Урок литературного чтения. И. А. Бунин. Отрывок из поэмы "Листопад"з
Оценка 4.9

Урок литературного чтения. И. А. Бунин. Отрывок из поэмы "Листопад"з

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
СCУЗ, ВУЗ
22.05.2023
Урок литературного чтения. И. А. Бунин. Отрывок из поэмы "Листопад"з
Урок литературного чтения по теме «И. А. Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад» изучается в 4 классе в 1 семестре и приходится на конец осени. Проведённый мною урок решает в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе в начальной школе. А собственно сама презентация построена на интеграции, которая позволяет показать мир осенней природы во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления на основе использования ИКТ. Много внимания уделила современным технологиям, как детские проекты. Урок содержит повторение грамматического материала по русскому языку, обобщает знания по окружающему миру, решает задачи развития речи, осознанного выразительного чтения по литературному чтению. Использованный презентационный материал (презентация Microsoft PowerPoint) способствует активизации познавательного процесса, расширению кругозора обучающихся, творческого воображения, воспитанию чувства прекрасного. Также одной из задач является привитие интереса к наблюдению за природой, и в частности за природой родного края и бережного отношения к ней. Иллюстративный материал должен вызывать радость общения с поэзией через зрительное иллюстративное восприятие, развивает чувственное восприятие, образное мышление, эстетический (художественный и музыкальный) вкус. Презентация содержит учебную информацию в доступном и увлекательном для усвоения обучающимися виде. Также способствует развитию читательского интереса. В презентации, созданной учителем, можно включать материалы, подготовленные непосредственно учениками.
урок литературного чтения.docx

Урок литературного чтения
Тема: И. А. Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»

Автор: Борисенко Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики  «Алчевская средняя школа № 15»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

Вид урока: традиционный с презентацией.

Тип урока: изучение нового материала.
УМК «Школа России».

Время проведения урока: 40 минут

Аннотация

    Урок литературного чтения по теме «И. А. Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад» изучается в 4 классе в 1 семестре и приходится на конец осени.

    Проведённый мною урок решает в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе в начальной школе. А собственно сама презентация построена на интеграции, которая позволяет показать мир осенней природы во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления на основе использования ИКТ. Много внимания уделила современным технологиям, как детские проекты.

    Урок содержит повторение грамматического материала по русскому языку, обобщает знания по окружающему миру, решает задачи развития речи, осознанного выразительного чтения по литературному чтению.

    Использованный презентационный материал (презентация Microsoft PowerPoint)    способствует активизации познавательного процесса, расширению кругозора обучающихся, творческого воображения, воспитанию чувства прекрасного. Также одной из задач является привитие интереса к наблюдению за природой, и в частности за природой родного края и бережного отношения к ней.

    Иллюстративный материал должен вызывать радость общения с поэзией через зрительное иллюстративное восприятие, развивает чувственное восприятие, образное мышление, эстетический (художественный и музыкальный) вкус. Презентация содержит учебную информацию в доступном и увлекательном для усвоения обучающимися виде. Также способствует развитию читательского интереса.  

    В презентации, созданной учителем, можно включать материалы, подготовленные непосредственно учениками.

Цели презентации:

·познакомить с отрывком из поэмы И. А. Бунина «Листопад»; познакомить с биографией И. А. Бунина;

·способствовать овладению обучающимися осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие познавательного интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

·обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; вовлечение учащихся в состояния переживания и осмысления природы, воспитание чувства красоты слова, умения видеть и понимать красоту родной природы; развитие индивидуальных талантов учеников;

·формирование УУД на уроках литературного чтения.

 

Ресурсы: учебник ч.1, «Литературное чтение» 4 класс авторы: Л.Ф. Климанова,

В.Г. Горецкий.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point.

Оснащение:  портрет И. А. Бунина, выставка книг И. А. Бунина, И. В. Левитан репродукция картины «Золотая осень», музыкальное сопровождение – Ф. Шопен «Нежность» (симфония № 5), П. И. Чайковский “Времена года. Октябрь”, Антонио Вивальди «Времена года. Осень», презентация к уроку, ПК, рисунки, аппликации, фотографии учащихся с видами осени в Алчевске, проект «Осень».

Задачи урока: 

·познакомить с отрывком из поэмы И. А. Бунина «Листопад»

·овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком;

· совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать со стихотворным текстом; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

·обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование умения видеть красоту природы, понимать и любить её.

Ход урока

 

Ι. Орг. момент

Приветствие гостей:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

-Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

Мы начинаем урок литературного чтения. Что будем делать в течение урока?

(Зачитать задачи на доске)

думать

наблюдать

рассуждать

на вопросы отвечать

выразительно читать

сочинять

чувствовать

II. Речевая разминка.

·Скороговорка:

Шелест шелестит листвой,

Шепот шепчется с травой.

·Упражнения в скорочтении.

ΙIΙ.Актуализация знаний

   Введение в тему.

-Ребята, какая тема объединяла все наши упражнения?

-Давайте вспомним из курса окружающего мира, что характерно для осени?

Мы готовили наш проект об осени «Унылая пора…». Первой группе было поручено собрать приметы, загадки и пословицы об осени. Представители группы отчитайтесь.

Вторая группа была фотокорреспондентами и составила свой фотоотчет о любимых уголках осеннего Алчевска. Представители группы, прошу отчитаться. Третья группа собирала цитаты из песен, кинофильмов и других произведений об осени. Прошу, ребята.

-Давайте прочитаем стихотворение и подумаем, какое слово надо добавить?

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят,

В нашем парке … (листопад).

-Как образовалось слово “листопад”?  Сколько корней имеет это слово? К какой части речи относится слово листопад? Назовите, пожалуйста, грамматические признаки существительного листопад

Творческая работа.

-В нашем классе сегодня тоже «листопад». 4 проектная группа готовила описание этого природного явления. Давайте послушаем сочинения ребят на эту тему. (Дети зачитывают и вешают на стенд сочинения).

А теперь прошу высказать свое мнение о сочинениях ребят. Получилось ли им раскрыть тему?

Вот мы и подошли к теме нашего урока.

В один из осенних дней, 22 октября 1870 года, родился Иван Алексеевич Бунин (учитель показывает его портрет). Его имя ставят рядом с именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова и других известных русских писателей     и поэтов. Иван Алексеевич написал очень много замечательных произведений (учитель открывает выставку книг Бунина). Среди них "Митина любовь", "Деревня", "Темные аллеи" и другие. С ними вы можете познакомиться в нашей школьной и городской библиотеках. У Бунина нет ни одного стихотворения, рассказа, которые он написал бы специально для детей. Но все же некоторые его стихи мы читаем и в начальных классах. Например, "Листопад", "Матери", "Родина". Бунин любил осень. Вот послушайте строки одного из его стихотворений, которые он написал вдали от Родины.

Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие.

– Это отрывок из стихотворения "Запустение". Писатель посвятил немало проникновенных, задушевных строк этому времени года.

·А сейчас слово ребятам, которые готовили презентацию о Бунине.

Детская презентация. (сопровождается слайдами)

1.  Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем, точнее Елецким уездом. Хотя родился Иван Алексеевич Бунин в городе Воронеже 22 октября 1870 года.

Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина.  Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.

2. В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. Занимался дома со старшим братом.

Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете «Орловский вестник».  Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую оценку в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником» (от слова «бродить», ходить, путешествовать). Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.

Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.

В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

(Но́белевская пре́мия — одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества).

Умер он в 1953г. в возрасте 83 лет в Париже. В городе Елец в 1988г. был открыт дом-музей И. А. Бунина.

А в 1999 г. Елецкому университету было присвоено его имя. Возможно, некоторые из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.

IV. Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.

Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своей поэме «Листопад». На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения.  Наша задача с вами услышать, увидеть и почувствовать это богатство звуков и красок. Я приглашаю вас в театр одного актера. Кстати, вспомните, как правильно вести себя в театре. Сейчас ученица, которая мечтает стать актрисой, прочитает вам стихотворение, Прошу на сцену!

(ученица читает стихотворение под музыку Ф Шопена)

-Что за музыка звучала во время чтения? Как называется?

-Какое настроение вызвало у тебя это произведение? Удалось ли ученице передать вам настроение поэта? Вы согласны, что из нее выйдет прекрасная актриса? Тогда прошу аплодисменты.

-Ребята, какие чувства вызвало стихотворение? (выбрать из «словаря» нужное настроение)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? Какова тема произведения?

Словарная работа.

- Хотите сами прочитать?

- Прочтите сами «Громким» шепотом и найдите непонятные слова.

(самостоятельное чтение)

- Какие слова требуют объяснения? 

Давайте заглянем в наш словарь и найдем ответы.

V. Работа над произведением. Отработка навыков чтения.

-Поработаем, используя различные способы чтения.

-Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.

(чтение вслух по цепочке (по 2 строчки), «эхо» (2 ученика))

Физминутка для глаз

. Анализ произведения.

-А теперь вернёмся к работе над стихотворением. Выясним, какие языковые средства использовал автор в стихотворении. Вспомните их.  Найдите и прочитайте описание леса.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют.

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Какие языковые средства исполь­зует здесь автор? Назовите эпитеты. Назовите сравнения.

-Почему Бунин сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

-Кто в природной тишине является одушевленным? 

 -Как называется этот прием?

Для чего автор использует эти языковые средства?

Теперь найдите и прочитайте описание двора.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора.

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Какое явление природы описывает здесь автор? Как называется период осени, когда летают «воздушной паутины ткани»?

Считалось: тонкая паутина ассоциируется с седыми прядями волос женщин). Вот почему этот период осени называют бабьим летом.

1.                     Анализируем дальше. Какие звуки наполняют осенний лес? Найдите и прочитайте эти строки.

Сегодня так светло кругом

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

-Какие звуки помогают услышать шуршание листвы? Давайте посмотрим, и зачитаем слова и звуки.)

Дайте характеристику звукам.

-Такое явление, когда повторяющиеся звуки помогают передать состояние природы, называется аллитерация.

-Кто же главный герой стихотворения? 

Почему поэт не «оживил» лес? Изобразил его теремом?  Выскажите свою точку зрения.

А теперь выразительное чтение. (2-3 ученика)

Физминутка

. Закрепление.

1.                     Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на 
листочках.
(Звучит «Осень» из симфонического концерта А. Вивальди «Времена года»).

 -Ребята, вы слушали музыкальное произведение, которое называется «Осень». Его автор – Антонио Вивальди. Помогла ли музыка выбрать нужные строки?

Прочтите строки, которые записали. (2-3 ученика) Почему ты выбрал(а) именно эти строки?

 -Какая красивая и пёстрая картина у нас получается! На перемене все остальные ребята прикрепят свои листочки на стенд и мы закончим проект «Осень»

2. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.  Работа по картине И. И. Левитана "Золотая осень", 1895 г.

-Ребята, поэтическое слово не только перекликается с музыкой, но и с кистью художника.  Сегодня мне бы хотелось побеседовать с вами о прекрасном полотне Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

- Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Что изобразил художник? О чем эта картина?

-Какие деревья здесь занимают центральное место

-Что вы почувствовали, глядя на репродукцию?

- Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина?

3.А теперь, внимание, наше любимое задание: «Проба пера»! Работаем в парах.

Пришла – принесла

Солнце – оконце.

(дети зачитывают варианты)

VIII. Итог урока. Рефлексия

-Подводим итоги урока.

-Какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств?

-А композитор?

-А чем пользуется поэт?

- С каким писателем и поэтом сегодня познакомились? В каком веке он родился, умер?

- Какова основная мысль стихотворения? Как вы думаете, для чего Бунин написал его? 

 - Чем запомнится сегодняшний урок? 

Поднимите золотистые кленовые листики, если урок понравился.

Читайте и любите русскую литературу!

-Ребята, мы выполнили задачи урока?

Д/з выразительно читать стихотворение, создать обложку для книги об осени.

 

 

 

 

Список литературы:

 

Учебник: Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе: в 2 ч. / ч.1 – М.: Просвещение, 2013.

 

1. Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль:

    Академия развития, 2006

2. Муромцева - Бунина В.Н.  Жизнь Бунина.- М., Советский писатель, 1989

3. Персидская И.В. Литературное чтение: 4 класс: Ч.1. Поурочные планы по учебнику

    М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь». – Учитель-АСТ, 2003

4. Савинова С.В.  Чтение. 4 класс. Поурочные планы. Ι полугодие (по учебнику М.В.

    Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь» - Учитель, 2006

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения Тема:

Урок литературного чтения Тема:

В презентации, созданной учителем, можно включать материалы, подготовленные непосредственно учениками

В презентации, созданной учителем, можно включать материалы, подготовленные непосредственно учениками

Ход урока Ι. Орг. момент

Ход урока Ι. Орг. момент

В нашем парке … (листопад). -Как образовалось слово “листопад”?

В нашем парке … (листопад). -Как образовалось слово “листопад”?

Не случайно Академия Наук трижды присуждала

Не случайно Академия Наук трижды присуждала

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,

VΙ . Закрепление. 1.

VΙ . Закрепление. 1.

Учебник: Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий,

Учебник: Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2023