Формирование КГН в раннем возрасте
Оценка 5

Формирование КГН в раннем возрасте

Оценка 5
docx
07.12.2020
Формирование КГН в раннем возрасте
КГН.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста

 

 

 

 

 

Выполнила: Шаймухаметова Регина Рамилевна ,                воспитатель МАДОУ №11, г. Благовещенск

   

 

 

Введение

  Культурно-гигиенические вопросы  всегда будут актуальны, так как  от этого зависит образ жизни и в целом здоровье детей, а так же культуры поведения и успешность социализации детей в дальнейшем.

Цель: развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

  В работе дошкольного учреждения уделяются большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:

- Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

- Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- Во время еды учить детей правильно держать ложку.

- Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь  (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

 

 

 

 

 

 

 

4

Воспитание культурно-гигиенических навыков

 Привитие детям раннего возраста культурно-гигиенических навыков играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

  Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, пользоваться полотенцем, самостоятельно кушать, вытирать рот салфеткой).  Так же детей раннего возраста я знакомлю с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Воспитываю положительные взаимоотношения, умение играть рядом, не мешать друг другу, приучаю здороваться, прощаться, правильно пользоваться игрушками, не разбрасывая их, убирать на место. Малышей приучаю соблюдать чистоту и порядок.

  Для формирования культурно-гигиенических навыков я создаю в группе условия. К основным условиям относятся четкий режим дня, рационально организованная обстановка, руководство взрослых.

  Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

  Ежедневно осуществляю методический прием: показ с объяснением.  Показываю,  как надо мыть руки, держать ложку, выходить из-за стола и т. д. Показ сопровождаю словом-объяснением.

  Ежедневно осуществляю постоянный контроль за действиями детей (как ребенок держит ложку, как моет руки и т. д.). Отсутствие контроля может привести к формированию неправильных навыков (ребенок не закатывает рукава перед умыванием,  не правильно держит ложку, забывает пользоваться салфеткой после еды).

  В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании культурно-гигиенических навыков большую роль играет личный пример взрослых. Приходим в группу, я и младший воспитатель      

 

 

5

опрятно одетыми, легким макияжем, причесанными, так как внешний наш вид и поведение служит образцом для детей и их родителей.  

  В воспитании культурно-гигиенических навыков я опираюсь и на хороший пример самих детей.  Обращаю внимание на детей, которые хорошо умеют мыть руки, аккуратно кушают, аккуратно обращаются с вещами, так как другие  дети сами не всегда могут заметить.

  При формировании культурно-гигиенических навыков и закреплении культурно-гигиенических навыков использую педагогическую оценку, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко использую в своей работе положительной оценки: одобрение, поощрение, похвалу.

  Положительную оценку я даю и тогда, когда ребенок овладевает новыми навыками. Если ребенок впервые надел туфли, сам начал кушать, обязательно хвалю его за попытку и усердие. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, я напоминаю им, что и как нужно сделать, не  тороплюсь с замечанием и осуждением.

  Даю положительную оценку и тогда, когда ребенок сам понимает, как нужно поступить. Похвала ускорит выработку необходимого навыка.

  Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков детям раннего возраста принадлежит игровым приемам. Например, дидактическим играм «Научим куклу мыть руки», «Накормим куклу обедом», «Оденем куклу после сна».

  Иллюстрации, картины, художественные произведения, фольклор (потешки), уточняющие представления о том, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу, оказывают помощь в формировании культурно-гигиенических навыков.

  Индивидуальный подход к детям при формировании основ здорового образа жизни имеет огромное значение. Потому что эта задача сложная, требует систематичности, настойчивости, большого терпения, ежедневной кропотливой работы.  Все указания детям даю в дружелюбном и спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, а в дальнейшем и привычкам.

                                                                                                                                                         6                                 Комплексные мероприятия по оздоровлению

Туалет носа

  Процедуре туалета носа учу ребенка с первых дней пребывания в детском саду. Во время процедуры выполняю следующие действия: смачиваю носик водой, прошу малыша высморкать, поочередно зажимая каждую ноздрю, затем еще раз промываю нос водой.

  В периоды повышенной заболеваемости использую оксолиновую мазь по назначению врача. Смазывает нос ребенку мама на утреннем приеме фитильком ватной палочки.

Умывание

  Умывание – важный культурно-гигиенический навык. Приучаю детей умываться, мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, утром и вечером.

  Внимательное и ласковое отношение к малышу, соответствующая температура воды – все это вызывает приятное ощущение, и дети охотно идут умываться.

  Этот режимный момент, если ежедневно его проводить методически правильно, то дети постепенно приучаются самостоятельно умываться.

  Перед умыванием напоминаю каждому ребенку, что надо заворачивать рукава до локтя. Затем показываю, как надо, не обливаясь, мыть руки, намыливать и мыть не только ладони, но и всю кисть руки, как смыть мыло и вытереть насухо руки и лицо.

  При воспитании самостоятельности, помогаю детям, подсказываю порядок действий, поощряя их правильное выполнение.

  В детском саду, для того чтобы малышам было удобно умываться, раковины и вешалки для полотенец размещены с учетом роста детей. На каждой раковине лежит мыло, на вешалке над полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Высаживание на горшок

 

7

 Умение самостоятельно пользоваться горшком – важный момент при подготовки ребенка к детскому саду. Но у детей раннего возраста  нет этой привычки, и обучение становится прямой обязанностью младшего воспитателя. Малыш сидит на горшке  не более 3-5ти минут. Как только надобность миновала, его немедленно поднимаем.

  Высаживание на горшок производим систематически, по режиму-в определенное время: перед сном, после сна, если ребенок проснулся сухим, перед и после завтрака, обедом, ужином, прогулкой.

  На втором году жизни при внимательном и терпеливом отношении родителей и сотрудников дошкольного учреждения к этому моменту, малыш приучается сам проситься на горшок.

Кормление

  Организация правильного питания детей важнейшая обязанность каждой семьи и детского сада. Ребенок растет, развивается. Пища должна полностью обеспечивать организм ребенка всем необходимым для его успешного роста и развития.

  Чтобы малыши ели с аппетитом и питание доставляло им удовольствие, соблюдаю целый ряд условий. Прежде всего, питание провожу в точно установленное время.

  Детей готовлю к приему пищи за несколько минут. Перед кормлением играю с малышами в спокойные игры (пальчиковые игры, зрительная гимнастика, настольный театр), показываю иллюстрации, картины, или читаю   книгу. Так они садятся за стол с хорошим настроением.

  Обстановку при кормлении организую спокойную, приятную для детей. Красиво сервируем стол с младшим воспитателем, это стимулирует эмоциональный настрой и пищеварение. Сажу каждого малыша на «свое» место за столом, которое по списку соответствует росту.

  Приучаю детей во время еды наклоняться над тарелкой, ложку держать в правой, а хлеб в левой руке: так удобнее кушать. Напоминаю, что надо кушать не торопясь, хорошо пережевывая пищу.

 

8

 Если ребенок отказывается, есть положенную порцию, в этом случае использую игровые приемы: «узнаем, что нарисовано на дне твоей тарелочки», художественное слово и докармливаю малыша сама.

  Начиная с 1 года – 1 года 2 месяцев побуждаю ребенка самостоятельно кушать. В моей группе к трем годам дети кушают аккуратно, правильно пользуются ложкой, салфеткой, не выходят из-за стола не закончив есть, сидят спокойно, благодарят после еды, ставят стул на место.

Одевание

  Во время одевания и раздевания малышей учу:

-  определенному порядку действий,

- способам действий в зависимости от видов одежды, местоположению самого ребенка относительно снимаемой или надеваемой вещи,

- элементарным способам ухода за своими вещами.

  Приучаю ребенка раздеваться и одеваться сидя на стульчике, при этом помогаю и поощряю попытку одеться и раздеться самостоятельно. Привлекаю к помощи других детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Работа с родителями

  Целенаправленное воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста осуществляю совместно с родителями воспитанников.

  Спокойное, сдержанное отношение к ребенку при выполнении режима, сочетающееся с разумной требовательностью, - обязательное условие воспитания малыша в семье.

  Прежде всего, я знакомлюсь с условиями жизни каждого ребенка в семье; в непринужденной беседе с родителями выясняю интересы, характер, привычки, поведение малыша, получая представление об отношении родителей к ребенку и о приемах воспитания в семье. Даю советы, рекомендации о том, какие можно внести улучшения, чтобы малыш рос здоровый,  правильно развивался.

  Так же разъясняю, что нарушение режима отражается на детях, поэтому родителям следует соблюдать его в домашних условиях в соответствии с возрастом.

  Рассказываю, как согласовать режим детского сада и домашний, когда и как кормить, укладывать спать, организовывать игры с ребенком, прогулки. Объясняю, как правильно проводить умывание малыша, высаживание, одевание-раздевание. При этом стараюсь соблюдать такт, не быть навязчивой, не допуская формального инструктивного тона.

  Убеждаю родителей в том, что в семье необходимо создавать гигиенические условия, проявляющиеся через заботу о чистоте тела и одежды ребенка, точно соблюдая режим.

  Рассказываю родителям о том, что полезно приучать детей дома к порядку и самостоятельности, к выполнению несложных обязанностей, поручений (положить на место игрушку, предмет, полить цветок).

  В «Дни открытых дверей» показываю режимные моменты: кормление, укладывание спать, умывание, где затрагиваю вопросы культуры еды, соблюдение правил вежливости и др.

 

10

Особое внимание обращаю на «равнодушных» родителей и родителей, избалованных детей. Для этого показываю положительные стороны, успех их ребенка, тем самым возбуждая интерес к его воспитанию.

  Провожу для родителей консультации:

- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»,

-   «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д. ?»,

-   «Как привить самостоятельность»,

-    «Возрастные особенности детей раннего возраста»,

-    «Приучаем детей правильному поведению за столом»,

-    «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье»,

-    «Пути формирования КГН у дошкольников»,

-    «Как научить ребенка одеваться».

  Вывешиваю в родительском уголке в рубрике «Учим вместе» стихи, потешки, художественное слово на формирование культурно-гигиенических навыков (Приложение 2).

          

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Заключение

     « Одна из важнейших задач детского сада, - как писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье»

 Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Взрослые должны знать: что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям культурно-гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка и формируем основы здорового образа жизни.

  Именно в раннем возрасте малыш с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок, при систематической работе, правильно совершает процессы умывания, мытья рук, ухаживает за внешним видом, пользуется носовым платком, помогает в организации процесса питания, правильно пользуется столовыми приборами и салфеткой, аккуратно ест.

Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья малыша. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

 

 

 

 

 

                                                                                


 

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Введение Культурно-гигиенические вопросы всегда будут актуальны, так как от этого зависит образ жизни и в целом здоровье детей, а так же культуры поведения и успешность…

Введение Культурно-гигиенические вопросы всегда будут актуальны, так как от этого зависит образ жизни и в целом здоровье детей, а так же культуры поведения и успешность…

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков

В воспитании культурно-гигиенических навыков я опираюсь и на хороший пример самих детей

В воспитании культурно-гигиенических навыков я опираюсь и на хороший пример самих детей

Комплексные мероприятия по оздоровлению

Комплексные мероприятия по оздоровлению

Умение самостоятельно пользоваться горшком – важный момент при подготовки ребенка к детскому саду

Умение самостоятельно пользоваться горшком – важный момент при подготовки ребенка к детскому саду

Если ребенок отказывается, есть положенную порцию, в этом случае использую игровые приемы: «узнаем, что нарисовано на дне твоей тарелочки», художественное слово и докармливаю малыша сама

Если ребенок отказывается, есть положенную порцию, в этом случае использую игровые приемы: «узнаем, что нарисовано на дне твоей тарелочки», художественное слово и докармливаю малыша сама

Работа с родителями Целенаправленное воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста осуществляю совместно с родителями воспитанников

Работа с родителями Целенаправленное воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста осуществляю совместно с родителями воспитанников

Особое внимание обращаю на «равнодушных» родителей и родителей, избалованных детей

Особое внимание обращаю на «равнодушных» родителей и родителей, избалованных детей

Одна из важнейших задач детского сада, - как писала

Одна из важнейших задач детского сада, - как писала
Скачать файл