Формирование исследовательской деятельности на "живых уроках"
Оленева В.А. учитель биологии
МБОУ «Школа №3 им. Героя России С.Медведева» г.Саяногорск
Под словом «исследование» подразумевается «извлечение из следа». Главная цель исследования – установление истины.
В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
· постановка проблемы,
· изучение теории, посвященной данной проблематике,
· подбор методик исследования и практическое овладение ими,
· сбор собственного материала,
· анализ собственного материала и обобщение, научный комментарий,
· собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Одним из видов исследовательской деятельности является экскурсия. Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
Каждая экскурсия — сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способность к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе.
«Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик Н.П.Анучин.
Экскурсии - это живые уроки, проведенные вне школьных стен.
Лес, рек, озеро - это огромный ресурс для исследовательской деятельности детей и можно было совсем ничего не рассказывать и специально не устраивать, сама природа "даёт уроки". Запахи, звуки, краски, дыхание леса, реки, жизнь их обитателей и загадочные лесные маршруты - всё это безумно интересно.
Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.
В рамках ФГОС учителям выделяются часы для дополнительных внеурочных занятий, которые они могут использовать для экскурсий.
Экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний.
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». При этом ученики входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние. На экскурсиях по биологии и экологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.
Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и т.д.
Экскурсии различают:
· по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;
· по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
· по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
· по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.
· по методам проведения экскурсий: иллюстративный (преобладает метод готовых знаний с элементами эвристической беседы ); исследовательский (преобладает метод исканий); комбинированный ( оба метода присутствуют в равных долях).
Структура экскурсии
Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:
· подготовка учителя к экскурсии;
· подготовка учащихся;
· работа учащихся на экскурсии;
· беседа с учащимися;
· проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.
Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:
1. Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
4. Рассказывать только о том, что можно показать.
5. Избегать длинных объяснений.
6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.
Каждая экскурсия
органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой
системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и
конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные
экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает
структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место
экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты,
места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы
проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает
опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость,
оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее
проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых
дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей.
Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если
экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).
Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения:
отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить),
птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без
надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о
том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были
обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.
Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в
группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.
В результате проведенных экскурсий в окрестностях школы, города, реки, заповеднике учащиеся будут знать:
· методы изучения живой природы;
· редкие, охраняемые виды животных и растений региона;
· биологические законы и закономерности;
· современные проблемы экологии.
Учащиеся будут понимать:
· значение живых организмов в биологических сообществах, биологические законы и закономерности;
· актуальность экологических проблем;
· необходимость сохранения всего многообразия жизни;
· назначение человека, как части природы.
Учащиеся будут уметь:
· работать с определителями животных и растений, описывать свойства биосистем, характеризовать значение практической биологии;
· руководствоваться в своей деятельности законами природы;
· прогнозировать последствия игнорирования законов природы в различных сферах деятельности человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Форма представления итогов исследований во время экскурсии:
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, предусмотренных ФГОС.
Экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы.
В настоящее время существует проект «Живые уроки», инициированный Минкультом РФ и туроператорским сообществом в лице РСТ и направленный на внедрение экскурсионных поездок по регионам страны в рамках учебной программы школьников. Идея проекта - сформировать в российских субъектах маршруты, интегрированные в образовательную программу и выстроить межрегиональное взаимодействие по обмену школьными группами.
В рамках федеральной программы по экскурсионно-образовательному туризму "Живые уроки" проводятся образовательные экскурсии, позволяющие глубже изучать разные предметы.
«Живые уроки» – это образовательные экскурсии и экскурсионно-образовательные туры, разработанные туроператорами в соответствии с учебными программами по отдельным предметам на базе туристских ресурсов субъектов РФ. Они хорошо восприняты учителями, потому что идеально вписываются во внеурочную деятельность».
Список использованной литературы
1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST
пресс»,1998 г.
4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г.
5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М.
«Просвещение»,1971 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.