План – конспект урока по литературному чтению
2 класс
М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством М.Пришвина,И.Бунина, понаблюдать за осенними изменениями в природе, использовать приёмы для формирования функциональной грамотности.
Задачи:
1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее утро», отрывком из стихотворения И.А.Бунина «Сегодня так светло кругом»; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;
2) развивающая – создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение работать в паре;
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности, аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам; прививать любовь к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: передать чувства автора, его замысел, расширить знания об изменениях в природе с приходом осени.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале в сотрудничестве с учителем; уметь работать по плану.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение обобщать, делать выводы
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группах, строить связный рассказ.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор; продолжить развитие эстетического восприятия природы, любовь к природе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, слайд-презентация; видеоролик; выставка книг М.М. Пришвина.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная.
Цели урока:
ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;
развивать умение работать в группе;
воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2.Подготовка к восприятию нового материала.
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется «Люблю природу русскую».
Отгадайте загадку:
Четыре ковра рукодельницы ткут. Один за другим их на землю кладут. Белый, зеленый, пестрый и желтый. Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
- Правильно это - времена года.
- Какое сейчас время года?
- Мы продолжаем разговор об этом прекрасном времени .
3.Речевая разминка
- Проведем дыхательную гимнастику.
(повторяйте только звуки)
Есть у меня один рассказ,
Замечательный, для вас.
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте.
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
Зашуршали – Ш_Ш_Ш!
-Ребята, подготовим нашу речь к выразительному чтению произведений. Для этого прочитайте выразительно стихотворение про себя, выразительно вслух,
прочитайте с грустной интонацией про себя ,выразительно вслух.
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает зверобой,
Опадает клён.
Дуб морозцем опалён,
Спать сурки идут...
-Каким временем года люди назовут этот сон? ( Люди называют этот сон словом Осень.)
- Подтвердите словами из текста, что это осень. (Между летом и зимой бывает осень)
4. Проверка домашнего задания.
5.Постановка цели урока
а) Какие осенние месяцы вы знаете? ( Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой сейчас идёт месяц? ( Сейчас октябрь.)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».
- Почему? (Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)
б) Выставка книг М. Пришвина.
- Рассмотрите обложки книг, прочитаем названия.
- Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Я советую вам эти книги почитать.
в) Биография М. Пришвина (ученик)
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — замечательный писатель, «певец русской природы». Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Получив хорошее естественно-научное образование, Михаил Михайлович работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей.
Герои рассказов М.М. Пришвина любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
6.Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М. Пришвина.
- Попробуйте расшифровать название рассказа. Положите карточку с цифрами и буквами перед собой.
- Для этого сравните две таблицы. Прочитайте буквы из правой таблицы в соответствии со следованием цифр в левой и вы сможете прочитать название рассказа.
Карточка №1( у каждого ученика)
- Какое название у вас получилось? («Осеннее утро»)
- О чем будет этот текст?
а)Словарная работа
Учитель : проведем словарную работу, поможем друг другу объяснить значение слов.
Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
Парашютик – маленький парашют.
- Как летит парашют? (медленно)
Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
Карточка №2( у каждого ученика)
Мало-помалу-…
Душа- бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
Парашют- устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
Парашютик -…
Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
Винтик-
Мотылек- …
б)Подготовительная работа.
- Прочитайте сначала по слогам, затем быстро целыми словами:
ПРО-БУЖ-ДА-ЕТ-СЯ – ПРОБУЖДАЕТСЯ
ПА-РА-ШЮ-ТИК – ПАРАШЮТИК
РA3-ЛЕ-ТЕ-ЛИСЬ – РАЗЛЕТЕЛИСЬ
ПЕ-РЕ-ЛЁТ-НЫ-Е – ПЕРЕЛЕТНЫЕ
в)Первичное слушание.
-Посмотрите видеоролик к этому произведению.
-Нравится ли вам наблюдать, как падают листья?
-Попробуйте описать свои впечатления.
-Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
г)Первичное чтение по цепочке.
д)Беседа после чтения.
- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?
- О каких приметах осени говорит автор? (листопад, перелетные птицы, дни короткие, бабье лето)
- Определите главную мысль рассказа (Что нужно во всем видеть прекрасное).
е)Выборочное чтение
-Найдите в тексте, прочитайте с чем автор сравнивает листья?
(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).
- Какие птицы улетят последними? (грачи)
ж) Словесное рисование
- Какую картину вы себе представляете?
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.(садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)
И на землю снова сели.(садятся за парты)
7. Чтение стихотворения И. Бунина.
- Давайте прочтем стихотворение И. Бунина.
а) Биография (ученик)
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - всемирно известный русский писатель. Он родился в Воронеже, а умер в Париже, т. к. в 1920 г., во время Гражданской войны, уехал из России. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия (это очень почетно).
Отец И.А. Бунина, Алексей Николаевич, происходил из древнего дворянского рода, был помещиком. Мать, Людмила Александровна, согласно семейным преданиям, происходила из княжеского рода.
Раннее детство И.А. Бунина прошло в семейном поместье, в Орловской губернии, где он смог почувствовать, как прекрасна русская природа и как богат русский язык, на котором говорили местные крестьяне.
б) слушание аудиозаписи стихотворения.
- Подумайте, какое время года описывает автор?
в) Беседа после слушания.
- Какие строчки это доказывают, что автор описывает
осень? (Услышать листика шур-
шанье.)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?
- Какие слова вы
хотели бы особо выделить голосом при
чтении, назовите?
- Где надо сделать длинные, а где короткие паузы?
г)Выразительное чтение про себя, вслух.
8. Закрепление нового материала
Творческая работа. (работа в парах)
- На карточке дан деформированный текст-описание
природных изменений и явлений. Вы
должны вниматель
но прочитать текст, определить какие явления природы
подходят к описанию осени.
|
|
|
9. Итог урока
- О каком времени года, мы с вами говорили сегодня?
- Мы проверили, что вы хорошо умеете отличать природные признаки и природные изменения этого времени года.
- С произведением каких авторов мы познакомились?
10.Рефлексия
- Какое у вас осталось настроение?
-Раскрасьте листок, чтобы оценить свою работу на уроке красным -Я – молодец! Желтым - Могу и лучше! Зеленым - Надо постараться.
Ресурсы:
Литературное чтение. 2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", презентация, книга УМК «Школа России» литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2 класс часть 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.