссийский «Молодежный чемпионат по английскому языку» – 1 Победитель, региональный,2015г;
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 3 призера, 2014г (ноябрь); 3 призера, 2015г; 2 призера, 2016г; 4 призера, 2017г; 2 призера, 2018г;
Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» - 2 призера, школьный и муниципальный, 2015г;
Всероссийский «Молодежный чемпионат по немецкому языку» - 1 Победитель, 2 призера, школьный и муниципальный,2017г;
Международный языковой конкурс «Какаду» по английскому языку – 3 призера, 2017г;
Международный конкурс «Лисенок» - 1 призер, 2017г; 3 призера, 2018г;
Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» - 1 Победитель, 2018г»;
III Международный дистанционный конкурс «Старт» - 1 призер, 2018;
Международная онлайн-олимпиада «The ABC-world» - 2 призера, 2018;
В ходе педагогической деятельности использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа.
Наблюдение показало, что систематическое использование игр на уроке, проведение уроков в нетрадиционной форме, , использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка ,подготовка учащимися проектов на иностранном языке ведет к повышению уровня мотивации к изучению английского языка, у школьников развивается познавательный интерес к предмету, который способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышению качества знаний.
Опыт моей работы по развитию познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности позволяет проследить динамику изменений и стабильность результатов.
- Повысился познавательный интерес обучающихся к английскому языку.
- Повысилось качество знаний.
- Рост участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах.
Работа по развитию познавательной деятельности даёт положительные результаты.
С целью исследования эффективности форм и приемов обучения и выявления отношения к английскому языку провожу анкетирование детей. Наибольший интерес для учащихся представляют следующие виды и формы деятельности:
работа по закреплению лексики и правописания с помощью игр;
разучивание песен и стихов на английском языке;
выразительное чтение на английском языке;
пение на английском языке;
закрепление лексики и правописания с помощью игр;
работа с презентацией.
1. Адресная направленность опыта.
Материалы обобщённого опыта работы могут быть использованы для повышения методического уровня педагога-практика в учебной деятельности и для проведения внеклассной работы по английскому языку в общеобразовательном учреждении любого типа.
Заключение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся является одной из важнейших проблем современной педагогики. Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования учащихся на развитие познава тельной активности личности как основы личностного развития и которая в дальнейшем становится условием непрерывного образования.
Методов, приемов активизации познавательной деятельности учащихся множество, и каждый учитель, в меру своей творческой инициативы, стремится оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Развитие познавательной активности позволяет:
- создавать положительную мотивацию на уроке,
- обеспечивать активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации,
- развивать смысловую догадку и активизацию лексического опыта ученика и обогащать его словарный запас,
- способствовать оптимальной организации внимания,
- вооружать рациональными способами запоминания,
- вырабатывать необходимый темп восприятия информации,
- увеличивать темп работы,
- развивать и осваивать информационное пространство содержания урока,
- приучать к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности, способствует общей направленности деятельности учащегося и может играть значительную роль в структуре его личности.
Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
Как было отмечено, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
2. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке:5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – с. 4-37
3. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1985
4. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 19
6. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2003, № 5.77.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
8. Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.
9. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.
10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
11. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
13. Щуркова Н.Е. Игровые методики. Педагогическое общество России. Москва 2004.с.4-38
14. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.