Обучающее занятие «Как повысить читательский интерес детей»
Бекещенко Жанна Леонидовна, учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №2 им. А.И. Дубосарского г.п. Шумилино»
Цель: создание условий для понимания родителями важности семейного чтения, формирование положительной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.
Ход занятия:
Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. Сейчас же все обстоит иначе — на прилавках много детской литературы, и в этом изобилии очень трудно ориентироваться. У родителей появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка?
Вот несколько рекомендаций:
Выбрав книгу для чтения, сначала покажите ее ребенку, расскажите о
том, как она попала в дом. Полистайте ее вместе, рассмотрите рисунки. Пусть
ребенок сам полистает книгу. Когда он удовлетворит свое любопытство, заострите
его внимание на том или ином рисунке, называя и показывая детали.
Когда ребенок начнет получать удовольствие от подобного совместного “чтения”, можно перейти к совместному пересказу текста, показывая и называя предметы, героев книги, изображенных на рисунках. Однако старайтесь, чтобы пересказ не был чрезмерно длинным, не содержал сложные предложения и обороты речи.
Вслед за этим переходите к более сложным пересказам сюжета и к собственно чтению. Но как только заметите, что малыш устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, чтобы не сформировать негативное отношение к чтению.
Учитывайте характер своего ребенка. Один малыш может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Причин может быть много. Например, взрослые читают слишком быстро, слишком медленно или слишком долго, и ребенок утомился; малыш плохо себя чувствует, устал или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим; рисунки в книге неинтересные, непонятные, или их мало.
Не старайтесь хитростью, а тем более силой заставить малыша читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге.
Читать — это интересно!
Интерес к чтению формируется с приобретением опыта переживания сюжета книги, полного погружения в описываемые события. Ребенок должен испытать состояние сопереживания героям и сосуществования с ними в воображаемом пространстве. Если вы услышите: “Я даже забыла, что я читаю книгу”, “Мне кажется, что эти ребята — мои друзья, как Наташа и Дима”, “Читать интереснее, чем смотреть фильм, потому что я представляю все очень подробно и так, как мне хочется”, — значит, какой-то рубеж вашим ребенком уже преодолен, и именно теперь он начинает приобретать опыт Читателя.
Скорость чтения является важным, но отнюдь не главным условием для накопления такого опыта. Ребенок может обладать минимальными навыками, но увлечение содержанием побуждает его читать все быстрее и быстрее. Поэтому очень важно найти книги, которые заинтересуют его по-настоящему. “Денискины рассказы” Виктора Драгунского, книги Эдуарда Успенского, сказки, увлекательные произведения Николая Носова, Джанни Родари и т. д. будут интересны детям младшего возраста. Затем наступит переходный период, когда ребенка можно будет приобщать к литературе большего объема и более высокого уровня сложности. Трудно ожидать, что ребята сразу же увлекутся Марком Твеном или Жюлем Верном, — для этого необходим определенный опыт чтения. Для многих детей “переломными” книгами могут стать, например, произведения Клайва Льюиса, Джона Толкина, книги серии “Детский детектив”. Это добрые и захватывающие произведения.
Сегодня, к сожалению, выпускается много литературы, способной сформировать у ребенка отнюдь не безобидные образные и этические стереотипы. В какой-то степени это тоже читательский опыт. Если вы почувствовали, что образы такой книги стали заполнять жизнь ребенка все больше и больше, попробуйте “забрать” ее. Но сделать это нужно корректно, тактично. Попытайтесь объяснить ребенку, что именно вас тревожит, и предложите взамен другую книгу с не менее захватывающим сюжетом.
Рекомендуя сыну или дочери прочитать любимые книги вашего детства, проявляйте сдержанность — надо предоставить детям право самостоятельно определить свои пристрастия в чтении. Родителям следует также учитывать, что интерес к книгам о войне, технике, оружии и т. п. чаще проявляется у мальчиков, а сказки о принцессах или пособия по рукоделию скорее заинтересуют девочек.
Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку полюбить книги и научиться читать быстро.
Практические рекомендации
Существует множество проблемных ситуаций, связанных с чтением. Для каждой из них есть свои пути решения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Ребенок до школы очень любил читать книжки, но с тех пор, как он начал учиться, интерес к чтению стал пропадать.
Пути решения:
2. Ребенок очень увлечен компьютерными играми и просмотром видеофильмов,
поэтому книги читает крайне редко.
Пути решения:
3. Ребенок не проявляет интереса к чтению, хотя в домашней библиотеке есть много хороших книг.
Пути решения:
4. Ребенок чрезмерно много читает, но при этом не вдумывается в содержание книги. Он каждый раз пытается свести содержание новой книги к набору готовых схем и оценок.
Пути решения:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.