Рабочая программа по информатике. 7 класс
Составила: Боровикова Наталья Валерьевна,
учитель информатики
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе:
- ФГОС ООО второго поколения;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования;
-Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год».
-«Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 классов общеобразовательной школы».
Изменения в государственную программу не внесены.
Обучение ведётся на русском языке
· Контроль за качеством знаний осуществляется следующим образом:
1) Контрольные работы проводятся (указаны в календарно-тематическом планировании) в форме теста или конрольных работ с заданиями
2) Практические работы
Количество контрольных и практических работ:
|
Контрольные работы |
Практические работы |
7 класс |
4 |
10 |
· Требования к результатам освоения содержания программы по информатике для основной средней школы
1. Личностные результаты освоения информатики:
1) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
2) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
3) Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
4) Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5) Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
6) Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
2. Метапредметные результаты:
1) развитие ИКТ-компетентности, т. Е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. П.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
2) осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. П., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
3) целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
4) умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
7) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
8) умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализации», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
3. Предметные результаты:
1) понимание роли информационных процессов в современном мире;
2) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
3) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
4) развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, ветвлением и циклической;
5) формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
6) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
· Требования к уровню подготовки выпускника:
Выпускник научится:
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
II. Тематическое планирование по информатике, 7 класс (34 часа)
Содержание |
Характеристика видов деятельности |
Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики Формируемые УУД: Формируются умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
|
Тема 1 . Информация и информационные процессы (9часов) Формируемые УУД: - Формирование понимания об общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»; - формирование навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; - формирование общепредметных навыков обработки информации; -формирование навыков анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; -формирование основных универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; -формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; -формирование представления об основных изучаемых понятиях; |
|
Информация и её свойства. Информационные процессы. Всемирная паутина. Представление информации. Единицы измерения информации |
- углубить общие представления об информации и еѐ свойствах; -классифицировать информационные процессы; приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; - приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; строить модель информационного процесса передачи информации; - осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; - определять знаковую систему представления информации; устанавливать общее и различия в естественных и формальных языках. - понимать отличия между непрерывной формой представления информации и дискретной; кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; - свободно оперировать с единицами измерения информации; находить информационный объем сообщения. |
Тема 2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации (7 часов) Формируемые УУД: - Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств -формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. -формирование компьютерной грамотности -формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; -формирование представления об основных изучаемых понятиях; |
|
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. |
- анализировать устройства компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; - называть основные устройства персонального компьютера и их актуальные характеристики; - классифицировать программное обеспечение персонального компьютера и основных его групп, подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; - описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров. -получат представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности; - оперировать объектами файловой системы; -определять назначение элементов пользовательского интерфейса, использовать их для эффективной работы с приложениями. |
Тема 3. Обработка графической информации (4часа) Формируемые УУД: - Формирование понятий: презентация;компьютерная презентация;слайд;шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффекты анимации -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий; -формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. -формирование компьютерной грамотности - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; -целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; |
|
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
|
- правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи - подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи - подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи - создавать мультимедийные презентации - выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. - определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; - создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; - создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
Тема 4. Обработка текстовой информации - 9 часов. Формируемые УУД: - Формирование представления о текстовом редакторе и текстовом процессоре, видах создания документа - Формирование представления о способах ввода информации и ее редактировании - Формирование представления о сохранении документов в различных форматах в зависимости от ее хранения, виды печати документа - Формирование представления о форматировании документа и его параметрах -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий. |
|
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
|
- вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера -анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; - определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; - выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. - создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; - форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); - вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; - выполнять коллективное создание текстового документа; - создавать гипертекстовые документы; - выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251); - использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) Формируемые УУД: - Формирование представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов; - формирование представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями; |
|
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации |
- решать задачи на вычисление объема памяти для записи звуковой и видеоинформации; - использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций; -использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций. -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий. |
№ урока |
Дата(месяц/неделя) |
Тема урока |
Количество уроков |
Примечания (к/р, РС,п/р,л/р и тд) |
1 |
Сентябрь,1 неделя |
Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики |
|
|
Тема 1 . Информация и информационные процессы (9часов) |
||||
2 |
Сентябрь,2 неделя |
Информация и её свойства |
1 |
|
3 |
Сентябрь,3 неделя |
Информационные процессы. Обработка информации |
1 |
|
4 |
Сентябрь,4 неделя |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
1 |
|
5 |
Октябрь,1 неделя |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
1 |
|
6 |
Октябрь,2 неделя |
Представление информации |
1 |
|
7 |
Октябрь,3 неделя |
Дискретная форма представления информации |
1 |
|
8 |
Октябрь,4 неделя |
Единицы измерения информации |
1 |
|
9 |
Ноябрь,1 неделя |
КР № 1 по теме «Информация и информационные процессы» |
1 |
КР № 1 |
Тема 2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации (7 часов) |
||||
10 |
Ноябрь,2 неделя |
Основные компоненты компьютера и их функции |
1 |
|
11 |
Ноябрь,3 неделя |
Персональный компьютер |
1 |
|
12 |
Декабрь, 1 неделя |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
1 |
|
13 |
Декабрь, 2 неделя |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
|
1 |
|
14 |
Декабрь, 3 неделя |
Файлы и файловые структуры |
1 |
|
15 |
Декабрь,4 неделя |
Пользовательский интерфейс |
1 |
|
16 |
Январь,1 неделя |
КР № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». |
1 |
КР № 2 |
Тема 3. Обработка графической информации (4часа) |
||||
17 |
Январь,2 неделя |
Формирование изображения на экране компьютера. |
1 |
|
18 |
Январь,3 неделя |
Компьютерная графика. |
1 |
|
19 |
Январь,4 неделя |
ПР № 1 Создание графических изображений. |
1 |
ПР № 1 |
20 |
Февраль,1 неделя |
КР № 3 по теме «Обработка графической информации». |
1 |
КР № 3 |
Тема 4. Обработка текстовой информации - 9 часов. |
||||
21 |
Февраль,2 неделя |
Текстовые документы и технологии их создания. |
1 |
|
22 |
Февраль,3 неделя |
Создание текстовых документов на компьютере. |
1 |
ПР № 2 |
23 |
Февраль,4 неделя |
Прямое форматирование. |
1 |
ПР № 3 |
24 |
Март,1 неделя |
Стилевое форматирование. |
1 |
ПР № 4 |
25 |
Март,2 неделя |
Визуализация информации в текстовых документах. |
1 |
ПР № 5 |
26 |
Март,3 неделя |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода. |
1 |
ПР № 6 |
27 |
Апрель,1 неделя |
Оценка количественных параметров текстовых документов. |
1 |
|
28 |
Апрель,2 неделя |
Оформление реферата «История вычислительной техники» |
1 |
ПР № 7 |
29 |
Апрель,3 неделя |
КР № 4 «Обработка текстовой информации». |
1 |
КР № 4 |
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) |
||||
30 |
Апрель,4 неделя |
Технология мультимедиа. |
1 |
|
31 |
Май,1 неделя |
Компьютерные презентации. |
1 |
ПР № 8 |
32 |
Май,2 неделя |
Создание мультимедийной презентации. |
1 |
ПР № 9 |
33 |
Май,3 неделя |
Закрепление по теме «Мультимедиа».
|
1 |
ПР № 10 |
34 |
Май,4 неделя |
Годовая контрольная работ |
1 |
|
IV. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.