Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения
Оценка 4.6

Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения

Оценка 4.6
Документация
docx
чтение
Взрослым
05.11.2021
Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения
Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения
Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения.docx

Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения

Бекещенко Жанна Леонидовна,

                                                               учитель начальных классов

                                                                      ГУО «Средняя школа №2

                                                    им.А.И.Дубосарского

                                         г.п.Шумилино»

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. Но особое значение в этом вопросе приобретают уроки внеклассного чтения.

На уроках внеклассного чтения учащиеся не просто читают, а «овладевают приёмами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг». Цель этих занятий состоит в том, чтобы сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги. Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников.

Процесс формирования читателя осуществляется в три этапа:

- подготовительный;

- начальный;

- основной.

Каждый этап характеризуется своими задачами и, соответственно, своими методами и приёмами, применяемыми для реализации этих задач. Так, на подготовительном этапе ставятся задачи: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые», ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в две недели в течение 15-20 минут проводится занятие с детской книгой (в структуре урока обучения грамоте). Основной метод – слушание-рассматривание. Не останавливаясь на структуре проведения этих уроков, хочу перечислить 

основные приёмы и методы, используемые при проведении коллективного обсуждения прочитанного произведения:

- беседа;

- выборочное чтение;

- словесное или графическое рисование;

- характеристика героя и выражение своего отношения к описанным поступкам;

- инсценировка, постановка живых картин и т. д.

Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль в уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока, приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку, принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Основной метод – чтение-рассматривание. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанной книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

Уроки внеклассного чтения могут проводиться в нестандартной форме. Это урок-сказка, урок-путешествие, урок-театр (спектакль, драматизация), урок-кроссворд, урок-загадка (викторина), урок-портрет, урок-конкурс (соревнование, эстафета, литературный ринг), урок-встреча (пресс-коференция, интервью), урок-КВН (игра «Что? Где? Когда?»). Учителя Бекещенко Ж.Л., Грядовкина З.П. используют на уроках внеклассного чтения литературные игры. Например, «Парад литературных героев», «Дежурная буква», «Представь и вспомни знакомые строки», «Узнай стихотворение», «Литературные мнения»», «Литературные шарады» и др.

На занятиях внеклассным чтением реализуется принцип наглядности через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация. Но сегодня учащимся недостаточно книги и книжной иллюстрации, они более мобильны, активны, коммуникабельны.

Познакомимся с наиболее эффективными приёмами работы, которые используют учителя нашей школы в рамках современных педагогических технологий.

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Данный прием содержит все стадии технологии развития критического мышления.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с текстом. На уроках внеклассного чтения это может быть единое произведение или материал об авторе, произведения которого готовились к этому занятию. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать» применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках внеклассного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Такой приём можно использовать, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Верите ли вы, что…» или приём «Верные и неверные утверждения». Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность, формирует умение оценивать ситуацию или факты, анализировать информацию, отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске или карточках пишу термины или последовательность явлений и процессов, в которых сознательно допускаю ошибки. Учащимся предлагаю исправить ошибки или восстановить порядок записи.

На стадии «осмысления» для постановки вопросов самими учащимися использую прием «Ромашка вопросов» или РОМАШКА «БЛУМА». Этот приём наиболее эффективен с 3 класса. Учащиеся осмысленно подходят к постановке вопросов и ждут с нетерпением правильного ответа. Выделяется шесть типов вопросов: простые вопросы или «тонкие» вопросы; уточняющие вопросы; объясняющие вопросы или «толстые» вопросы; творческие вопросы; оценочные вопросы; практические вопросы.

Работа по формированию и развитию навыка чтения продолжается и на этапе домашней подготовке в группе продленного дня под руководством воспитателей Мурковой Р.М., Песецкой И.А., Заблоцкой Л.Н.

Наблюдения за учащимися первого класс в группе продленного дня, показывает что многие с них  недостаточно полно могут выразить свою  мысль, не могут ее логически развернуть, не умеют строить высказывания. С этой целью в группе продленного дня воспитатель проводит разнообразные занятие для развития речи, много времени отводит работе с книгой. Дети читают, рассказывают, сочиняют. Воспитатель старается подбирать для них тексты из самых разнообразных изданий, прививая интерес, а затем и любовь к печатному слову. Привлекает детей к обсуждению прочитанного, приучает их делится собственными размышлениями. Тем самым развивая устную речь.


 

Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения

Эффективные методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках внеклассного чтения

Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя

Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя

Приём «Чтение с остановками».

Приём «Чтение с остановками».

Этот прием учит детей диалогу, культуре общения

Этот прием учит детей диалогу, культуре общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021