Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста средствами игровых приемов

Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста средствами игровых приемов

docx
15.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

курсовая.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

Волжский социально-педагогический колледж

 

Предметно-цикловая комиссия педагогических и естественнонаучных дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста средствами игровых приемов»

 

МДК. 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Студент:Арыстангалиева Кадиша Сангалиевна

Группа: ЗзДо-2

Специальность:44.02.01. Дошкольное образование

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Руководитель: Новичкова Нина Ивановна

Дата защиты: «___»___________2019г.

Оценка:__________

 

Волжский, 2019-2020гг.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

1 Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста………………………………………….

 

6

1.1            Значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста…………………………………………………………….

 

6

1.2            Возрастные особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста……………………………………………

 

10

2 Условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей………………………………………………………………

 

18

2.1 Диагностика  сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста………………………………………………………

 

18

2.2 Игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста……………………………………………………

 

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

30

ПРИЛОЖЕНИЕ А –  Протокол результатов диагностики развития культурно-гигиенических навыков…………………………………………..

 

33

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Комплекс игр на формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста………………………….

 

34

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Все исследователи сходятся во мнении, что период раннего возраста – это самый благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Освоение бытовых процессов помогает детям удовлетворить потребность в самостоятельности.

Основы здоровья человека закладывается в раннем детстве. В это время организм ребенка пластичен, он намного чувствительнее к влиянию внешней среды, чем организм взрослого. От того, каковы эти действия, благоприятны они или нет, во многом зависит, как в дальнейшем сложится его здоровье. Огромное значение для охраны и укрепления здоровья ребенка имеет его гигиеническое воспитание. Гигиеническое воспитание является неотъемлемой частью общего воспитания. Это также одна из составных частей культуры человека [11, с. 27].

В основном культурно-гигиенические навыки формируются в младшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что именно в этом возрасте нервная система ребенка очень пластична, а такие действия, как прием пищи, одевание, умывание, повторяются систематически, каждый день и неоднократно. В детском саду детям прививаются следующие навыки: соблюдение чистоты тела, культура еды, поддержания порядка в ближайшей окружающей обстановке. Дети обучаются правильным взаимоотношениям друг с другом и с взрослыми.

Петерина С.В. рассматривает задачу формирования у детей культурно-гигиенических навыков с позиций нравственного воспитания, как составляющую культуры поведения, поскольку здесь формируется у детей самообслуживание - первый вид труда, умение доводить дело до конца, стремление к самостоятельности, поддержанию чистоты тела [19, с. 274].

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста средствами игровых приемов»

Объект исследования – культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.

Предмет исследования – игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.

Цель исследования – определить игровые приемы, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что  формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста;

- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

- рассмотреть значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста;

- выделить возрастные особенности формирования культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;

- подобрать и проанализировать диагностический материал по определению сформированности культурно-гигиенических навыков;

- разработать игровые приемы для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Методологическая основа исследования:

- Проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков детей (Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.);

- Проблема личностно-ориентированного подхода (Ю.К. Бабанский,    Я. Корчак, Л.Г.Татарникова)

- Проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (Ю.А. Афонькина, Л.С. Выготский, А.Р. Малер,                   Л.Ю. Павлова, С.В. Петерина, Г.А. Урунтаева и другие);

- Исследования детской игры (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,                  А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Л.В. Артемова,                С.Л. Новосёлова, Е.В. Зварыгина, Н.Я. Михайленко и другие).

Методы исследования:

- теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в игровой деятельности, обобщение педагогического опыта;

- эмпирические методы - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

Теоретическая значимость: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в игровой деятельности. Разработан комплекс условий, способствующий более успешному процессу формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в игровой деятельности, применены новые способы в руководстве игрой, позволяющие выстроить работу по формированию культурно-гигиенических навыков.

Практическая значимость: разработками данной работы могут воспользоваться педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители дошкольников.

 

 


 

1 Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

1.1 Значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей раннего возраста

Известный педагог Н.М. Щелованов считает, что «режим дня» в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности». Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток. Он предусматривает рациональное чередование сна, бодрствования, а также рациональную организацию всех видов деятельности малыша. Он упорядочивает ритм жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности. Постепенно ребенок начинает хорошо представлять, что и когда он будет делать: утром вставать, днём обедать, гулять, рисовать, вечером ложиться в кровать; ночью спать. Это представление создаёт предпосылки для ориентировки во времени[32, с. 15].

Выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, раздеваться и одеваться и другие. Эти навыки определяют содержание действий человека, подсказывают, что он должен делать в той или иной ситуации.

Виноградова Н.Ф.  и Белостоцкая Е.М. считали, что «режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления»[2, с. 22].

Крупская Н.К.  считает, что «одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» [11, с. 13].

Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды - ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами [25, с. 74].

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы [30, с. 67].

Напомним, что навык - это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает.

Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности [8, с. 149].

Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом [31, с. 89].

В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном - она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи [5, с. 18].

Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:

- бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

- у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;

- формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

- ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

- у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность) [14, с. 372].

С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических правил. Несложные действия позвольте ему совершать самостоятельно, хвалите за каждое, даже незначительное, достижение, и тогда утренний визит в ванную будет вызывать у него положительные эмоции. Не забудьте объяснить ребёнку, зачем нужны эти ежедневные процедуры.

Иногда процедура купания вызывает у малыша стойкое неприятие. Причиной тому могут стать любые отрицательные ощущения, связанные с купанием. Возможно, однажды вода оказалась слишком холодной или, наоборот, чересчур горячей. Ребёнок запомнил это и перестал радоваться такому замечательному ритуалу. Вернуть любовь к купанию поможет весёлое стихотворение [6, с. 132].

Подводя итоги можно говорить о том, что большинство исследователей отмечают необходимость формирования культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте. Это способствует и общему развитию ребенка, и привитию привычки в дальнейшем придерживаться гигиенических норм и здорового образа жизни.

1.2 Возрастные особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Воспитанию культурных и гигиенических навыков у детей способствует благоприятная семейная атмосфера. Такие качества человека как такт, чуткость, уважение к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя. Это касается и гигиенических навыков [28, с. 73].

Отношения ребенка с миром начинают складываться по мере формирования основных навыков. Происходит это, как правило, на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении. Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима [1, с. 59].

 С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых [26, с. 84].

 Начало формирования культурно-гигиенических навыков совпадает со становлением предметной деятельности. Действуя с предметами личной гигиены, у ребенка расширяется сенсорный опыт, идет ознакомление с окружающим миром, реализуется познавательная потребность. Ребенок узнает функции и качества предметов. Происходит развитие познавательных чувств: удивления, радости, удовольствия от познания нового. Это делает познание осознанным, понятия закрепляются в памяти ребенка, идет обогащение словарного запаса. При выполнении разнообразных бытовых действий ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию [32, с. 17]. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива (сделать что-либо для другого), они направлены на самого себя.

Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Взрослым он стремится показать то, чему он научился, ждет от него поддержки, одобрения. Сверстника же сам пытается научить выполнять правильно конкретное действие, дает ему указания, поучает. Выполнение культурно-гигиенических действий дает возможность ребенку сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже он выполняет действие. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. У детей складывается такое личностное новообразование как осознание своего «Я». Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника [17, с. 35].

Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение. Наряду с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой [20, с. 208].

 Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Нужно подтвердить, что малыш правильно понимает общественное требование, и подсказать, как нужно поступить, если он замечает его нарушение. С возрастом, по мере овладения культурно-гигиеническими навыками, ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. Эти правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. Он начинает сдерживать свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели [24, с. 217].  

Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша. В раннем детстве складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым [32, с. 19].

Культурно-гигиенические навыки также совпадают и с развитием воли. Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева считают, что для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия. С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника [3, с. 428].

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых культурно-гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку [7, с. 126].

Коменский Я. А. призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и тому подобное». Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей [13, с. 22].

Мы уже говорили, что культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Именно культура поведения способствует дальнейшей социализации ребенка. А наиболее интенсивно идет социализация ребенка именно в игре. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей. Игра – средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, саморегуляции, переработки впечатлений [22, с. 185].

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

Играя, ребенок младшего дошкольного возраста уточняет свои представления о предметах и явлениях, изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных [17, с. 38].

Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке у них организационных навыков, дисциплинированности, самообладания.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес. Положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями [18, с. 4].

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебные действия в условный план, который создается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний. Важно реализовывать игры так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом [29, с. 76].

Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов.

Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А.  обращают внимание на то, что «Игра не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром».

Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий (подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений). Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре [2, с. 29].

Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек целесообразно использовать сюжетно-ролевую игру. Необходимо обратить внимание на игры малыша, вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить.

Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляют и обогащают детские игры. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.

 

 

 

2 Условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей

2.1 Диагностика  сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

К одним из главных условий формирования культурно-гигиенических навыков относится режим дня и руководство взрослых. Также, немаловажным аспектом является правильная организация пространства, где находится ребенок. Это должно быть светлое, просторное помещение, позволяющее выполнять все режимные составляющие – умывание, прием пищи, сон и прочее [10, с. 673].

Необходимо обеспечить определенный порядок вещей, место хранения игрушек и других предметов обихода и их уборки. Эти условия должны быть постоянными, чтобы ребенок привык к определенной последовательности действий.

Режим дня гарантирует ежедневное повторение последовательных действий и способствует формированию определенных навыков и привычек культуры поведения.

Формирование происходит в большей части в играх, занятиях, труде. Ежедневное повторение режима дня приучает организм ребенка к собственному ритму и тем самым оберегает нервную систему от переутомления. Соблюдение режима дня помогает формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию и дисциплине [23, с. 647].

Основными носителями знаний для ребенка являются взрослые, которые его окружают. Именно поэтому необходимо обеспечить согласованность в действиях, как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях.

Существует множество классификаций методов, одна из них построена на формах мышления, которые определяют характер способов деятельности ребенка в процессе обучения. Основные формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное. Опираясь на данную классификацию, определены и основные методы обучения дошкольников – наглядные, словесные, игровые и практические [2, с. 31].

В раннем возрасте обучение происходит посредством подражания, поэтому большую роль играет личный пример окружающих ребенка взрослых.

Макаренко А.С. писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Основные методы диагностики в детском саду – наблюдение, эксперимент, беседа.

Оценка навыков личной гигиены проводилась на основе следующих критериев:

- при напоминании с по­мощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения;

- вытирает руки насухо;

- моет лицо;

- пользуется индивидуаль­ным полотенцем;

- пользуется носо­вым платком;

- вытирает ноги у входа;

Оценка навыков самообслуживания проводилась на основе следующих критериев:

- снимает и надевает одежду в определенном порядке;

- расстегивает и застегивает пуго­вицы спереди;

- расшнуровывает ботинки;

- складывает одежду;

- замечает неопрятность в одеж­де;

- с помощью взрослых при­водит себя в порядок.

Оценка навыков культуры еды проводилась на основе следующих критериев:

- ест самостоятельно;

- ест опрятно;

- держит ложку в правой руке;

- тщатель­но пережевывает пищу;

- пользуется салфеткой с напоминанием взрослых;

- благодарит после еды [4, с. 153].

Методы диагностики культурно - гигиенических навыков просты. Главным методом является наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, надо провести предварительную работу, составить таблицу «Освоение детьми от одного до семи лет культурно - гигиенических навыков», а затем проанализировать протокол наблюдения (Приложение А). Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса:

- Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу;

- Что важнее для ребёнка процесс или результат;

- Отношение к используемым предметам;

- Проявление самостоятельности ребёнка;

- Как реагирует на столкновение с трудностями;

- Необходим ли контроль взрослого при выполнении действий;

- Умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат;

- Взаимоотношения со сверстниками;

- Взаимоотношения со взрослым [16, с. 51].

Цель такой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогического процесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса.

Для того чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой опыт и специальные знания о ребенке.

В книге «Педагогическая практика в детском саду», авторы              В.П. Дуброва и Е.П. Милашевич в изучении сформированности культурно - гигиенических навыков опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии». Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно - гигиенических навыков [18, с. 5].

2.2 Игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования культурно- гигиенических навыков у детей [3, с. 26]

Процесс формирования культурно - гигиенических навыков эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно- гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.

Эффективным методом формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и как метод воспитания [15, с. 86].

Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, его отношения с людьми. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. В игре, подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни. Различные навыки, приобретенные ребёнком, самостоятельности, культурно - гигиенические навыки и другие, переносятся им в игру. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществить учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений [9, с. 271].

Игры по воспитанию  культурно – гигиенических навыков  проводятся на разные  темы: по обучению  детей  умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию  навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию  навыков культуры  еды и правил поведения за столом.

 Используя разнообразные игры, воспитатель формирует и закрепляет у  детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим  играм.

 Дидактическая  игра  делает процесс обучения более лёгким и  занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для  детей деятельности.

 Для  развития культурно-гигиенических навыков  целесообразно использовать все виды дидактических  игр:

- Настольно-печатные игры. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления  детей об окружающем мире, систематизировать знания,  развивать  мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести  «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.

- Словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить  игра   «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.

- Игры с предметами  (игрушками). Например,  игра   «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление  детей  к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.

 Основная цель дидактических игр по усвоению  культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности  дошкольников [23, с. 649].

 По мнению авторов современных педагогических технологий Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой – для формирования  культурно-гигиенических умений очень подходят игры – эксперименты  (тесно связанные с дидактической деятельностью). Основное действие для ребенка в таких  играх  — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Их цель заключается не только в  развитии у детей  познавательного интереса, но и в практическом закреплении  культурно-гигиенических умений [21, с. 267].

В  играх детей младшего дошкольного возраста  находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей  (парикмахерская, семья, детский сад). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.

 Но наиболее востребованы у малышей игры с куклами, которые являются для них самыми близкими партнерами по игре.

 Чтобы  культурно-гигиенические умения прививались гармонично можно предложить детям следующую сюжетно-ролевую  игру: внести в группу большую куклу, сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем прививают кукле  культурно-гигиенические навыки. Кукла иногда даёт оценку действиям  детей [12, с. 294].

 Таким образом, игры становятся показателем рассматриваемых нами  навыков, а они, в свою очередь, обогащают содержание детских игр.

 Также, для  развития у детей культурно-гигиенических умений полезно использовать игры-драматизации и игры-этюды.

 Подобная деятельность позволяет формировать опыт социальных  навыков  поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для  детей дошкольного возраста  всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на  детей [27, с. 29].

Поскольку разнообразие игр–драматизаций достигается  посредством игровых атрибутов, полезно будет  использовать: настольный и плоскостной театры, резиновые реалистичные игрушки, которые ребенок может удерживать в руках и проводить игровые действия (например, помыть поросенка для игры – этюда  «Купание»); можно использовать театральные  куклы: би-ба-бо, пальчиковые, на ложках и т. д.

 Безусловно, огромную роль в успешном  развитии культурно - гигиенических умений и  навыков у детей играет  взаимодействие педагогов с семьями малышей. Очень важно проводить тематические родительские собрания, размещать стендовые консультации, проводить индивидуальные беседы и анкетирование. А также, полезно вовлекать родителей в участие в  играх, мастер-классах, театрализациях и т. д. Можно, например, на собрании или открытом занятии предложить ситуацию, где взрослый и ребенок поменяются местами и  «мудрый» малыш будет помогать  «несмышленому» взрослому правильно выполнять те или иные  культурно-гигиенические действия [2, с. 38].

При организации любого вида игровой деятельности важно организовать следующие  условия:

- Игровая  среда  должна быть привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий.

- Осваиваемые действия  (следующие в строго установленном порядке) должны быть разделены на ряд операций. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

- Игры должны повторяться. Необходимы многократные упражнения  детей  в действиях с выделением способа и порядка их выполнения  (особенно на начальном этапе обучения).

- Необходима индивидуальная работа с каждым ребенком. Нужно учитывать уровень  развития и темп овладения культурно-гигиеническими навыками.

- Обязателен контроль над освоением  навыков: наблюдение за детьми, мониторинг детского  развития.

- Взрослые должны безукоризненно выполнять все гигиенические и  культурные требования   (как пример для подражания).

- Во время игры необходимо создание положительного эмоционального настроя у  детей.

- Важны  культура  проведения игр с  детьми: эстетика и подбор материалов.

- Будет полезным применение технических  средств обучения: магнитофон, фильмоскоп, подборка дисков, телевизор).

- Также важна правильная организация игр с учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей  детей: подбор мебели по росту, использование динамических минуток, оказание помощи и др. [16, с. 52].

Для работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста мы разработали комплекс игр, подробное описание представлено в приложении Б.

Цель: Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей.

Задачи: 

- Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

- познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни;

- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

- прямое обучение;

- показ;

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей раннего возраста, достаточный практический опыт проведения подобных развивающих игровых процессов, обязательно минимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному).

В результате проведения данных игровых занятий должно увеличиться стремление детей к самообслуживанию. Желание совершенствовать свои навыки в вопросах личной гигиены. Должны улучшиться показатели качества и времени выполнения обучаемым действиям и умениям, а также их общая и слаженная эффективность.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

При решении второй задачи, мы выяснили, что начало формирования культурно-гигиенических навыков совпадает со становлением предметной деятельности. Действуя с предметами личной гигиены, у ребенка расширяется сенсорный опыт, идет ознакомление с окружающим миром, реализуется познавательная потребность. Ребенок узнает функции и качества предметов. Происходит развитие познавательных чувств: удивления, радости, удовольствия от познания нового. Это делает познание осознанным, понятия закрепляются в памяти ребенка, идет обогащение словарного запаса. При выполнении разнообразных бытовых действий ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию.

При решении третьей задачи, мы выяснили, что основные методы диагностики в детском саду – наблюдение, эксперимент, беседа и оценка навыков личной гигиены проводилась на основе определенных критериев.

При решении четвертой задачи мы привели конкретные примеры использования игровых приемов в детском дошкольном учреждении и в семье. Выяснили, что при выборе игры немаловажным становится доступность восприятия и наглядность. Необходимо сделать игру максимально результативной за короткий промежуток времени, вед в раннем возрасте ребенок не способен длительное время концентрироваться на одном предмете или действии.

Для работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста мы разработали комплекс игр, цель которого: Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей.

Условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей раннего возраста, достаточный практический опыт проведения подобных развивающих игровых процессов, обязательно минимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному).

В результате проведения данных игровых занятий должно увеличиться стремление детей к самообслуживанию. Желание совершенствовать свои навыки в вопросах личной гигиены. Должны улучшиться показатели качества и времени выполнения обучаемым действиям и умениям, а также их общая и слаженная эффективность.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1                   Алямовская В.Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2017.

2                   Арушанова, А. Г., Коннова, В. В., Рычагова, Е. С. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников. Детский сад от А до Я: науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. - 2015. - 22-38с.

3                   Багрич, В.Н. Игры, развлечения, загадки, сказки для занятий с детьми 2-7 лет. Познавательная, речевая, игровая деятельность. ФГОС ДО / В.Н. Багрич. - М.: Учитель, 2017. - 593 c.

4                   Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9. - М.: Просвещение,2016. - 273с.

5                   Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 2017. - 95с

6                   Богуславская З.М., Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 207с.

7                   Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателея дет.сада/ Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной.- М.: Просвещение, 2015.- 160 с.

8                   Голубева Л. Г., Лещенко М. В., Печора К. Л.. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М.: Академия, 2017.-192 с.

9                    Губанова, Наталья Игровая деятельность в детском саду / Наталья Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 311 c.

10              Губанова, Наталья Федоровна Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС / Губанова Наталья Федоровна. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 960 c.

11              Гурина И. В. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем: Полезные советы на все случаи непослушания: для работы с детьми до 3 лет. - СПб.: Литера, 2016. - 32 с

12              Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. ФГОС / Деркунская Вера Александровна. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 594 c.

13              Дошкольная педагогика: развитие дошкольника в деятельности: методические рекомендации / авт.-сост. Н.В. Амасович. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. - 49 с.

14              Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Издательство Юрайт, 2016. - 496 с.

15              Зебзеева В. А. Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных организациях: методическое пособие. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, -  2015, - с. 135

16              Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование - 2017 - № 1 - С. 51-52.

17              Ипатова, Ю. Н. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст] / Ипатова, Ю. Н. // Дошкольное образование. – 2018. – № 11. – С. 35 – 39.

18              Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 12 с.

19              Кудрявцева, Е.А. Культурно-гигиенические и трудовые навыки. Алгоритм в картинках. 2-3 года. Наглядно-дидактический комплект / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2016. - 481 c.

20              Курочкина И. Н.  Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Курочкина. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 223 с.

21              Кусова, М.Л. Букварь для дошкольников: моногр. / М.Л. Кусова. - М.: Эксмо, 2019. - 477 c.

22              Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2019. - 368 c.

23              Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 6. - С. 647 – 651

24              Микляева, Н.В. Игра как ведущая деятельность дошкольников / Н.В. Микляева. - М.: АРКТИ, 2016. - 381 c.

25              Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2016. - 102 c.

26              Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета: младшая и средняя группы / сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: Корифей, 2018. – 96 с.

27              Паунова С. Гигиенические навыки - с малых лет // Дошкольное воспитание. - 2016. -№ 11. - С. 67.

28              Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2017. - 96с.

29              Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 141с.

30              Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 96с.

31              Чабовская А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.

32              Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Журнал. Плюс до и после. №6. 2017. - С. 15 - 19.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Протокол результатов диагностики развития культурно-гигиенических навыков

Навык

Критерий

Фамилия, имя ребенка

Навык личной гигиены

моет руки перед едой и после загрязнения;   

 

вытирает руки  насухо;

 

 моет  лицо;

 

пользуется индивидуаль­ным   полотенцем;

 

пользуется носо­вым платком;

 

 вытирает ноги у входа;

 

Навык самообслуживания

снимает и надевает одежду

 

снимает и надевает одежду в определенном порядке;

 

расстегивает и застегивает пуго­вицы спереди;

 

расшнуровывает ботинки;

 

складывает одежду;

 

замечает неопрятность в одеж­де;

 

с помощью взрослых при­водит себя в порядок.

 

 

Навык куль

туры еды

ест самостоятельно;

 

ест опрятно;

 

 держит ложку в правой руке;

 

тщатель­но пережевывает пищу;

 

пользуется салфеткой с напоминанием взрослых;

 

благодарит после еды.

 

Оценка

Уровень

Развития культурно – гигиенических навыков

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Комплекс игр на формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста

Цель: Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей.

Задачи: Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни;

формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

прямое обучение;

показ;

упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

 Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

Что нужно кукле?

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

"Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

"Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава,  Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову. 
Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!"); открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. 

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

 "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

"Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.

Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

"Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

"Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком

Беседы:

Тема: «Умывание каждый день»

Закрепить навыки детей в умывании, в знании туалета и их значении; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу. Беседа. Чтение художественной литературы.

Тема:«Доброе утро, расчёска»

Закрепить навыки пользования расчёской и ухода за ней. Беседа. Чтение художественной литературы. Практическая работа.

Тема: «Личная гигиена»

Познакомить детей с понятием «гигиена» (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными местами) и учить выполнять правила гигиены. Беседа-диалог.

Тема: «Чистое помещение – залог здоровья»

Развивать у воспитанников практические навыки санитарии и гигиены, прививать навыки здорового образа жизни, закрепить основные правила поддержания чистоты в группе, формировать убеждение, что чистое помещение-это залог здоровья. Беседа-диалог.

Тема: «Правила ухода за телом»

Привить навыки здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом. Закрепить основные правила мытья тела, рук и ухода за волосами. Беседа-практикум.

Тема: «Уход за зубами».

Закрепить основные правила ухода за зубами. Прививать навыки личной гигиены. Беседа-практикум

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)