Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»
Утверждена приказом директора
МКОУ «Школа – сад № 16 г. Алзамай»
приказ № __ от ________г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Логика и комбинаторика»
(направление: общеинтеллектуальное)
срок реализации 4 года
Составитель:
Белая В.А.
учитель начальных классов
Алзамай, 2021
Структура программы
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм, организации и видов деятельности.
III. Тематическое планирование.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика и комбинаторика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.), авторской модульной программы «СТЕМ – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» модуль «Логика и комбинаторика» доктора психологических наук, кандидата педагогических наук, профессора М.А. Романовой.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические и комбинаторные задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1.Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация и др.
2.Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
3.Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Организационно – педагогические условия
Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. 1академический час в неделю в 1,2,3, 4 классах. В 1 классе 33 учебные недели, во 2,3, 4 классах – 34 учебные недели. Всего за 4 года 135 час.
Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
-Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
-Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
-Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
-Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
-Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
1-2 год обучения
Обучающиеся должны знать:
· знать и различать понятия – «единица измерения величины», «измерение величины», «числовое значение величины»;
· знать объекты обладающие свойством «иметь длину»;
· знать величины –масса, время, длина, ширина, высота, объем, время, скорость и др.
· знать нестандартные методы решения различных математических задач;
· знать основные свойства геометрических фигур разных типов;
· знать логические приемы, применяемые при решении задач;
· знать алгоритм быстрого устного счета в пределах 20, 100.
Обучающиеся должны уметь:
· систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
· применять прямое измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки;
· решать задачи на поиск недостающих предметов путём применения зрительного и мыслительного анализа;
· анализировать, проверять правильность вывода;
· сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.
3-4 год обучения
Обучающиеся должны знать:
· Обширный материал, который был пройден в прошлые годы.
· Знать основные понятия – «классы и разряды», «дроби», «доли», «Таблица Пифагора».
· Знать и различать объемные геометрические тела и геометрические тела на плоскости.
· Знать свойства чисел, множество натуральных чисел.
Обучающиеся должны уметь:
§ Проводить исследование, сравнивать и доказывать правильность выполнения задания;
§ Читать, записывать, сравнивать дроби;
§ Находить долю числа и число по его доли;
§ Определять дробь от числа и число по его дроби;
§ Выполнять внетабличное сложение и вычитание в пределах 1000;
§ Находить информацию по заданному основанию;
§ Понимать информацию, представленную в разных видах - словесную, в виде таблицы, диаграммы.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание учебных занятий
1-2 год обучения
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1 |
Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике. |
1 ч |
Знакомство с основными понятиями курса внеурочной деятельности.
|
2 |
Геометрическое этюды |
8 ч |
Геометрическое исследование, конструирование, преобразование и комбинирование фигур, изображение фигур на чертеже, умение выполнять в необходимых случаях измерения. Графические диктанты. Выявление закономерности расположения предметов и фигур.
|
4 |
Волшебная величина |
10 ч |
Наложение, одновременное помещение предметов в каждую руку или чаши весов, помещение объемного тела внутрь полого для сравнения объемов. Измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки. Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. |
5 |
Мир чисел Живой счет |
7 ч |
Формирование сознательного счета и прочных вычислительных навыков. Развитие комбинаторного мышления. Упрощение числовых выражений. Задачи-шутки, решение задач на материале сказок. Выбор рациональных способов сложения и вычитания в пределах 20. Комбинаторные задания, связанные с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 20. Быстрый счет в пределах 20. Искусство счета в пределах 20.
|
6 |
Калейдоскоп информации |
7 ч +/- 1 ч |
Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. |
|
Итого |
33-34 ч |
|
Содержание учебных занятий
3-4 год обучения
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1 |
Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике. |
1 ч |
Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Повторение изученного материала, пройденного в прошлые годы. Знакомство с основными видами математических задач.
|
Геометрические этюды |
10 ч |
Геометрическое исследование, конструирование, преобразование и комбинирование фигур, изображение фигур на чертеже, умение выполнять в необходимых случаях измерения. Объёмные фигуры, фигуры на плоскости. Построение фигур. Пересечение фигур. Чтение графической информации. |
|
2 |
Волшебная величина |
6ч |
Прямое измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки. Прямое измерение с помощью инструментов. Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. |
3 |
Мир чисел Живой счет |
10 ч |
Числа, свойства чисел, множество натуральных чисел, натуральный ряд чисел, система счета. Галерея числовых диковинок. Как вели миллион. Сравнение чисел. Доли и дроби. Формирование сознательного счета и прочных вычислительных навыков. Развитие комбинаторного мышления. Упрощение числовых выражений. Таблица Пифагора и арифметические курьезы. Решение логических задач. Быстрый счет в пределах 100, 1000. Искусство счета в пределах 100, 1000.
|
4 |
Калейдоскоп информации |
7 ч |
Таблицы, диаграммы (столбчатые, круговые, фигурные), графические изображения, линейные графики. Графики, числовые и координаторные лучи, закономерности и вероятность событий.
Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. |
|
Итого |
34 ч |
|
Формы организации и виды деятельности
Формы организации занятий
Ø Занятие
Ø Игра
Ø Индивидуальная работа
Ø Групповая работа
Ø Беседа
Нестандартные:
Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, конкурсов, диагностических заданий.
Механизм отслеживания результатов представлен:
■ Контрольными уроками;
■ Индивидуальными и групповыми просмотрами снятых работ;
■ Анализом эскизов, рисунков, творческих работ.
Формой подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности является участие в фестивалях, смотрах, конкурсах.
III. Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
в том числе |
||||
теория |
практика |
||||||
|
|
|
|||||
1. |
Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике |
1 |
1 |
|
|||
Геометрические этюды (8ч) |
|
||||||
2-3 |
Геометрические фигуры |
2 |
1 |
1 |
|||
4-5 |
Аппликация из геометрических фигур |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
6-7 |
Геометрическая мозаика (конструирование) |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
8-9 |
Волшебная «Симметрия» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
Волшебная величина (10ч) |
|
||||||
10 |
Знакомство с величиной - длина |
1 |
1 |
|
|||
11-12 |
Единицы длины |
2 |
1 |
1 |
|||
13 |
Знакомство с величиной – масса |
1 |
1 |
|
|||
14-15 |
Единицы массы |
2 |
1 |
1 |
|||
16 |
Знакомство с величиной – время. |
1 |
1 |
|
|||
17-18 |
Единицы времени |
2 |
1 |
1 |
|||
19 |
Обобщение «Клуб веселых величин» |
1 |
|
1 |
|||
Мир чисел. Живой счет. (7ч) |
|
||||||
20 |
Магия Чисел |
2 |
1 |
1 |
|||
22 |
Думай, считай, отгадывай |
1 |
|
1 |
|||
24 |
Искусство счета в пределах 10 |
1 |
1 |
1 |
|||
25 |
Быстрый счет в пределах 10 |
1 |
|
1 |
|||
26 |
Интеллектуальный марафон «Мир чисел» |
1 |
|
1 |
|||
Калейдоскоп информации (7ч) |
|
||||||
27 |
Игра «Запутанные маршруты» |
1 |
|
1 |
|||
28 |
Клуб веселых математиков |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
29 |
Графический диктант. |
1 |
|
1 |
|||
30 |
Решение комбинаторных задач. |
1 |
|
1 |
|||
31 |
Затейные задачи |
1 |
|
1 |
|||
32 |
Игра «Танграмм» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
33 |
Разгадывание арифметических ребусов |
|
|
|
|||
Итого |
33 часа |
|
|
||||
2 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
в том числе |
|||
теория |
практика |
|||||
|
|
|
||||
1. |
Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике |
1 |
1 |
|
||
Геометрические этюды (8ч) |
|
|||||
2 |
Пространство и равномерность |
2 |
1 |
1 |
||
4 |
Конструирование |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
6 |
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
8 |
Симметрия |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
Волшебная величина (10ч) |
|
|||||
10 |
Знакомство с величиной - длина |
1 |
1 |
|
||
11 |
Практическая работа № 1. «Измерение длины» |
1 |
|
1 |
||
12 |
Знакомство с величиной – масса |
1 |
1 |
|
||
13 |
Практическая работа №2 «Измерение массы» |
1 |
|
1 |
||
14 |
Знакомство с величиной – время. |
1 |
1 |
|
||
15 |
Практическая работа №3 – «Определяем время» |
1 |
|
1 |
||
16 |
Знакомство с величиной – объем. |
1 |
1 |
|
||
17 |
Практическая работа №4 «Измерение объема» |
1 |
|
1 |
||
18 |
Знакомство с величиной – площадь. |
1 |
1 |
|
||
19 |
Практическая работа № 5 «Измерение площади» |
1 |
|
1 |
||
Мир чисел. Живой счет. (7ч) |
|
|||||
20 |
Задачи - шутки |
2 |
1 |
1 |
||
22 |
Задачи в сказках |
1 |
|
1 |
||
24 |
Искусство счета в пределах 20 |
1 |
1 |
1 |
||
25 |
Быстрый счет в пределах 20 |
1 |
|
1 |
||
26 |
Математическая викторина |
1 |
|
1 |
||
Калейдоскоп информации (7ч) |
|
|||||
27 |
Нестандартные задачи. |
1 |
|
1 |
||
28 |
Головоломки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
29 |
Графический диктант. |
1 |
|
1 |
||
30 |
Решение комбинаторных задач. |
1 |
|
1 |
||
31 |
Решение логических задач. |
2 |
|
2 |
||
32 |
Знакомство с правилами заполнения магических квадратов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
33 |
Разгадывание арифметических ребусов |
|
|
|
||
Итого |
34 часа |
|
|
|||
3 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
в том числе |
||||
теория |
практика |
||||||
|
|
|
|||||
1. |
Введение. |
1 |
1 |
|
|||
Геометрические этюды (10ч) |
|
||||||
2 |
Видимые и невидимые поверхности геометрических тел |
2 |
1 |
1 |
|||
3-4 |
Пересечение фигур |
2 |
1 |
1 |
|||
5-6 |
Чтение графической информации |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
7 |
Пересечение лучей |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
8 |
Пересечение отрезков |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
9 |
Окружность. Круг. Шар. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
10-11 |
Построение окружности по определенным условиям |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
Волшебная величина (6 ч) |
|
||||||
12 |
Единицы длины. Километр. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
13 |
Решение задач по теме: «Единицы длины» |
1 |
|
1 |
|||
14 |
Единицы массы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
15 |
Решение задач по теме: «Единицы массы» |
1 |
|
1 |
|||
16 |
Единицы времени. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
17 |
Решение задач по теме: «Единицы времени» |
1 |
|
1 |
|||
Мир чисел. Живой счет. (10ч) |
|
||||||
18-19 |
Множество натуральных чисел |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
20-21 |
Классы и разряды чисел |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
22-23 |
Галерея числовых диковинок |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
24-25 |
Удивительное сравнение чисел |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
26-27 |
Искусство счета в пределах 1000. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
28-29 |
Счет десятками, сотнями |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
Калейдоскоп информации (7ч) |
|
||||||
30-31 |
Таблицы |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
32-33 |
Диаграммы |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
34 |
Математический марафон «Знаю всё». |
1 |
|
1 |
|||
|
|
|
|||||
Итого |
34 часа |
|
|
||||
4 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
в том числе |
||||
теория |
практика |
||||||
|
|
|
|||||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|||
Геометрические этюды (10ч) |
|
||||||
2 |
Шар. Круг как сечение шара |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
3 |
Окружность как граница круг |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
4 |
Радиус окружности |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
5 |
Построение окружностей по определённым условиям |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
6 |
Цилиндр – тело вращения |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
7 |
Конус – тело вращения |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
8 |
Шар – тело вращения |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
9 |
Усечённый конус |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
10 |
Параллелепипед и пирамида |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
11 |
Чтение графической информации |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
Волшебная величина (6 ч) |
|
||||||
12-13 |
Измерение величин без инструментов |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
14-15 |
Измерение величин с помощью отвлеченной мерки |
2 |
1 |
1 |
|||
16-17 |
Урок – практикум «Измерение величин» |
2 |
|
2 |
|||
Мир чисел. Живой счет. (10ч) |
|
||||||
18 |
Числовые выражения |
1 |
0,5 |
1,5 |
|||
19 -20 |
Упрощение числовых выражений |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
21 |
Классы и разряды чисел |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
22 |
Миллион |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
23-24 |
Доли и дроби |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
25-26 |
Искусство счета в пределах 1000, 10000000 |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
27 |
Счет десятками, сотнями, тысячами. |
1 |
|
1 |
|||
Калейдоскоп информации (7ч) |
|
||||||
28 |
Столбчатые диаграммы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
29 |
Круговые диаграммы |
1 |
|
1 |
|||
30 |
Фигурные диаграммы |
1 |
|
1 |
|||
31 |
Пропорции и отношения |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
32 |
Числовые и координаторные лучи |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
33 |
Закономерность и вероятность событий |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
34 |
Урок – практикум «Презентация диаграмм» |
1 |
|
1 |
|||
|
|
|
|||||
Итого |
34 часа |
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.