Формирование картографической грамотности на уроках географии
Оценка 4.7

Формирование картографической грамотности на уроках географии

Оценка 4.7
docx
10.10.2023
Формирование картографической грамотности на уроках географии
география планы 4 неделя.docx

Тема: Эпоха Великих географических открытий. (5 класс)

Тип урока

Комбинированный урок

Ключевые слова: событие, процесс, карта, природа, открытие, география, поиск, наблюдение

Цели урока:

- выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;

- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;

- выявить последствия и значение Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время. И сегодня в конце урока мы должны будем объяснить, почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время?

И почему их назвали Великими?

II. Изучение нового материала.

1. Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла.

каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.

навигационные приборы, важнейшим из которых стал компасастролябия – прибор для определения широты и долготы.

Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.

- навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.

Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.

2. Причины Великих географических открытий 

В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях.

Почему в 15 веке манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?

В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Ведь в 15 в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве преданного для невест. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.

Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями.

Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искались, прежде всего, морские пути, т.к. они дают возможность установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.

Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два пути: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания.

В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.

3. Великие географические открытия и великие мореплаватели- первооткрыватели.

Даты записаны на доске, ребята по ходу рассказа должны заполнить их значение.

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец Христофор Колумб

Открыл Америку

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл морской путь к Индии

1507 г.

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Португалец Фернан Магеллан

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

4. Значение Великих географических открытий.

Работа с классом, обсуждение и по ходу работы записываются значение Великих географических открытий.

Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить.

1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.

2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.

3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.

4. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй (Португалией, Испанией, Голландией, Англией, Францией).

5. Развитие работорговли. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук. Поэтому уже с начала XVI в. начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские колонии в Америке. Работорговля процветала вплоть до середины XIX в.

6. Изменилась повседневная пища европейцев (картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад).

Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.

III. Закрепление и домашнее задание.

Параграф 4, стр.16-18. Расставьте имена путешественников эпохи Великих географических открытий в той хронологической последовательности, в которой они совершили свои главные открытия.

 

 

 

Тема: Воды суши. (6 класс)

Цель урока: формирование представлений о водах суши: реках и озерах и их  значение для жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

Образовательная

- формировать у обучающихся представления о водах суши — их видах, особенностях, строении;

- определять понятие «река» и «озёро»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

-продолжить формировать умение работать с текстом учебника.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

дать определение понятиям: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро.

Метапредметные: 

- Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения).

Ход урока.

1.Организация урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

• Что называется гидросферой?

• Какие части гидросферы вы знаете?

• Какие воды суши вы знаете?

• От чего зависит образование вод суши?

А сейчас я с вами проведу игру на внимательность. Что из того что я назову, является частью Мирового океана, а что является частью вод суши? Если названное слово является частью Мирового океана, то вы, ребята, должны поднять руки вверх. Если названное слово является частью вод суши, то вы, ребята, остаётесь на своих местах и руки не поднимаете.

Река, залив, озеро, ручей, водохранилище пруд, море, океан, водопад, болото, горный ледник, подземные воды, речной канал, родник, источник.

 Вопрос. Какие ассоциации вызывает у вас слово «река»?

Работа со словарем. Река - это постоянный естественный поток воды, что течет углублением, которую называют руслом. Каждая из рек имеет начало, называется истоком. Одна река вытекает из болота, вторая начинается с источника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берет свое начало из озера. Течет река много километров и где-то впадает или в море или в озеро или в другую реку.

Работа со словарем. Место, где река впадает в море, озеро или в другую реку называется устьем.

Беседа

• Как называется углубление, по которому течет река?

• Как образуется русло?

• Что делает река с горными породами?

Некоторые горные породы река размывает быстро, другие разрушаются в течение тысячелетий, поэтому русло формируется очень медленно. Русло реки находится в понижении, которое называется речной долиной. Долины равнинных рек широкие, извилистые. Горные реки имеют глубокие узкие долины.

Коренной берег реки имеет форму ступенек, которые называются террасами. Террасы были когда поймами, но река постоянно углубляла свое русло, поэтому сейчас террасы уже не затапливаются водой во время разлива.

- Река состоит из истока, русла, устья.

- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­дит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто­рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста­точно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют тре­угольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко­водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

- Где берет начало главная река? (Родник.)

Каждая река имеет притоки. Они делятся на правые и левые.

Вопрос. Как узнать, какая приток левая, а какая правая?

- Где берет начало приток? (В горах — ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, озере.)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из озера и приток, берущий начало из болота.

- Сколько всего притоков получилось? (Три.)

- Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­вый.)

Река со всеми притоками называется речной системой. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Работа со словарем. Граница между бассейнами рек называется водоразделом.

4. Подведение итогов.

1. Итоги урока подводим вместе с учащимися: что узнали на уроке?

5.Домашнее задание.

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

Тема: Полезные ископаемые (7 класс).

Тип урока

Комбинированный урок

Ключевые слова: размещение, природные ресурсы, исчерпаемые (неисчерпаемые), минеральные ресурсы, литосфера, полезные ископаемые, возобновимые (невозобновимые) ресурсы

Предметные:

- объяснять преобладания в рельефе материка высоких равнин.

- характеризовать размещения месторождений полезных ископаемых.

- давать оценку богатства материка полезными ископаемыми.

Метапредметные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;  

- работать по плану; осуществлять самоконтроль

-  принимать участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой    географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Ход урока

1. Мотивирование на учебную деятельность

Предложите учащимся изучить информацию. Обсудите, каким образом полезные ископаемые используются в разных видах хозяйственной деятельности. (Рудные полезные ископаемые — металлургия (черная и цветная), калийные соли, фосфориты — удобрения, драгоценные металлы — ювелирное производство, алмазы используются при бурении скважин и в ювелирном деле и т. д.)

2. Актуализация опорных знаний

Предложите учащимся пройти тест. Работа может выполняться учащимися как индивидуально, так и в парах или коллективно.

3. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предложите учащимся изучить информацию, представленную в галерее изображений. Попросите их ответить на поставленные вопросы.

Что относится к горючим полезным ископаемым? (Горючие полезные ископаемые — те, что при горении выделяют тепловую энергию. К ним относятся нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф.)

Какие полезные ископаемые содержат цветные металлы? (Цветные металлы содержат медные, никелевые и т. д. руды.)

4. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Предложите учащимся ознакомиться с текстом и ответить на вопросы.

Варианты ответов:

  1. Тяжелые металлы.
  2. Исчерпаемые, невозобновимые.
  3. Во-первых, использование металлолома позволяет экономить руду. Во-вторых, металлолом не складируется на полигонах промышленных отходов (занимающих существенные территории). В-третьих, производство металла из лома позволяет экономить электроэнергию, так как менее энергоемко.

5. Домашнее задание

Предложите учащимся изучить информацию. Обсудите, каким образом рационально использовать такой исчерпаемый и невозобновимый ресурс, как металлические полезные ископаемые. (Максимально полное извлечение металла из породы. Вторичное использование металла (металлолома).)

6. Конвергентный обучающий видеоролик

Предложите учащимся посмотреть видеоролик и выполнить интерактивные задания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф Земли". (7 класс)

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей

Задание 1. Составление общей схемы "Рельеф" (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

- Вспомните, что такое рельеф?
- Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
- Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
- Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
- Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

https://urok.1sept.ru/articles/645003/img1.jpg

Задание 2. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы...(щит)
2. Бурные грязекаменные потоки...(сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры...(платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых...(месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения...(морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого...(бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли...(эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в "Зачетный лист" количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 3. 

Форма рельефа

Тектоническая структура

Сихотэ – Алинь                          

 

Среднесибирское плоскогорье

 

Кавказ  

 

Урал 

 

Хибины

 

Западный Саян                            

 

Западно – Сибирская равнина

 

Становой хребет                          

 

Алтай   

 

Горы Бырранга                          

 

1. Область каледонской складчатости
2. Область мезозойской складчатости
3. Область герцинской складчатости
4. Алданский щит
5. Балтийский щит
6. Сибирская древняя платформа
7. Область мезозойской складчатости
8. Область герцинской складчатости
9. Область кайнозойской складчатости
10. Западно-Сибирская плита

В итоге проверки получается следующая таблица:

Сихотэ – Алинь                          

Область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье

Сибирская древняя платформа

Кавказ  

Область кайнозойской складчатости

Урал 

Область герцинской складчатости

Хибины

Балтийский щит

Западный Саян                            

Область каледонской складчатости

Западно – Сибирская равнина

Западно-Сибирская плита

Становой хребет                          

Алданский щит

Алтай   

Область герцинской складчатости

Горы Бырранга                          

Область мезозойской складчатости

- Какой можно сделать вывод? (Складчатым областям и щитам в рельефе соответствуют горы, а платформам - равнины)

Задание 5. Игровой момент "SOS".

Работа с физической картой атласа.
Определите по координатам географические объекты, с которых поступил сигнал бедствия, и предположите возможную причину.

-560  с.ш.,1620  в.д. – вулкан Ключевская сопка     (извержение вулкана)
-470  с.ш., 1510  в.д. – Курильские острова                (землетрясение)
-500  с.ш., 860  в.д. – гора Белуха                  (снежная лавина, обвал )

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Россия на карте часовых поясов мира.

Цель: - изучить систему знаний о положении России на карте часовых поясов.

Задачи: 

Образовательная – сформировать знания о поясном, местном и декретном времени; 

объяснить понятия «часовые пояса», «поясное время», «местное время», «декретное время».

Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации - «линия перемены дат», сформировать навыки и умения определять поясное и местное время; решать практические задачи с использованием географической карты; применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.

Воспитательная -  воспитывать любовь к родному краю, твёрдость характера, умения высказывать свою точку зрения.

Тип урока: урок новых знаний.

 

ХОД УРОКА:

  1. Изучение новой темы.

            ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Все люди живут и работают по определенному времени, для его измерения пользуются прибором – часами, но вопрос о счете времени далеко не простой. Меры счета времени у населения всей Земли одинаковы: секунда, минута, час, сутки, год.

Известные всему миру – часы «Кремлевские Куранты», расположенные на Спасской башне Московского Кремля, снизу кажутся не такими великанами, какие они есть на самом деле. Большая стрелка – трехметровая, каждая цифра на циферблате – высотой чуть ли не метр – далеко видна. Маятник, спрятанный в корпусе часов, весит 32 кг. Четыре раза в час бьют куранты; и их торжественный звон слышит вся страна. (Звучит перезвон курантов).

Измеряется ход времени по видимому движению небесных тел – Солнца и звёзд. В действительности, как известно, это видимое с Земли движение светил на небосводе есть результат вращения Земли вокруг оси (сутки) и вокруг Солнца (год).                 

            Вопросы: За какое время и в каком направлении вращаясь, Земля делает один оборот вокруг оси? (за 24 часа, с запада на восток). Каждая долгота имеет разное время.

Сколько градусов долготы содержит 1 час? (3600:24=150, 10 за 4 минуты).

Задание: Определить какое время показывают часы в этот момент на различных долготах, если в нашем поселке Рошни-Чу (определить координаты 530 58/ с.ш. 460 51/ в.д.), - уточнить время. Объяснить который теперь час показывают часы в этот момент на меридианах, отстоящих от школы на 150, 300, 450 к востоку и далее к западу. Выясняется, что восточные часы показывают местное время на 1,2,3 часа больше, а к западу на столько же меньше.

ВЫВОД: На каждом меридиане на данный момент свое время, это время называется местным. Оно зависит от географической долготы.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:

Какая разница в местном времени на территории России между городами Москва и Якутск?

Москва – 550с.ш., 370в.д.

Якутск – 620с.ш., 1290в.д.

По долготе расстояние между ними в 920. Значит 92:15= 6ч 8м.

Объяснить какое значение имеет эта разница во времени в хозяйственной жизни страны.

              Самостоятельная работа с учебником. Прочитать текст в учебнике на с.21, § 3 (второй абзац). Объяснить, что такое поясное время?

Поясное время принято в большинстве государств мира, а в России введено в 1919 г. Суть ее в том, что весь земной шар разделен на 24 пояса, границы которых проложены друг от друга через каждые 150 долготы. Таким образом, время в каждом поясе отличается от соседних на 1 час. В пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине. Вращается Земля с запада на восток, поэтому к востоку от любого пояса время суток будет на 1 час больше, к западу – на 1 час меньше. Какой же пояс принять за нулевой? За нулевой принят часовой пояс, по середине которого проходит меридиан Гринвичской обсерватории. Этот же пояс служит 24 – м. Время первого пояса отличается от времени начального на 1 час.

     Работа с картой часовые пояса мира.

Рассмотрим карту часовых поясов на территории нашей страны, обратив внимание на нумерацию часовых поясов. Определяем, что на территории нашей страны одиннадцать часовых поясов (от II до XII). Столица России – Москва расположена во II часовом поясе, Ульяновск – в III часовом поясе, Чукотский полуостров – ХII часовом поясе. Однако для удобства XI   и XII часовые пояса объединены в один. Кроме того, границы часовых поясов строго по меридианам проведены только в открытом океане, а на материках они совпадают с административными границами.

1.  Почему житель полуострова Ямал, прилетев в Омск, не переводит стрелки часов, а, прилетев в Мурманск, переводит. На сколько часов и в каком направлении?

Ответ: полуостров Ямал и г. Омск находятся в V часовом поясе, г. Мурманск – II часовом поясе, значит, стрелки часов переводят на 3 часа назад.

Начинаются новые сутки на 180 меридиане – этот меридиан называют линией перемены дат.

Вспомните в книге Ж.Верна «Вокруг света 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе целые сутки оказались. А   спутники Фергана Магеллана  во время кругосветного плавания потеряли сутки. Ни те, ни другие не учли линию перемены дат.

            Пересекая ее с запада на восток, мы « попадаем  во вчерашний день», т.е. выигрываем сутки. А пересекая 180 меридиан с востока на запад, «теряем сутки»!. Например, на Чукотке 6 декабря, а на Аляске еще 5 декабря.

 Какой пояс считать началом суток, месяцев, лет?

Ученые установили, что таким поясом будет 12, его средний меридиан. А это меридиан 1800.  На   нем с полуночи начинаются новые сутки.

Меридиан 1800 принято называть линией перемены дат. К примеру, мы пересекаем линию перемены дат с запада на восток 1 сентября, следующие сутки мы должны считать не 2 сентября, а вновь 1 сентября.

Рефлексия:

Домашнее задание: § 3, изучить. Решить задачу.

  Пассажир вылетел из Якутска в  11 часов по местному времени.

  Во сколько он прилетит в Москву, если он был в пути  6 часов?

  (по московскому времени).

 

 

Практическая работа "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон"

Задача 1

Город

Часовая зона и разница с Красноярском

Время в городе

Красноярск

6-ая, нет

12 часов

Хабаровск

(9-ая ч.з., + 3 часа)

15 ч.

Москва

(2-ая ч.з., — 4 часа)

8 ч.

Магадан

(10-ая ч.з., + 4 часа)

16 ч.

Кемерово

6-ая ч.з.)

12 ч.

Екатеринбург

(4-ая ч.з., — 2 часа)

10 ч.

Калининград

(1-ая ч.з., — 5 часов)

7 ч.

Симферополь (

2-ая ч.з., — 4 часа)

8 ч.

В Красноярске полдень. Сколько времени будет в Хабаровске, Москве, Магадане, Кемерово, Екатеринбурге, Калининграде?

 

Задача 2

Сколько времени будет в населенных пунктах 6-ой часовой зоны, когда в населенных пунктах 2-ой — 16:00?

Решение:

Исходя из поясов, определяем разницу. Далее решаем, что с ней делать: прибавлять или вычитать к известному значению. Разница между 6-ой и 2-ой часовыми зонами составит 4 часа. 6-ая зона расположена восточнее, чем 2-ая; значит, разница прибавляется. То есть когда во 2-ой зоне 16:00, в 6-ой — 20:00.


 

 

 

 

 

 

Тема: Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. (8 класс).

Тип урока

Урок освоения новых знаний и умений

Ключевые слова: устройство, многообразие, характеристика, субъекты российской федерации, федеративное устройство, федеральные округа, административно-территориальное устройство российской федерации, размещение

Ход урока

1. Мотивирование на учебную деятельность

Предложите учащимся рассмотреть политико-административную карту Российской Федерации и привести примеры республик, краев, областей и автономных округов. Задание выполняется индивидуально, в парах или микрогруппах. Опросите 2-3 учеников.

2. Актуализация опорных знаний

Предложите учащимся рассмотреть карту и определить, в какой части России сосредоточено наибольшее количество субъектов Федерации. Попросите объяснить, какие причины могли повлиять на такое размещение субъектов Федерации. После выполнения задания вызовите для ответа 2-3 учеников.

3. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предложите учащимся рассмотреть схему и составить краткий рассказ о структуре власти Российской Федерации. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или микрогруппах. После выполнения задания вызовите для ответа 2-3 учеников.

Предложить учащимся рассмотреть схему и заполнить в тетради таблицу «Субъекты Российской Федерации» с опорой на карту «Административно-территориальное устройство России».

4. Проверка первичного усвоения

Предложите учащимся рассмотреть карту «Федеральные округа Российской Федерации» и определить, какие субъекты Федерации входят в состав федеральных округов. 

Для выполнения задания попросите учеников разбиться на 8 групп и каждой группе определите один из федеральных округов. По завершении работы группы должны рассказать о составе своего федерального округа. Порекомендуйте ученикам использовать также карту «Административно-территориальное устройство России».

5. Домашнее задание

Предложите учащимся рассмотреть карту, выбрать один из субъектов Федерации (кроме того, в котором проживают) и сделать о нем доклад.

6. Конвергентный обучающий видеоролик

Предложите учащимся посмотреть видеоролик и выполнить интерактивные задания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Тема:  Газовая промышленность России.   (9 класс)

Цели и задачи урока: 

1.  Сформировать представления о газовой промышленности России, о размещении месторождений природного газа, значение и роль в экономике.

 2.Способствовать развитию мышления обучающихся.

3.Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

3. Воспитывать экологическую культуру, патриотизм, чувство гордости за достижения страны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа. 1.Что такое нефть?

2.Какое значение нефть имеет для хозяйства России?

3.Назовите месторождения нефтяной промышленности.

III. Актуализация знаний

Газовая промышленность является важнейшей отраслью экономики России. Самая молодая и динамично развивающаяся отрасль топливно-энергетического комплекса  обеспечивает добычу, транспортировку, хранение и распределение природного газа, переработку попутного газа нефтяных месторождений, обеспечивая более 50 % внутреннего энергопотребления.

Большая экономическая значимость газовой промышленности определяется тем, что добыча газа более чем в два раза дешевле добычи нефти и в пятнадцать раз дешевле добычи других углеводородов.  Газ – идеальный источник энергии для коммунально-бытового хозяйства и ведущих  отраслей экономики и производства.

IV. Изучение нового материала

Газовая отрасль — отрасль топливной промышленности.  Основная задача — добыча и разведка природного газа, газоснабжение по газопроводам, производство искусственного газа из угля и сланцев, переработка газа, использование его в различных отраслях промышленности и коммунально-бытовом хозяйстве. Одна из важнейших задач предприятий газовой отрасли — транспортировка и учет газа.

Природный газ широко применяется в качестве горючего в быту ( в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи); в качестве топлива для машин, котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс.

Задание1. Прочитать текст учебника с.172 о преимуществах природного газа.

Выводы:Россия занимает первое место в мире по добыче, запасам и ресурсам газа,  потенциальные запасы которого оцениваются в 160 трлн. м3.

Свыше 90% природного газа добывается в Западной Сибири, в том числе 87% — в Ямало-Ненецком и 4% — в Ханты-Мансийском автономных округах. Здесь расположены крупнейшие месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и др. Промышленные запасы природного газа этого региона составляют более 60% всех ресурсов страны. Среди других газодобывающих территорий выделяются Урал (Оренбургское газоконденсатное месторождение — более 3% добычи), Северный район (Вуктылское месторождение). Есть ресурсы природного газа в Нижнем Поволжье (Астраханское газоконденсатное месторождение), на Северном Кавказе (Северо-Ставропольское, Кубано-Приазовское месторождения), на Дальнем Востоке (Усть-Вилюйское, Тунгор на о. Сахалин).

Перспективными районами газодобычи считаются шельфовые акватории Арктики и Охотского моря. В Баренцевом и Карском морях открыты газовые супергиганты — Ленинградское, Русановское, Штокмановское месторождения – более 5 трлн кубов.

Задание2. Прочитать текст учебника с.172-173. Найти на карте газовые месторождения.

Для транспортировки газа в России создана Единая система газоснабжения, включающая разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов (143 тыс. км), компрессорных станций, подземных хранилищ и других установок. Действуют крупные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточная система Сибирь-Центр.

Задание3. Прочитать текст учебника с.174-175. Вывод записать в тетрадь.

Экологические проблемы, связанные с добычей газа

В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока, срезка микрорельефа. Добыча нефти и газа приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды.

Происходят необратимые деформации земной поверхности в результате извлечения из недр нефти, газа и подземных вод, поддерживающих пластовое давление. В мировой практике достаточно примеров, показывающих, сколь значительным может быть опускание земной поверхности в ходе длительной эксплуатации месторождений. Перемещения земной поверхности, вызываемые откачками из недр воды, нефти и газа, могут быть значительно большими, чем при тектонических движениях земной коры.

Неравномерно протекающее оседание земной поверхности часто приводит к разрушению водопроводов, кабелей, железных и шоссейных дорог, линий электропередач, мостов и других сооружений. Оседания могут вызывать оползневые явления и затопление пониженных участков территорий. В отдельных случаях, при наличии в недрах пустот, могут происходить внезапные глубокие оседания, которые по характеру протекания и вызываемому эффекту мало отличимы от землетрясений.

Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами, главным образом в период разведки месторождений (при бурении скважин). Иногда эти предприятия, несмотря на то, что газ экологически чистое топливо, загрязняют открытые водоемы, а также почву.

IV. Закрепление.

V. Домашнее задание:

Параграф 43. Задание 7 , с.175

 

 

 

 

 

Тема: Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций. Практическая работа "Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах". (9 класс)

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний об электроэнергетике как базовой отрасли экономики России.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия;

2) составлять структурные схемы; 3) подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для строительства электростанции с учётом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС); 4) анализировать диаграммы; 5) искать и отбирать информацию об электростанциях; 6) использовать средства информационных технологий; 7) участвовать в дискуссии; 8) аргументированно отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование экологического мышления на основе выявления влияния электроэнергетики на состояние окружающей среды; осознание необходимости экономии электроэнергии.

 

Ход урока

1. Мотивирование на учебную деятельность

Предложите ученикам познакомиться с принципом работы рынка электроэнергии в России, изложенным в коротком видео. 

2. Актуализация опорных знаний

Предложите ученикам заполнить таблицу «Типы электростанций и их особенности», а затем ответить на вопросы:

  • Почему энергетический баланс в России сильно смещен в сторону тепловых электростанций? 
  • Какие факторы повлияли на это? 
  • В каких частях страны, по вашему мнению, производится больше электроэнергии на гидравлических и атомных электростанциях? 

3. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предложите ученикам вычислить разницу между производством и потреблением электроэнергии по федеральным округам (ФО) России в 2021 г. 

Затем задайте им вопросы: 

  • Как можно восполнить недостаток в производстве электроэнергии?
  • Куда производители электроэнергии отправляют ее излишки ? 
  • Почему часть ФО России избыточна по производству электроэнергии? 
  • Как концентрация населения и промышленных предприятий влияет на энергетический баланс федеральных округов? 
  • Почему часть производимой в России электроэнергии экспортируется за границу, если некоторым округам внутри страны ее не хватает?

4. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Предложите ученикам изучить карту размещения крупных электростанций на территории России и ответить на вопросы: 

  • В каком регионе России находится единственная действующая в стране гидроаккумулирующая электростанция? 
  • В чем ее отличия от обычных гидравлических электростанций? 
  • Чем можно объяснить выбор места для размещения гидроаккумулирующей электростанции в пределах России?

Помогите ученикам выделить несколько факторов, в том числе потребность в компенсации скачкообразного потребления электроэнергии в Московском регионе.

5. Развитие функциональной грамотности

Предложите ученикам изучить диаграмму «Динамика энергетического баланса России». После этого дайте им задание: заполнить пропуски во фразах, подставив название одного из четырех типов электростанций, а затем задайте вопрос:
— Что, по вашему мнению, может изменить структуру энергетического баланса России?

6. Конвергентный обучающий видеоролик

Предложите учащимся посмотреть видеоролик и выполнить интерактивные задания. 

7.Домашнее задание

Параграф 7, стр.26-29. Составьте структурную схему энергетики.

 

 

 

Практическая работа по теме: «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в разных регионах»

Цель: сравнить стоимость электроэнергии в разных регионах России. Выявить причины различия.

Субъект

С 1.01.20 руб. кВтч

Чеченская республика

2,68

Чукотский автономный округ

8,42

Алтайский край

4,09

Ленинградская область

4,27

Иркутская область

1,11

 

 

 

 

 

 

 

 

1) В каком регионе самая дорогая электроэнергия?

2) В каком регионе самая дешевая электроэнергия?

3) Объясните причины этих различий.

Ответ.

Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах страны.

1. Самая большая электроэнергия в Чукотском АО.Это связано с необжитостью региона, большими расстояниями до источников электроэнергии

2. Самая маленькая оплата за электроэнергию в Иркутской области.Наличие ГЭС на крупных реках.А как мы знаем, это самый дешевый вид электроэнергии

3.Объяснение.

Цена на электроэнергию зависит от таких факторов как:

-развитость электрической сети

-наличие потребителей

-мощности потребления электроэнергии

-передача электроэнергии (расстояние)

-источники электроэнергии

-местоположение потребителя (географический фактор)

-тарифы на услуги по передаче электричества

-количество сбытовой надбавки

-стоимость транспортировки электроэнергии


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Эпоха Великих географических открытий

Тема: Эпоха Великих географических открытий

Все это подготовило и сделало возможным

Все это подготовило и сделало возможным

Итальянец Америго Веспуччи

Итальянец Америго Веспуччи

Тема: Воды суши. (6 класс)

Тема: Воды суши. (6 класс)

Работа со словарем. Река - это постоянный естественный поток воды, что течет углублением, которую называют руслом

Работа со словарем. Река - это постоянный естественный поток воды, что течет углублением, которую называют руслом

Сколько всего притоков получилось? (Три

Сколько всего притоков получилось? (Три

Тема: Полезные ископаемые (7 класс)

Тема: Полезные ископаемые (7 класс)

Что относится к горючим полезным ископаемым? (Горючие полезные ископаемые — те, что при горении выделяют тепловую энергию

Что относится к горючим полезным ископаемым? (Горючие полезные ископаемые — те, что при горении выделяют тепловую энергию

Тема: Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф

Тема: Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф

Задание 2. Диктант на проверку знания терминов и понятий

Задание 2. Диктант на проверку знания терминов и понятий

Урал Область герцинской складчатости

Урал Область герцинской складчатости

Тема урока: Россия на карте часовых поясов мира

Тема урока: Россия на карте часовых поясов мира

Самостоятельная работа с учебником

Самостоятельная работа с учебником

Практическая работа "Определение различия во времени для разных городов

Практическая работа "Определение различия во времени для разных городов

Тема: Федеративное устройство

Тема: Федеративное устройство

Для выполнения задания попросите учеников разбиться на 8 групп и каждой группе определите один из федеральных округов

Для выполнения задания попросите учеников разбиться на 8 групп и каждой группе определите один из федеральных округов

Тема: Тема: Газовая промышленность

Тема: Тема: Газовая промышленность

Задание2 . Прочитать текст учебника с

Задание2 . Прочитать текст учебника с

Тема: Электроэнергетика. Место

Тема: Электроэнергетика. Место

Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Практическая работа по теме: «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения

Практическая работа по теме: «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023