ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценка 5
Научные работы +2
docx
информатика
07.06.2024
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
статья_1.docx

Миланич Елена Анатольевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. Под компьютерной грамотностью понимают владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.

The use of ICT in the educational process allows you to maintain a high level of student motivation and promotes the development of the communicative aspects of information processing skills. Computer literacy is understood as the possession of a minimum set of computer knowledge and skills, use of computer hardware; understanding the informatics basics and the importance of information technology in society.

 

 

Компьютерная грамотность, функциональная грамотность, государственные образовательные стандарты

Computer literacy, functional literacy, state educational standards

 

В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер – главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, промышленного производства, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Таким образом, овладение компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе [5].

Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования компьютерной грамотности учащихся.

Под компьютерной грамотностью понимают владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества [1].

Как индикатор функциональной грамотности, компьютерная грамотность включает в себя следующие умения:

•    искать информацию в сети Интернет;

•    пользоваться электронной почтой;

•    создавать и распечатывать тексты;

•    работать с электронными таблицами;

•    использовать графические редакторы [2].

Процесс информатизации общества существенно повлиял на развитие процесса информатизации образования, который является одним из основных направлений модернизации российской системы образования. Именно в образовательной сфере обучаются и воспитываются те конкурентоспособные люди, которым предстоит не только создавать новую информационную среду современного общества, но жить и трудиться в этой новой среде.

Согласно Концепции модернизации российского образования, современная образовательная организация не должна оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России и во всем мире. Общеобразовательная школа, как важный и неотъемлемый этап образования личности, должна затрагивать все мировые тенденции и инновации в области образования, например, такие как личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится раннее формирование компьютерной грамотности в процессе обучения детей в школе.

В Концепции модернизации российского образования указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [2]. Получается, что для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, формирующие базовую компьютерную грамотность. Поэтому формирование этой составляющей функциональной грамотности учащихся, является, на сегодняшний день, одной из наиболее актуальных проблем образования, так как она носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

В современной системе образования предмет информатика формирует системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать культуру равноправного члена современного информационного общества.

Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что в рамках школьного курса учащиеся получают знания, а не развивают мышление, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему.

В качестве такого предмета выступает информатика, призванная развить техническое и логическое мышление. Причем, развивать необходимо как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно.

Необходимость изучения информатики и информационных технологий, начиная с начальной школы, является неотъемлемой частью современного общего образования. Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики, необходимы для продолжения образования, в том числе и для последующего освоения базового курса информатики.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования были разработаны и вводятся в действие государственные образовательные стандарты начального и общего образования. Но, к сожалению, в соответствии с новыми стандартами изучение информатики на пропедевтическом этапе является не обязательным и зависит от возможностей учебного учреждения.

По мнению исследователей, (Босовой Л.Л., И.Г. Семакина и др.) изучение курса информатики должно проходить непрерывно, на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Между тем необязательность изучения информатики в 1-6 классах ведет к невыполнению стандартов. На сегодняшний день целостную методическую поддержку имеют только базовый (7-9 классы) и профильный (10-11 классы) курсы информатики в школе.

За последние годы российская педагогика остро ощутила потребность в стандартизации школьного образования. Одним из первых результатов стандартизации образования в области информатики стало официальное признание трех этапов непрерывного школьного курса – пропедевтического, базового и профильного.

В начальной школе пропедевтический курс информатики присутствует на федеральном уровне как учебный модуль предмета «Технология» в III–IV классах.

В этот период обучения происходит формирование первоначальных представлений о свойствах информации и способах работы с ней, в частности с использованием компьютера; формирование и развитие логического и алгоритмического мышления; подготовка к использованию компьютера в дальнейшей учебной деятельности.

В соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения (2010 г.) курс изучения информатики в общеобразовательной организации входит в предметную область «Математика и информатика» [3]. В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится три варианта возможного распределения учебного времени:

I вариант – расширенный курс в 5 – 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);

II вариант – базовый курс в 7 – 9 классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);

III вариант – углубленный курс в 7 – 9 классах (7 класс – один час в неделю, 8 и 9 классы – по два часа в неделю, всего 175 часов).

В качестве базисного варианта изучения информатики в основной школе, рекомендуется рассматривать базовый курс информатики в 7 – 9 классах с общим количеством часов – 105 [7].

Это связано с тем, что согласно общеобразовательному стандарту по информатике, базовый курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методов и средств информационно-коммуникационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности [6]. Одним из результатов изучения учащимися базового курса информатики является возможность систематического использования методов и средств ИКТ при изучении всех школьных дисциплин.

ФКГОС среднего общего образования предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» на двух уровнях:

                     базовый уровень - 1 час в неделю (70 часов за два года обучения).

                     профильный уровень - 4 часа в неделю (280 часов за два года обучения), позволяет учащимся получить углубленные знания по предмету.

Итак, с выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения информатика изучается во 2–4 классах, а затем возвращается в 7–9 классах основной школы. 

Процесс формирования компьютерной грамотности на пропедевтическом этапе изучения информатики позволит организовать целостность непрерывного курса обучения информатике. Этот процесс можно строить на основе разработки системы факультативных курсов, что позволит компенсировать отсутствие предмета информатика в базовых учебных планах учреждений образования. Использование комплекса дополнительных занятий во внеурочное время позволит сформировать основу необходимых ИКТ-компетенций для решения учебных и бытовых задач с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Учебные программы системы факультативных курсов для учащихся на пропедевтическом этапе обучения информатике, приоритетно ориентированные на формирование компьютерной грамотности, могут быть использованы учителями, методистами в практике обучения информатике.

Компьютерная грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Овладение компьютерной грамотностью является залогом успеха успешной адаптации личности в современном обществе и ее полноценного функционирования.

Список литературы

1.        4Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2-2(78).– С. 13-17.

2.        3Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение в Минобразование России от 29 декабря 2001 г. N 1756-р) // «Вестник образования» «Модернизация российского образования», март 2003 г.

3.        5Сергиенко Ю.А., Кравченко Г.В. Развитие универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования». – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. – С. 1011-1014.

4.        6Соколова И.В. О формировании концепции раннего обучения информатике: социально-педагогический подход // Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике / Сост. и научн.ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. – М.: Издательство РГСУ, 2008.

5.        Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07. 2006 № 149 – ФЗ (ред. от 31.12.2014) // «Российская газета», № 165, 29. 07. 2006.

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

7.        Цветкова, М. С. ФГОС. Информатика. Основная школа / М. С. Цветкова // Газета «Лаборатория знаний» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». – 2012. – выпуск 9. – с. 1 – 6.


 

Миланич Елена Анатольевна Ф

Миланич Елена Анатольевна Ф

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией

Поэтому формирование этой составляющей функциональной грамотности учащихся, является, на сегодняшний день, одной из наиболее актуальных проблем образования, так как она носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер

Поэтому формирование этой составляющей функциональной грамотности учащихся, является, на сегодняшний день, одной из наиболее актуальных проблем образования, так как она носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер

На сегодняшний день целостную методическую поддержку имеют только базовый (7-9 классы) и профильный (10-11 классы) курсы информатики в школе

На сегодняшний день целостную методическую поддержку имеют только базовый (7-9 классы) и профильный (10-11 классы) курсы информатики в школе

Итак, с выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения информатика изучается во 2–4 классах, а затем возвращается в 7–9 классах основной школы

Итак, с выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения информатика изучается во 2–4 классах, а затем возвращается в 7–9 классах основной школы

Список литературы 1. 4Веряев

Список литературы 1. 4Веряев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024