ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
· формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
· осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
· первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
· овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
· овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
· для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
· становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
· освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
· осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
· выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
· проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
· приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
· понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
· бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
· неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
· ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
· овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
· потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
· сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
· объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
· находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
· формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
· осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
· демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
· читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
· читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
· читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
· различать художественные произведения и познавательные тексты;
· различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
· понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
· различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
· соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
· владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
· характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
· объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
· осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
· участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
· составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
· читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
· составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
· составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
· сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
· использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
· выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
· использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Содержание учебного предмета
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
· читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
· читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
· анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
· характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
· сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
· составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
· исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
· использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
· характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
· выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
· Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
· соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
· пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
· рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
· оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
· использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
· сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
· понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
· определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
· оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
· осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
· участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
· соблюдать правила взаимодействия;
· ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».
Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
О Родине, героические страницы истории |
12 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
2 |
Фольклор (устное народное творчество) |
11 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
3 |
Творчество И.А.Крылова |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
4 |
Творчество А.С.Пушкина |
12 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
5 |
Творчество М. Ю. Лермонтова |
4 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
6 |
Литературная сказка |
9 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
7 |
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
8 |
Творчество Л. Н. Толстого |
7 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
9 |
Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
10 |
Произведения о животных и родной природе |
12 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
11 |
Произведения о детях |
13 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
12 |
Пьеса |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
13 |
Юмористические произведения |
5 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
14 |
Зарубежная литература |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
15 |
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
119 |
4 |
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела (темы), тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|||||
План |
Факт |
||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
|||||||||
1 |
Знакомство с учебником «Литературное чтение». |
1 |
|
|
|
||||
Летописи, былины, жития (6 ч) |
|||||||||
2 |
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» |
1 |
|
|
|
||||
3
|
Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
|
1 |
|
|
|
||||
4 |
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» |
1 |
|
|
|
||||
5 |
Былина «Ильины три поездочки». Составление рассказа об Илье Муромце. |
1 |
|
|
|
||||
6 |
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского». |
1 |
|
|
|
||||
7 |
Сергий Радонежский- святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» |
1 |
|
|
|
||||
Чудесный мир классики (19 ч) |
|||||||||
8 |
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
1 |
|
|
|
||||
9 |
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок |
1 |
|
|
|
||||
10 |
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев |
1 |
|
|
|
||||
11 |
А.С.Пушкин «Няне» |
1 |
|
|
|
||||
12 |
А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!» |
1 |
|
|
|
||||
13 |
А.С.
Пушкин. |
1 |
|
|
|
||||
14 |
А.С.
Пушкин. |
1 |
|
|
|
||||
15 |
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним |
1 |
|
|
|
||||
16 |
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
1 |
|
|
|
||||
17 |
М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». |
1 |
|
|
|
||||
18 |
М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок |
1 |
|
|
|
||||
19 |
Итоговый тест за 1 четверть |
1 |
|
|
|
||||
20 |
М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев |
1 |
|
|
|
||||
21 |
Л.Н. Толстой - великий русский писатель. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом |
1 |
|
|
|
||||
22 |
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» |
1 |
|
|
|
||||
23 |
Л.Н.Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» |
1 |
|
|
|
||||
24 |
А.П. Чехов - великий русский писатель |
1 |
|
|
|
||||
25 |
А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». |
1 |
|
|
|
||||
26 |
А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени |
1 |
|
|
|
||||
Поэтическая тетрадь (9 ч) |
|||||||||
27 |
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
1 |
|
|
|
||||
28 |
А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка» |
1 |
|
|
|
||||
29 |
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», Где сладкий шёпот моих лесов?» |
1 |
|
|
|
||||
30 |
А.Н. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения |
1 |
|
|
|
||||
31 |
И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...» |
1 |
|
|
|
||||
32 |
Н.А. Некрасов «Школьник» |
1 |
|
|
|
||||
33 |
Н.А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки...» |
1 |
|
|
|
||||
34 |
И.А. Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.А.Бунина |
1 |
|
|
|
||||
35 |
Стихотворения поэтов – земляков. Презентация |
1 |
|
|
|
||||
Литературные сказки (13 ч) |
|||||||||
36 |
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
|
|
|
||||
37 |
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки |
1 |
|
|
|
||||
38 |
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Подробный пересказ |
1 |
|
|
|
||||
39 |
Итоговый тест за 2 четверть. |
1 |
|
|
|
||||
40 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения |
1 |
|
|
|
||||
41 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра |
1 |
|
|
|
||||
42 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста |
1 |
|
|
|
||||
43 |
П.П. Бажов. «Серебряное копытце» |
1 |
|
|
|
||||
44 |
П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте |
1 |
|
|
|
||||
45 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
|
|
|
||||
46 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста |
1 |
|
|
|
||||
47 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части |
1 |
|
|
|
||||
48 |
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Выборочный пересказ текста |
1 |
|
|
|
||||
Делу время – потехе час (6 ч) |
|||||||||
49 |
Е.Л. Шварц.«Сказка о потерянном времени». Чтение сказки по ролям |
1 |
|
|
|
||||
50 |
Е.Л. Шварц.«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения |
1 |
|
|
|
||||
51 |
В.Ю. Драгунский«Главные реки». |
1 |
|
|
|
||||
52 |
В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка» |
1 |
|
|
|
||||
53 |
В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
|
|
|
||||
54 |
В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения |
1 |
|
|
|
||||
Страна детства (7 ч) |
|||||||||
55 |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
1 |
|
|
|
||||
56 |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения |
1 |
|
|
|
||||
57 |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1 |
|
|
|
||||
58 |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения |
1 |
|
|
|
||||
59 |
М.М. Зощенко. «Елка». Составление плана. |
1 |
|
|
|
||||
60 |
М.М. Зощенко. «Елка». Пересказ. |
1 |
|
|
|
||||
61 |
Проект «Страна детства» |
|
|
|
|
||||
Поэтическая тетрадь (3 ч) |
|||||||||
62 |
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
|
|
|
||||
63 |
С.А. Есенин. «Бабушкины сказки» |
1 |
|
|
|
||||
64 |
М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1 |
|
|
|
||||
Природа и мы (10 часов) |
|||||||||
65 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш» Анализ заголовка. |
1 |
|
|
|
||||
66 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Отношение человека к природе |
1 |
|
|
|
||||
67 |
А.И. Куприн.«Барбос и Жулька» |
1 |
|
|
|
||||
68 |
А.И. Куприн.«Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
1 |
|
|
|
||||
69 |
М.М. Пришвин. «Выскочка» |
1 |
|
|
|
||||
70 |
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка |
1 |
|
|
|
||||
71 |
Е.И. Чарушин «Кабан» |
1 |
|
|
|
||||
72 |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части. |
1 |
|
|
|
||||
73 |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана |
1 |
|
|
|
||||
74 |
Проект «Природа и мы» |
1 |
|
|
|
||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) |
|||||||||
75 |
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». |
1 |
|
|
|
||||
76 |
Итоговый тест за 3 четверть. |
1 |
|
|
|
||||
77 |
С.А. Клычков. «Весна в лесу» |
1 |
|
|
|
||||
78 |
Д.Б. Кедрин. «Бабье лето» |
1 |
|
|
|
||||
79 |
Н.М. Рубцов. «Сентябрь» |
1 |
|
|
|
||||
80 |
С.А. Есенин «Лебедушка» |
1 |
|
|
|
||||
Родина (4 ч) |
|||||||||
81 |
И.С. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
1 |
|
|
|
||||
82 |
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому |
1 |
|
|
|
||||
83 |
А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…» |
1 |
|
|
|
||||
84 |
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» |
1 |
|
|
|
||||
Страна Фантазия (5 ч) |
|||||||||
85 |
Е.С.Велтистов «Приключение Электроника» |
1 |
|
|
|
||||
86 |
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа |
1 |
|
|
|
||||
87 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
1 |
|
|
|
||||
88 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов |
1 |
|
|
|
||||
89 |
Чтение произведений детских писателей по теме «Страна Фантазия» |
1 |
|
|
|
||||
Зарубежная литература (13ч) |
|||||||||
90 |
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
1 |
|
|
|
||||
91 |
Д. Свифт«Путешествие Гулливера» Развитие речи: пересказ текста от лица героя. |
1 |
|
|
|
||||
92 |
Итоговая комплексная работа |
1 |
|
|
|
||||
93 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
|
|
|
||||
94 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев |
1 |
|
|
|
||||
95 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части |
1 |
|
|
|
||||
96 |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» |
1 |
|
|
|
||||
97 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера». |
1 |
|
|
|
||||
98 |
М.Твен «Приключение Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. |
1 |
|
|
|
||||
99 |
С. Лагерлёф «Святая ночь» |
1 |
|
|
|
||||
100 |
С.Лагерлёф «В Назарете» |
1 |
|
|
|
||||
101 |
С.Лагерлёф «Иисус и Иуда» |
1 |
|
|
|
||||
102 |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
1 |
|
|
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.