Министерство
науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_____________________________________________________________
Кафедра психологии
Практика учебная:
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
отчёт
по направлению подготовки
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
профиль - Логопедия
Руководитель
__________/ Максяшина Ю.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
“___”________________2023 г.
студент гр. _______9701 з.о.___
__________/ Петрова А. А.
(подпись) (Ф.И.О.)
“___”________________2023 г.
Содержание
Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы………………………3
Список литературы по проблеме научного исследования………………….5
Конспект научного доклада…………………………………………………..9
Приложения (сертификат)
Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы
1. Общее недоразвитие речи – это тяжелые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте [26, с. 10].
2. Части речи – это группы слов, которые можно объединить по морфологическим и грамматическим признакам. К тому же они выполняют одинаковые функции в предложениях. [15, с. 25].
3. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? [9, с. 41].
4. Грамматика – это формальный строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства [11, с. 4].
5. Устная речь – форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение) [22, с. 123].
6. Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи). [18, с. 12].
7. Письменная речь – это речь, изображённая на бумаге (пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. [8, с.52].
8. Языковой анализ – это процесс исследования и анализа естественного языка с целью получения полезной информации из текста. [23, с. 16].
9. Синтез – это метод исследования, который заключается в определении взаимосвязей и объединении различных элементов в единое целое [27, с. 35].
10. Образная память – это тип памяти, в результате которого человек запоминает информацию не в текстовом виде, а в виде образов [35, с. 150].
Список литературы по проблеме научного исследования
1. Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1-4 классы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - URL: https://www.school139.ru/docs/inclusive/.pdf
2. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.: ил. (Школа России)
3. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.: ил. (Школа России)
4. Азова О.И., Дьякова Е.А., Антипова Ж.В. Логопедические технологии. Учебник. - ИНФРА-М, 2021. - 243 с.
5. Акименко В.М. Домашний логопед: программа исправления речевых нарушений у детей / В.М. Акименко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 272 с.
6. Акименко В.М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В.М. Акименко. - Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 288 с.
7. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр
«Академия», 2000. – 400 с.
8. Амосова И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1788
9. Барбашина В.С., Карагодина А.А. Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в процессе обучения детей с речевыми нарушениями и коррекции данных нарушений у младших школьников // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-1 — С. 17 — 20.
10. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексикограмматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. - М.: Изд. В. Секачев, 2016. - 200 с.
11. Булина М.Е. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников. - М.: АРКТИ, 2021. - 88 с.
12. Бунина В.С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. –
№ 8. – С. 10 – 12.
13. Вавилкина Г.М. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.
14. Виноградова Е.А. Конспекты логопедических занятий : обучение грамоте детей с недоразвитием речи / Е.А. Виноградова. - Ростов н/Д : Феникс, 2020. - 205 с. - (Библиотека логопеда).
15. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования / В.В. Виноградов // Русский язык в школе. 1951. -№ 2. - 1-10 c.
16. Гаубих Ю.Г. Словарь логопеда. - М.: Владос, 2020. - 287 с.
17. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореферат дис. к.п.н. С. - П.,2002.
18. Давидович Л.Р., Алмазова А.А., Антипова Ж.В. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста. Учебное пособие. - Флинта, 2022 — 200 с.
19. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.
20. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. / Жукова Н.С. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
21. Занько, С. А. Особенности творческого воображения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / С. А. Занько, Е. И. Мехович // Наука в школе и вузе : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Бирск, 18–22 апреля 2016 г. / Бирский филиал Башкирск. гос. ун-та ; редкол. : В. Л. Лобов [и др.] – Бирск, 2016. – С. 51–52.
22. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ, 1978. - 200 с.
23. Козырева О.А. Логопедические технологии / О.А.Козырева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 192 с.
24. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Общее недоразвитие речи. Алалия.: учебно-методическое пособие. - СПБ.: Форум, 2020. - 64 с.
25. Логопедия : практическое пособие / авт.-сост. В.И. Руденко. - Изд. 2-е.
- Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 287 с.
26. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. д. п. н. профессора Т. Б. Филичевой. – М. : Эксмо, 2017. – 608 с.
27. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. - М.: Высшая школа, 1979. - 156
с.
28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. / - Ростов на-Дону: «Феникс»,
2003. 448с.
29. Поливарова З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи.: учебное пособие. - М.: Флинта, 2022. - 176 с.
30. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии.: универсальное руководство. - М.: Изд. В. Секачев, 2017. - 160 с.
31. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. [Электронный ресурс] — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/a37866524e7032cb1b42c3811e8b8ea8.pdf
32. Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык. [Электронный ресурс] — URL: file:///C:/Users/%D0%94%D0%9D%D0%A1/Downloads/%D0%A0%D1%83%D1% 81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86%20%D1%8F%D0%B7%D1% 8B%D0%BA.%20%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0
%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5%20
%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 0%BD%D0%B8%D0%B5_1-4.pdf
33. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов н/Д : Феникс, 2019. - 173 с.
34. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ [С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова] - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.
35. Серебрякова Н.В. Системный подход к коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи Специальное образование. // Материалы V Международной конференции. -СПб.: ЛГУ имени — А.С. Пушкина, 2010. - 200 c.
36. Смирнова И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник. - М.: Каро, 2016. - 232 с.
37. Сапирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: 1 — 4 классы / Л.Ф. Спирова - М.: Педагогика, 1980. - 100 с.
38. Старжинская Н.С., Дубинина Д.Н. Детская речь. - Печатковая школа, 2016. - 144 с.
39. Сунагатуллина И.И. Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.
40. Тихонова Е.С. Диалог в практике помощи детям с речевыми нарушениями. - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 144 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/
43. Федеральный закон об образовании. [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Конспект доклада на научно-практической конференции по теме: «Логопедическое сопровождение процесса
формирования понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня»
Введение
Младшие школьники с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в овладении письменным и устной родственным языком. Это является одним из факторов, вызывающих интерес к данной проблеме. Нарушения глагольной лексики приводят к нарушению лексической системы языка в целом, возникают затруднения при общении с окружающими людьми, а ещё оказывает отрицательное воздействие на развитие всей познавательной деятельности и задерживает становление устной речи.
Наиболее часто встречаемое нарушение речи – это общее недоразвитие речи. Данный термин ввела Р.Е. Левина, когда она изучала отклонения в речи у детей с нормальным интеллектом и слухом.
Цель исследования является, создание и логическое описание программы коррекционно – логопедического сопровождения по формированию понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
- Исследование теоретических основ процесса формирования понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
- Разработка содержания контрольно-измерительных материалов для определения актуального уровня сформированности понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
- Исследование актуального уровня сформированности понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
- Создание и логическое описание программы коррекционно - логопедической работы по формированию понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - особенности коррекционно – логопедического сопровождения процесса формирования понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов в процессе формирования понятия глагол у второклассников с ОНР III уровня.
Гипотеза:
Формирование понятия глагол у второклассников с ОНР III уровня будет протекать эффективнее в результате введения в систему экспериментальной работы разнообразных форм взаимодействия учителя - логопеда и учителя начальных классов.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- Эмпирические методы: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, методики обследования глагольного словаря Н.В. Серебряковой.
- Биографические: анализ анамнестических данных
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Нарушения речи, которые встречаются у учащихся начальной школы, представляют собой серьезный барьер в овладении ими на начальных этапах чтением и письмом, а в дальнейшем в усвоении грамматики родного языка и освоении программ гуманитарных предметов: русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Зачастую именно из-за нарушений речи ребёнок не усваивает программу начальной школы, а иногда и вовсе поднимается вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет убедиться в том, что для детей с ОНР характерными являются: отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная регуляция произвольной деятельности. Все указанные факторы, несомненно, отрицательным образом сказываются на учебно - познавательном развитии детей.
Изучив нормативно-правовые документы, становится понятно, что для младших школьников с ОНР III уровня обучение по учебнику Горецкого В.Г. не позволяет в достаточной мере подобрать упражнения для коррекции нарушений в понимании понятия глагол. Поэтому, необходимо подобрать наиболее эффективные методические приемы, которые будут направлены на преодоление данного нарушения. Для этого надо создать программу коррекционной работы, которая будет включать себя занятия на преодоление нарушений в понимании понятия глагол.
Младшие школьники с ОНР III уровня хоть и учатся по основной общеобразовательной программе, но осваивают понятие глагол гораздо труднее, чем школьники нормативного развития. Наибольшие трудности школьники с ОНР III уровня испытывают при формировании таких умений, как: группировка частей речи по вопросам (отличение глагола от других частей речи), группировка по глагольным вопросам (по времени), частичное овладение грамматическими формами словоизменения, способам словообразования.
Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов носит важный характер для проведения качественной коррекционной работы. В программе коррекционной работы нами будут использованы такие формы взаимодействия, как индивидуальные консультации учителя-логопеда с учителем начальных классов, посещение занятий друг друга, создание методических материалов для урока.
2. Характеристика программы формирующего эксперимента, направленного на повышение эффективности процесса формирования понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для повышения эффективности процесса формирования понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня был проведён формирующий эксперимент.
Обследование уровня сформированности понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Панковская СОШ» п. Панковка.
Целью проведения являлось – выяснение актуального уровня сформированности понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели были выбраны направления исследования такие как:
1) Изучение способности к словообразованию (образование приставочных глаголов противоположного значения; дифференциация глаголов в экспрессивной речи; образование возвратных глаголов; образование глаголов от других частей речи (от существительных и прилагательных).
2) Изучение способности к словоизменению (дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида; дифференциация глаголов единственного и множественного числа).
3) Исследование умения группировать глаголы (группировка частей речи по вопросам (отличение глагола от других частей речи), группировка по глагольным вопросам (по времени)).
В исследовании принимали участие 2 второклассника с ОНР III уровня.
С целью выявления актуального уровня сформированности понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня нами были разработаны диагностические материалы, на основе методики Н.В. Серебряковой «Методика обследования глагольного словаря», контрольно- измерительных материалов из программы Школа России 2 класс «Русский язык».
Было проведено исследование актуального уровня сформированности понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня и выявили, что хуже всего усваиваются такие умения как образование глаголов от других частей речи (от существительных и прилагательных), ученик не образовывает слова вовсе или образовывает их неправильно, например: молодой — молодец и т. д. Также плохо развито умение группировать глаголы (группировка частей речи по вопросам (отличение глагола от других частей речи), школьник выписывает не только глаголы, но и слова, относящиеся к другим частям речи, например: молодец и т. д. Второклассники с ОНР III уровня затрудняются в группировке глаголов по глагольным вопросам (по времени)), ребенок не правильно распределяет слова по группам, путая их.
Таким образом, благодаря проведенному исследованию, нами создана и логически описана программа коррекционно - логопедической работы по формированию понятия глагол у второклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.