ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Одной из актуальнейших задач образовательной деятельности сегодня является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Идея здоровьесбережения школьников красной нитью проходит в основных документах об образовании в России.
Не секрет, что за годы учебы в школе процент больных детей увеличивается, и только 5 % выпускников, по данным НИИ педиатрии, абсолютно здоровы, Необходимо создать в школе такие условия, чтобы в корне изменить далеко не здоровую ситуацию.
Новый стандарт образования особо направлен на обеспечение сохранения здоровья школьников. Предполагается, что выпускник школы будет осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и безопасного образа жизни. Это очень важно, так как от культуры поведения, образа жизни примерно на 50-55% зависит здоровье человека.
Конечно же, учителя должно постоянно волновать не только знания детей, но и их здоровье, ведь в школе дети пребывают большую половину рабочего дня. Поэтому при планировании своей деятельности я стремлюсь создать такие условия, которые помогают сохранить физическое и психическое здоровье детей. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Эти слова, принадлежащие французскому философу, писателю, мыслителю эпохи Просвещения Жан Жаку Руссо, являются моим педагогическим кредо, которому я стараюсь неуклонно следовать в своей работе с детьми, одной из направлений которой - формирование культуры здоровья учащихся.
Не существует универсальных способов обучения, отвечающих всем требованиям здоровьесберегающих образовательных технологий, но их сочетание позволяет обеспечить комфортные условия образовательной деятельности и ее высокую результативность.
Защита детей от неблагоприятных воздействий на их здоровье лежит в основе выполнения санитарно-гигиенических условий, регламентированных СанПиНом: это и систематическое проветривание класса, соблюдение температурного режима, освещенности, чистоты помещения и рабочего места; соблюдение питьевого режима.
От правильной организации образовательной деятельности, основной формой которой является урок, зависит общее состояние ребенка, его умственная работоспособность и возможность своевременного предупреждения утомления.
Важно, чтобы с самого начала урока, с мотивации дети почувствовали доброжелательность учителя, его позитивное настроение, потому что дети очень чутко воспринимают эмоциональное состояние учителя. И здесь \необходимы личностно-ориентированные технологии, которые помогают учащимся понять личностный смысл, повысить мотивацию к учебе. Стихи, девизы, приветствия, интересные цитаты об учебных предметах, воображаемое путешествие – все эти нетрадиционные формы введения в тему урока вызывают у детей интерес и ожидание нового.
Неукоснительно выполняются требования к уроку с позиции здоровьесбережения: это плавная смена видов деятельности детей
( от 4 до 7 в течение урока) и их длительность по времени (от 7 до 10 минут). Парная, групповая, самостоятельная работа учащихся чередуется не позже чем через 10- 15 минут. А создание проблемных ситуаций, ролевые игры, творческие работы, позволяют детям высказать свое мнение, почувствовать свою самостоятельность, значимость. Не надо забывать, что даже улыбка и смех детей на уроке – это хорошая разрядка, снимающая утомление. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждениях» нацеливает на увеличение двигательной активности учащихся не менее 6 часов в неделю. Именно такой объем, по мнению специалистов, позволяет достичь наиболее высоких показателей умственной работоспособности детей, повышению защитных сил организма, качеству обучения. Основные направления развития двигательной активности учащихся в моем классе - это уроки физической культуры и занятия в спортивных секциях во внеурочное время («большие» формы занятий) и «малые» формы, которые позволяют поддерживать работоспособность школьников на высоком уровне в течение учебного дня. Чтобы войти в учебный ритм, день начинаем с утренней гимнастики, и не забываем о минутках здоровья на протяжении всех уроков. Пальчиковая, кинезиологическая гимнастика, точечный массаж, использование различных предметов для развития тактильных ощущений и сенсорных навыков, физические упражнения на динамической паузе – все это позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей. Оказывается, так называемые малые» формы физического воспитания реализовывают около 40 % суточной нормы двигательной активности детей.
На формирование культуры здоровья учащихся направлена организация и внеурочной деятельности.
В рамках проектной мастерской «Открытие» дети проводят исследования по здоровьесбережению. Проект «Сколько весит здоровье ученика?» помог выяснить: безопасен ли для здоровья вес портфеля ученика и его одноклассников, обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. А в рамках проекта «Быстрая» еда: полезна иль вредна?» дети изучили влияние «быстрых продуктов на здоровье и пришли к выводу: это вкусно, это быстро, но это вредно. Интерес детей к темам проекта позволил им стать победителями конкурса.
В рамках реализации школьной программы “Путь к здоровью” проводим тематические классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, дни здоровья, экскурсии, спортивные мероприятия всех уровней, где мои школьники не только активные участники, но и победители и призеры региональных и всероссийских соревнований. Интерес детей к занятиям в спортивных секциях очень большой.
Мы принимаем самое активное участие в реализации программы «Школьное питание» через участие в проекте «Школьное молоко», изучаем курс «Разговор о правильном питании». Немаловажно, что все дети охвачены горячим питанием, потому что пользу режимного питания понимают и дети, и родители.
На здоровьесбережение, формирование здорового образа жизни школьников направлено и социальное партнерство с детской поликлиникой им. Коваля, Центром здоровья, стоматологической поликлиникой, детскими спортивными школами.
Медицинское обеспечение, оздоровительные процедуры (в том числе кислородный коктейль, фиточай) осуществляются в медблоке и кабинете стоматолога. Использование Комплекса медицинской диагностики «Здоровый ребенок» позволяет быстро оценить степень физической подготовленности детей, обеспечить систему наблюдения, направленную на раннее выявление нарушений здоровья. Регулярные профосмотры проходят на базе ТОГБУЗ "ГДП Коваля г.Тамбова, Центра здоровья.
Участие в исследовании в рамках федеральной целевой программы по теме «Разработка устройства для анализа и функциональной коррекции нарушений зрительной системы школьников» позволяет своевременно выявить детей группы риска в условиях длительной зрительно – напряженной работы.
Сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по культуре здоровья, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни являются целью информационной и профилактической работы, которой я уделяю самое пристальное внимание, вооружая детей и родителей знаниями по профилактике травматизма, правилам дорожного движения, технике безопасности, через просветительские беседы для детей и родителей, инструктажи по технике безопасности, коллективное оформление санбюллетеней, уголков здоровья.
Отслеживание основных показателей развития организма детей в динамике (на начало и конец учебного года), диагностические исследования позволяет мне сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся, установить обратную связь с классом, с родителями, школьными медицинскими работниками, психологом.
И, конечно же, отношение к личному здоровью самого учителя должно служить ученикам примером в формировании их культуры здоровья.
Бесспорно, нет и не может быть какой-то одной единственной уникальной технологии здоровьесбережения. Комплексный подход к обучению школьников позволяет мне положительно решать задачи формирования и укрепления здоровья учащихся, добиться положительных результатов: в моем классе это и снижение уровня простудных заболеваний, повышение удовлетворенности учащихся школьной жизнью, увеличение количества учащихся, отнесенных к 1 группе здоровья и основной физкультурной группе.
Профессионализм педагога, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка. Ведь, как писал еще В.А.Сухомлински: «От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.