ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Оценка 5
doc
30.01.2020
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
11.doc

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

 

Современный рынок труда характеризуется превышением предложения над спросом по целому ряду профессий, а также увеличением требований к молодым специалистам со стороны работодателей. Поэтому в сфере государственной кадровой политики и в сфере образования одним из важных вопросов в условиях жесткой конкуренции на рынке труда является конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения.

В научной литературе встречается множество трактовок термина «конкурентоспособность выпускника». Наиболее обобщенная формулировка данного понятия следующая: «Конкурентоспособность - это совокупность профессиональных, деловых, психологических и морально-нравственных характеристик выпускника, окончившего высшее учебное заведение (ВУЗ), которая определяет его место на рынке трудоустройства относительно других соискателей» [1, с. 10].

Ряд авторов предлагает разделять первичную и вторичную конкуренто­способность. Под первичной конкурентоспособностью понимается комплекс теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в процессе обучения в ВУЗе. Первичная конкурентоспособность даёт возможность вы­пускнику проходить собеседование, участвовать в конкурсном отборе на конкретную должность, а работодателю - выбрать данного кандидата среди других претендентов. На формирование вторичной конкурентоспособности молодого специалиста оказывают влияние следующие факторы: постоянное самосовершенствование в профессиональном плане, систематическое повы­шение квалификации и карьерный рост [2, с. 8].

Формирование компетенций, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности, происходит в процессе обучения в высшем учебном заведении. Поэтому для реализации основной миссии высшей школе необходимо знать, какими компетенциями, по мнению работодателей, должен обладать выпускник, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда.

Для решения данной проблемы было проведено исследование, в результате которого компетенции были объединены в следующие кластеры: корпоративные, профессиональные, личностные и управленческие. Затем работодателям был предложен список компетенций каждого кластера, который они должны были проранжировать по степени значимости для выпускника при устройстве на работу и выполнении им своих профессиональных обязанностей [3].

По мнению работодателей, корпоративные компетенции по степени значимости распределились таким образом: нацеленность на результат; ориентация на качество и эффективность; работа в команде; ориентация на интересы компании; адаптивность к изменениям; выдвижение инициатив; лояльность.

Рейтинг наиболее значимых профессиональных компетенций представлен следующим перечнем: умение применять теорию на практике; теоретическая подготовка в специальных областях знаний; умение принимать самостоятельные решения; умение собирать нужную информацию; навыки планирования времени; способность действовать в соответствии со стандартами; эффективный и результативный анализ информации; внимание к деталям; использование разнообразных аналитических инструментов и методов анализа информации.

Среди личностных компетенций выпускников респонденты выделяют значимость ориентации на результат, организованности, стрессоустойчивости и ориентации на развитие.

Наиболее ценными управленческими компетенциями работодатели считают: умение организовать процесс и умение ставить чёткие цели.

Следует заметить, что в зависимости от специфики деятельности, набор компетенций может меняться (расширяться, уточняться и т.д.).

Проведенный анализ показал, что работодатели, оценивая выпускника при приёме на работу, считают приоритетными профессиональные (69%) и личностные компетенции (20%) [3].

Поэтому конкурентоспособность выпускника, в первую очередь, подразумевает высокий уровень профессиональной компетентности, который формируется высшим учебным заведением, а также умение адаптироваться в социальной среде, коммуникативность и стремление к систематическому совершенствованию знаний и навыков.

Несомненно, что конкурентоспособность молодого специалиста, во многом определяется его личностными качествами, в том числе данными человеку от природы [4, с. 50].

Одна из главных задач высшего учебного заведения заключается в том, чтобы в процессе обучения раскрыть и развить способности и качества личности, которые позволят сформировать прочные профессиональные компетенции выпускника, базирующиеся на глубоких теоретических знаниях и практических навыках.

В процессе формирования конкурентоспособности выпускников выделяют две группы факторов: формирующие профессиональные компетенции и формирующие личностные компетенции.

В первую группу входят следующие факторы: формирование мотивации; разработка учебного плана по каждому направлению подготовки, определяющего комплекс изучаемых дисциплин; использование современных компьютерных технологий; организация различных видов практик; умение поддержать профессиональную беседу.

Во вторую группу входят такие факторы: врождённые данные личности, семейное воспитание, воспитание в школе и в высшем учебном заведении.

Подробнее остановимся на факторах, которые формируют профессиональные компетенции выпускника.

Мотивационная составляющая конкурентоспособности характеризу­ется нацеленностью выпускника на профессиональную самореализацию и развитие, на получение качественного рабочего места по профилю получен­ной специальности, на реализацию социально-экономических целей.

Специальные теоретические знания и практические навыки, которые определяют профессиональную конкурентоспособность будущих специалистов, формируют дисциплины профессионального цикла, включенные в учебный план.

Без знания современных информационных и коммуникационных технологий в настоящее время невозможна успешная профессиональная деятельность. Поэтому учебные планы бакалавриата, специалитета и магистратуры должны предусматривать цикл дисциплин, связанных с компьютерными технологиями, которые студенты будут изучать на протяжении всего обучения в высшей школе.

Большое значение в формировании профессиональных навыков выпускников имеет организация и проведение всех видов практик: учебной, производственной и преддипломной.

Немаловажной составляющей конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве является способность поддержать профессиональную беседу. Свободно владеть специальной терминологией студенты учатся на занятиях по дисциплинам профессионально-ориентированного цикла.

Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений напрямую зависит от взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Поэтому государство на законодательном уровне должно способствовать объединению усилий образования и бизнеса в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста.

Таким образом, в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда основной задачей высших учебных заведений является подготовка выпускников, обладающих профессиональными и личностными компетенциями, которые соответствуют ключевым требованиям работодателей.

 

Литература

 

1.                  Сальникова Л.Ю. Управление развитием конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда // Научно­аналитический журнал «Управленец». - 2012. - №1-2. - С. 8 - 12.

2.                                                              Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда:         монография / О.Н. Беленов, О.А. Колесникова, А.В. Звездинская, Е.В. Маслова; под общ. ред. Е.В. Масловой; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. - 74 с.

3.                                                                                           Богдан Е.С., Чуланова О.Л. Исследование компетенций конкурентоспособного выпускника вуза на рынке труда региона: проблемы, тенденции, задачи // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. - Том 8, №6 - Режим доступа:                                                <https://naukovedenie.ru/PDF/31EVN616.pdf> (дата обращения: 31.10.2019).

4.                  Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Анализ факторов конкурентоспособности выпускников на рынке труда // Научный журнал «Сибирская финансовая школа». - 2016. - №4 (117). - С. 49 - 54.


Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ

Рейтинг наиболее значимых профессиональных компетенций представлен следующим перечнем: умение применять теорию на практике; теоретическая подготовка в специальных областях знаний; умение принимать самостоятельные решения; умение собирать…

Рейтинг наиболее значимых профессиональных компетенций представлен следующим перечнем: умение применять теорию на практике; теоретическая подготовка в специальных областях знаний; умение принимать самостоятельные решения; умение собирать…

Во вторую группу входят такие факторы: врождённые данные личности, семейное воспитание, воспитание в школе и в высшем учебном заведении

Во вторую группу входят такие факторы: врождённые данные личности, семейное воспитание, воспитание в школе и в высшем учебном заведении

О.Н. Беленов, О.А. Колесникова,

О.Н. Беленов, О.А. Колесникова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020