Конспект доклада на научно-практической конференции по теме: «Особенности подготовки к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Введение
Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу создания оптимальных условий для социального становления ребёнка в этот период его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка - правильная и грамотная речь. Чем богаче и совершеннее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
Ситуация усугубляется и тем, что последние десятилетия в обществе доминирует мода на раннее обучение детей чтению и иностранным языкам.
Цель исследования является, теоретически изучить особенности подготовки к формированию предпосылок чтения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Описать трудности формирования предпосылок чтения детей с нарушениями речи
4. Подобрать и провести диагностику обследования формирования предпосылок чтения у детей с общим недоразвитием речи
5. Проанализировать результаты диагностики
Объект исследования – процесс формирования предпосылок чтения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – предпосылки чтения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: работа по формированию предпосылок чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет успешной, если будут подобраны специально разработанные системы упражнений.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования предпосылок чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Современные научные данные говорят о том, что чтение - это сложный психофизиологический процесс, имеющий многозвенное и многоуровневое строение. Для его осуществления необходимо четкое взаимодействие зрительного, речедвигательного, кинестетического и речеслухового анализаторов, которые составляют психофизиологическую основу процесса чтения.
Навык чтения в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим. Выделяют 4 этапа развития навыка чтения: этап усвоения речезвуковыми обозначениями; слогоаналитическая этап усвоения чтением; этап становления целостных приемов восприятия; этап синтетического чтения.
Функциональным базисом для успешного овладения навыком чтения является достаточный уровень развития речевых и неречевые функций и процессов. К речевым процессам относятся: правильное произношение, фонематическое восприятие, достаточный словарный запас и владение грамматическими категориями языка.
У дошкольников с нарушениями речи имеется ряд особенностей в формировании функционального базиса навыка чтения. Они проявляются недостаточным развитием слухоречевой памяти, зрительного и акустического восприятия, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов.
Формирование предпосылок чтения у детей с нарушениями речи в современной коррекционной педагогики осуществляется традиционным аналитико- синтетическим методом. Большое внимание в работе уделяется развитию предпосылок формирования навыков чтения и развитию фонематического анализа и синтеза.
2. Диагностика предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для выявления предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи был проведён констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента: изучение состояния функционального базиса чтения у детей, имеющих общее недоразвитие речи с целью определения особенностей его формирования.
С целью нашего обследования были сформулированы следующие задачи:
- подбор методики для проведения обследования:
- подведение результатов обследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 61», город Великий Новгород.
В исследовании участвовало 10 детей шестилетнего.
Комплексное обследование было проведено для изучения состояния функционального базиса чтения. Для исследования речевого блока были использованы рекомендации, предложенные А.В. Лагутиной. Речевой блок включает в себя изучение фонематических процессов, слоговой структуры, грамматического строя, словарного запаса и связной речи. В этой части исследования использовались методики логопедического обследования для детей с нарушениями речи Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А. Г. Волковой.
Второе направление исследования - неречевой блок. Здесь применялись методики нейропсихологического обследования предложенные А.В. Ахутиной, методики Р.С. Немова для обследования внимания.
Эксперимент проводился в 3 этапа.
Первый этап начался с изучения имеющейся на ребёнка медицинской и педагогической документации.
На втором (констатирующем) этапе всем детям предлагались диагностические задания (исследование уровня связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, развитие фонематических процессов).
На третьем этапе были обработаны полученные данные, проанализированы показатели детей.
При анализе результатов диагностики у детей с общим недоразвитием речи можно отметить сильное недоразвитие всех речевых компонентов, особенно связной речи и фонематических процессов. Помимо этого, дошкольники показали низкий уровень сформированности зрительно-предметной памяти, речеслуховой памяти, внимания и праксиса. Имеющиеся трудности в выполнении заданий преодолевались в результате оказания испытуемым специальной помощи (уменьшение объема заданий и скорости его выполнения, эмоциональная стимуляция) на зрительный гнозис, зрительно-предметную память, конструктивный и динамический праксис, пространственные представления.
Следует отметить, что комплексное диагностическое обследование компонентов функционального базиса чтения позволило нам выявить и охарактеризовать его состояние у дошкольников седьмого года жизни с общим недоразвитием речи. Из полученных данных о состоянии речевого и неречевого блока навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни, видно, что компоненты функционального базиса чтения сформированы недостаточно.
Проведенные исследования показали, что необходимо организовать комплексную коррекционно-педагогическую работу для улучшения состояния функционального базиса чтения, что в свою очередь послужит основой успешного овладения чтением старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.