Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры
Оценка 4.6

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры

Оценка 4.6
docx
09.08.2022
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры.docx

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры.

       Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Теперь мы видим, что в основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни 

представлена в стандарте  в виде пяти взаимосвязанных блоков (направлений):

-        создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

-        рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

-        эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

-        реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

       Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.

Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должны сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкальноритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

 

Педагогу следует направлять ребенка к медработнику при:

появлении признаков нарушений со стороны нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тракта;

симптомах острых инфекционных заболеваний;

появлении признаков утомления или снижения остроты зрения;

при недоедании ребенка вследствие плохих социально-бытовых условий семьи;

при наличии признаков физического насилия (кровоподтеки, ссадины);

в случаях алкогольного и/или наркотического опьянения.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Доля вины за сложившееся положение возлагается на школу, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний.

 

В этой связи проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.

 

Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно.

 

Изучение нами ценностных ориентаций подростков показало, что здоровье в иерархии ценностей у подростков занимает 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода», «любовь», что свидетельствует о достаточно низком уровне побуждений к здоровому образу жизни и согласуется с данными психолого-педагогических исследований (М.М. Борисов, А.А. Касаткин, В.Н. Куликов и др.). Для 56,2% подростков значимы функционально-рекреационные ценности, для 23,8 % – духовно-эстетические, для 20% – учебно-ценностные, связанные со здоровым образом жизни. Полученные данные подтверждают необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников.

 

Анализ современных исследований, собственный опыт работы показывают наличие предпосылок формирования ЗОЖ:

понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;

необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников;

недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни;

реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка;

необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.

Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.

 

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

 

Понимание, сущность потребности в здоровом образе жизни требуют осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни». В нашем исследовании под здоровым образом жизни понимается система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различной деятельности (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, к социальной среде, окружающей природе с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы.

 

Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать, на наш взгляд, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

 

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению школьниками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.

 

 

Типичные ошибки допущенные в итоговой контрольной работе:

При выполнении теоретической части заданий повышенного уровня, учащиеся не внимательно прочитывают задания и допускают ошибки при выборе ответов обозначенных картинками (летние, зимние виды спорта). Вместо того, чтобы выбрать виды спорта, ученики просто перечисляют картинки обозначенные в задании. Самый маленький процент (27%) показал результат на вопрос «Как называлось в Древней Греции пятиборье?» базового уровня.

 В задании высокого уровня ребята затрудняются прописывать правила подвижных игр: технику безопасности и инвентарь для занятий.

В практической части итоговой контрольной работы испытывают затруднения в тест-упражнениях на силовую способность (подтягивание на высокой перекладине у мальчиков и низкой перекладине у девочек) и общую выносливость (бег 1 км).

Качество – 100% (3 а класс); базовый – 0%; повышенный– 27, 5%; высокий – 72.5%

Качество - 20% (3 б класс); базовый – 20.6%; повышенный – 62.2%; высокий 17.2%

Контрольная работа по физической культуре в 5-х классах – комбинированная, состоит из практической и теоретической части.

Работа теоретическокой части включает в себя 25 заданий и состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из трех предложенных, все задания базового уровня.

Часть 2 (В) содержит 3 задания с кратким ответом повышенного уровня.

Часть 3 (С) содержит 2 задания, с развернутым ответом высокого уровня.

Практическая работа выполняется обучающими в течение учебного года и включает 4 тест – упражнений:

-бег 30 метров (сек)

-бег 1000 метров (сек)

-прыжок в длину с места (см)

-подтягивание на высокой перекладине (юн), на низкой перекладине (дев).

Типичные ошибки допущенные в итоговой контрольной работе:

В теоретической части контрольной работы учащиеся путают понятия и терминологию типа спортивный инвентарь и одежда по физической культуре.

Больше всего затруднений вызвали вопросы у учащихся: (33%) о правилах личной гигиены и вопрос части В «Спортивный инвентарь по плаванию» - 37%.

Допускают ошибки при описании краткой характеристики спортивных игр: количество игроков, названия продолжительности игр типа тайм, период, четверть и так далее.

В практической части испытывают затруднения в тест-упражнениях на силовую способность (подтягивание на перекладине) и общую выносливость (бег 1 км).


 

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физкультуры

Педагогу следует направлять ребенка к медработнику при: появлении признаков нарушений со стороны нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тракта; симптомах острых инфекционных заболеваний; появлении признаков утомления или снижения…

Педагогу следует направлять ребенка к медработнику при: появлении признаков нарушений со стороны нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тракта; симптомах острых инфекционных заболеваний; появлении признаков утомления или снижения…

Изучение нами ценностных ориентаций подростков показало, что здоровье в иерархии ценностей у подростков занимает 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода»,…

Изучение нами ценностных ориентаций подростков показало, что здоровье в иерархии ценностей у подростков занимает 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода»,…

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с…

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с…

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из трех предложенных, все задания базового уровня

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из трех предложенных, все задания базового уровня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2022