(1 СЛАЙД)Формирование креативного мышления на уроках информатики
«Я мыслю, следовательно я существую» Рене Декарт
(2 СЛАЙД)
Креативность – это способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности (от лат. creatio – созидание).
Креативная личность – это личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату.
Креативный человек – это человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативные способности – совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих возможность осуществления творческой деятельности и достижения ее результативности
Детей очень легко научить чему-либо, достаточно только их ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ.
Развивая креативное мышление, любой учитель одновременно решает сразу несколько задач:
1. Он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем;
2. Развивает креативность, делает ум ребенка подвижным и гибким.
3. Параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость.
Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Развитие креативности у детей, может осуществляться разными способами, в первую очередь, это конечно же, занятия творчеством, упражнения, постановка необычных задач. Для того чтобы быстрее думать, лучше решать поставленные задачи и находить выход из сложных ситуаций, необходимо использовать нестандартные приемы и задания.
(3 СЛАЙД)
Включение в задание по информатике понятия “креативности” можно включать практически в каждый урок, особенно в темах по информационным технологиям (электронные таблицы, текстовый редактор, графический редактор, проектные задания, моделирование, создание плакатов и т.д.) и стараться сделать это привычным.
Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и использовать это по-другому.
Вот некоторые примеры, используемые мною для развития креативного мышления на уроках информатики.
(4 СЛАЙД)
(5 СЛАЙД)
(6 СЛАЙД)
В содержательной части урока в зависимости от темы и направленности практической работы можно использовать следующие задания:
(7 СЛАЙД)
Мониторы для «продвинутого» кабинета информатики (Тема «Электронные таблицы»)
Для кабинета информатики решили купить новые мониторы. На это выделили 2600 у. е. Всего купили 10 мониторов с диаметром 17 и 19 дюймов. Причём 19 дюймовые мониторы стоили в 1,5 дороже, чем 17 дюймовые. Стоимость каждого монитора кратна 10.
Задание: Определите с помощью электронных таблиц Excel, сколько купили 17- и 19-дюймовых мониторов?
(8 СЛАЙД)
Попугай капитана Флинта и книга рекордов Гиннесса... (Тема «Система счисления»)
Один новый русский авторитет, купивший для своей братвы личного попугая капитана Флинта, решил занести его в книгу рекордов Гиннесса.
Для этого он научил его с помощью прищелкивания языка (цоканья) брать соответствующие цоканью буквы и составлять из них слова. Для занесения личного попугая капитана Флинта в книгу рекордов Гиннесса под гром аплодисментов был представлен невероятный номер.
Из россыпи букв: шести «к», трех «о», трех «а», трех «ш» на глазах изумленной судейской коллегии попугай составил подряд три слова «кошка», каждый раз выкрикивая: «Кошка, еще одна паршивая кошка, третья кошка!» Тогда новый русский авторитет сказал ему, прищелкивая: «А ну-ка сложи их, что у тебя получится из трех твоих собранных кошек!» Попугай выкрикнул: «Собака!» и выложил соответствующие буквы.
Помогите судьям решить, действительно ли попугай хорошо знает информатику и десятичную систему счисления и каким буквам соответствуют различные цифры?
(9 СЛАЙД)
Наполеон и его задача (Тема «Power Point»)
По преданию Наполеон Бонапарт предложил итальянскому математику Маскерони эту задачу. Известно также, что во время беседы с Лагранжем и Лапласом (знаменитыми французскими математиками). Наполеон поразил их. Он объяснил им некоторые из предложенных Маскерони решений следующей его задачи.
Условие задачи Наполеона: Необходимо найти вершины квадрата, вписанного в окружность с отмеченным центром, с помощью средств векторной графики программы презентации Power Point.
Задание: Проиллюстрируйте оптимальный алгоритм решения задачи средствами анимации.
(10 СЛАЙД)
«Компьютерное моделирование»
ТАНГРАМ – «семь дощечек мастерства» – древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур (танов), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, букву или цифру и т. д.)
Работа выполняется в текстовом редакторе Word по заготовленному файлу с использованием инструментов меню редактора: производится перемещение вырезанной детали по экрану, копирование деталей, поворот деталей, отображение деталей.
Задание: Используя предложенные детали танграма, выполните рисунок задания.
(11 СЛАЙД)
Рисование
При изучении графического редактора ребятам очень нравятся следующие задания на развитее креативного мышления.
Задание следующее: нужно пофантазировать и нарисовать что то необычное, дать ему название, придумать, где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает.
Данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.
Уровень развития у обучающихся креативного мышленияможно проанализировать по результатам диагностических работ из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности.
(12 Слайд)
Было проведено три диагностические работы: в ноябре, январе, марте.
Работу проходили обучающиеся 8-9 классов (84 человека). По данным диаграммы видно, что Креативное мышление поддается развитию и улучшению.
Вывод: Рассмотрев наиболее часто используемые в своей работе приёмы технологии критического мышления, хочется отметить, они способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность обучающихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.