Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 «А» классе МАОУ СОШ №2 ст. Выселки на базе центра гуманитарных и цифровых технологий «Точка Роста». Дата: 20. 09. 2021 г.
Педагог: Гнатенко Ирина Алексеевна
Направление внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальное
Программа внеурочной деятельности: Шахматы
Форма организации занятия: Клуб
Виды внеурочной деятельности: Познавательная
Тема: «Ценность шахматных фигур»
Цель: сформировать систему новых понятий о ценности шахматных фигур, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний с использование ИКТ.
Планируемые результаты:
Личностные: личностные представления о значимости умения играть в шахматы; стремление к самообразованию, анализу своих действий.
УУД: Познавательные: формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в паре;
Предметные: закрепить основные приёмы игры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, в работе с игровой программой.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивный комплекс, презентация, карточки с заданиями, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту)
Ход занятия:
Деятельность учителя |
Содержание |
Использование оборудования |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Вступительная часть |
||||
Создание эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации доверия.
Регулировка деятельность детей. Подготовка детей к самостоятельной работе. Создание условия для возникновения внутренней потребности детей включения в деятельность («хочу», «могу», «надо»). |
- Добрый день! Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать.
-Прежде чем начнём работать, давайте проведём разминку.
Игра «Волшебный сундучок» -В коробках лежат шахматные фигуры. Ваша задача дать название фигурам.
- Все справились с заданием. Молодцы! |
Шахматные фигуры |
Организовывают свое рабочее место под руководством учителя. Активное слушание.
Слушают учителя. Определяют фигуры. |
Личностные результаты: Формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: - прогнозирование предстоящей работы; - формирование умения высказывать своё предположение; - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - развитие умения строить речевое высказывание; - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения работать в коллективе. |
2. Основная часть |
||||
Побуждение учащихся к получению новой информации.
Обсуждение мультфильма
Диалог ученика и учителя.
Подготовка к формулировке цели и темы.
Побуждение учащихся к получению новой информации.
Оказание индивидуальной помощи каждому ученику.
Осуществление контроля и качественной оценки деятельности учащихся.
Оказание индивидуальной помощи каждому ученику
Организация самостоятельной работы учащимися Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Организация и выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными |
- Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих занятиях. -А чтобы вы могли сами оценить свою работу на занятии, вам помогут наши друзья – шахматные фигуры. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку с изображением пешки. -Чтобы заработать больше баллов, нам нужно активно, но по правилам включиться в игру.
Просмотр мультфильма. - Сейчас мы посмотрим мультфильм «Фиксики-шахматисты».
-Победа в каждом виде спорта требует от спортсмена развития различных способностей: силы, выносливости, ловкости. Так и в шахматах, фигуры по своим характеристикам различны. у каждой фигуры своя роль, своя значимость.
-Как вы считаете, какая цель стоит перед нами? - Узнать ценность каждой шахматной фигуры. -Какая тема нашего занятия?
3.Изучение нового материала. -Казалось бы, что можно уже начинать играть, но, как и в любой игре, в любом виде спорта есть свои тонкости, особенности. Давайте вместе постараемся разобраться в них. Пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток. Раз шахматы – это маленькая Страна, в которой своя жизнь, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными. Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур. Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске. Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки? Во сколько же раз одна фигура слабее или сильнее другой? Итак, ценность шахматных фигур измеряется в пешках.
-Эти сведения будут вам полезны на первых порах. С опытом вы поймёте, ценность каждой фигуры зависит от ситуации. Давайте выполним задание, связанное с ценностью фигур. - ценность короля трудно измерить, его нельзя потерять- его надо охранять. Запомните: основную роль играет в шахматах король: король бесценен – так и знай. погиб король – игру ты сдай. 4. Физминутка: Игра «Куча мала». -А теперь, мы с вами посмотрим, как вы запомнили новый материал. - Перед нами шахматные доски. - Как называют друг друга игроки?(противники, а можно партнёры) -Перед нами карточки с цифрами их нужно разложить вместо фигур согласно их номинальной стоимости, чья пара быстрее расставит фигуры на поле. (работа в парах; каждая пара расставляет фигуры на свою шахматную доску из общей кучи).
5. Рефлексия: Шахматные задачи -Перед нами карточки с примерами, но вместо цифр здесь фигуры, необходимо вписать фигуру так чтобы получилось равенство. -А теперь я вам предлагаю на практике применить полученные знания. Пересаживаемся за ноутбуки. Потренируемся решать шахматные задачи на платформе Lichess.org |
Презентация на интерактивной доске
Показ мультфильма на интерактивной доске
Презентация на интерактивной доске
Игра детей за шахматными досками.
Игра детей на ноутбуках на платформе Lichess.org |
Учащиеся разгадывают загадки, кроссворды.
Просматривают отрывок из мультфильма. СМ. ССЫЛКУ Отвечают на вопросы, обращаются к своему жизненному опыту, высказывают своё мнение.
Ставят цель занятия. - узнать ценность каждой шахматной фигуры. Формулируют тему занятия.
Учащиеся сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.
Работа в паре.
Самостоятельно выполняют типовые задания по новой теме..
Выявляют причины ошибок и их исправление.
Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. |
Коммуникативные УУД: Развитие умения слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: Планирование учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: Формирование умения работать в коллективе.
Регулятивные УУД: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: Формирование умения на основе своего опыта.
Регулятивные УУД: Формирование навыков контроль, оценки знаний.
|
6. Заключительная часть |
||||
Привлекаю детей к оценке своей работы. Определение уровня решения каждым ребёнком поставленных учебных задач. Вызываю у детей чувство удовлетворенности результатами урока.
|
- Что вы сегодня нового узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось? - А над чем нам надо поработать? Подведение итогов. -Переведем заработанные пешки в другие более ценные шахматные фигуры. – Сюрпризы от кружка «3Д моделирования» - 3Д шахматные фигуры. -Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране. Занятие окончено. До свидания! |
Призы от кружка «3Д моделирования» - 3Д шахматные фигуры |
Отслеживают степень выполнения своей работы. Делятся впечатлениями. выстраивают собственные высказывания. Подсчитывают заработанные рубли (пешки), обменивают на соответствующую шахматную фигуру. |
Личностные УУД: Осознание значимости своей работы.
Коммуникативные УУД: Развитие умения строить речевые высказывания.
Регулятивные УУД: Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.