Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.
Оценка 4.8

Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.

Оценка 4.8
docx
08.11.2023
Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.
применение кейс-технологии.docx

Применение кейс технологии «Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения»

                                                                      Буданова Светлана Николаевна

                                                                      учитель начальных классов

                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                 ОГАОУ многопрофильного лицея №20

 

Учение только тогда становится радостным

и привлекательным, когда ученики сами учатся:

проектируют, конструируют, исследуют,

открывают, т.е. познают мир

в полном смысле этого слова.

Вяземский Е. Е

В обновлённом стандарте и в Федеральной рабочей программе усилено внимание к овладению младшими школьниками литературоведческими терминами и понятиями, введён перечень литературных понятий, которые необходимо использовать при анализе текста.

В ФРП прописаны требования к уровню знаний выпускников начальных классов. К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

˗ различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

˗ различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

˗ соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

 ˗ владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

˗ характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

˗ находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значениях, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

˗ осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ).

 

Недостаточное количество в учебниках заданий, помогающих сформировать указанные литературоведческие понятия, позволяет обратиться к данному вопросу.

 

Введение литературоведческих терминов и понятий в учебный процесс должно проходить постепенно. Результатом этого процесса должна стать сначала общая ориентация обучающихся в используемой терминологии, потом переход от её понимания на уровне пассивного словаря до умения самостоятельно пользоваться в диалоге при ответе на вопрос, построении рассуждения, приведении примеров из литературы.

Очень важно не предлагать детям формально запоминать характеристику термина (понятия), так как его осознание приходит в процессе систематического оперирования им при выполнении специально подобранных упражнений.

 

Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке на примере конкретного текста.

Дотекстовый этап

-Перед Вами текст. Посмотрите, кто автор этого текста. Знакомы ли Вы с его произведениями? О ком или о чём обычно пишет автор?

-Прочитайте название текста. Определите по названию, о чём пойдёт речь.

Текстовый этап

-Прочитайте выразительно текст (можно использовать чтение по ролям или чтение по цепочке), обращая внимание на сравнения, эпитеты, олицетворения и метафоры. 

Послетекстовый этап

- Что вызвало улыбку у Вас при чтении текста?

- Знакомы ли Вам герои рассказа? Где Вы с ними уже встречались? Назовите произведения.

- Отметьте утверждения, с которыми Вы согласны:

·         Чтобы говорить одинаково, надо договариваться.

·         Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать.

·         Надо говорить правду.

·         Не надо перед школой играть во дворе или на катке.

·         Надо придумывать так, чтобы похвалили.

- В каком утверждении выражен смысл текста? Почему?

·         Чтобы говорить одинаково, надо договариваться.

·         Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать.

·         Надо говорить правду.

·         Не надо перед школой играть во дворе или на катке.

·         Надо придумывать так, чтобы похвалили.

·         Верных утверждений нет.

- Объясните, почему на два предыдущих вопроса Вы ответили по-разному?

- Определите тему текста.

- Определите главную мысль текста.

- К какому жанру можно отнести этот текст? Обоснуйте свой ответ.

 - Рассмотрите два кроссворда. Чем они отличаются? 

Оцените свои силы и подумайте, какой кроссворд Вы хотите решить. Разгадайте выбранный кроссворд.

 

 

 

1.   Чего не хватало на воротнике Мишки?

2.   Что лучше: правда или вернее сговариваться?

3.   Какой подарок готов был подарить дедушка спасённого мальчика, о котором рассказывал Мишка?

4.   Какая игра так увлекла ребят, что они опоздали в школу?

5.   Кто предложил придумать уважительную причину?

6.   Как правильно записать глагол, в котором ошибся Валерка?

 

1.Построение произведения, порядок изложения событий, расположение частей.

2.Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему  или внутреннему сходству.

3.Образ героя в художественном произведении с ярко выраженными индивидуальными способностями (отношение к себе и людям, поведение, речь, манеры, жесты, портрет и т.д.).

4.Предмет повествования, то, что писатель изображает, о чём пишет в произведении. 5. Слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве  или сравнении, часто скрытом.

5.Каждая часть художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия.

6.Создатель какого-либо произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.

Слова для справок: характер, метафора, автор, эпизод, тема, сравнение, композиция.

-   Объясните значение устойчивых выражений (фразеологизмов), встретившихся  в прочитанном тексте.

ü схватились за голову

ü на душе кошки скребли

ü как по писаному

-   Найдите в тексте 

ü сравнение

ü эпитет 

-   Разделите текст на части и составьте план: 1- вариант – вопросный, 2 вариант – номинативный. Обсудите в группах полученные варианты, поменяйтесь планами  и подготовьте пересказ текста, опираясь на план одноклассника.

-   Почему автор придумал, чтобы мальчики раздельно вошли в класс?

-   Почему Раиса Ивановна ахнула, когда Дениска вошёл в класс?

-   Почему у Дениски «скребли кошки» после его рассказа?

-   Как отреагировала Раиса Ивановна на рассказы мальчиков?

-   Как можно охарактеризовать мальчиков, учителя и детей в начале и в конце произведения. Заполните таблицу.

 

Сначала

Потом

Дениска и Мишка

 

 

Раиса Ивановна

 

 

Одноклассники

 

 

 Слова для справок: весёлые, строгая, безответственные, насмехающиеся, разочарованная, озабоченные, обеспокоенные, боязливые, задумчивые, волнующаяся, осуждающие.

-   Какие мысли были у мальчиков в последней части произведения? Одинаково их мнение? 

-   Если бы автор убрал записку Мишки, мнение Дениса было бы верным?

-   Чьего мнения придерживаетесь Вы? Почему?

-   Чему учит рассказ?

-   Посмотрите короткометражный художественный телевизионный фильм режиссёра Евгения Татарского «Пожар во флигеле». Чем отличается содержание фильма  от рассказа?

Работа с предложенным кейсом способствует достижению личностных результатов:

1.гражданско-патриотическое воспитание:

- первоначальные представления о человеке как члене общества,  о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,  о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2.духовно-нравственное воспитание:

- освоение опыта человеческих взаимоотношений;

- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.

Выполнение заданий кейса способствует формированию метапредметных результатов:

3.познавательные универсальные учебные действия         

- работа с информацией:

·         находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

·         распознавать достоверную и недостоверную информации самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

4.коммуникативные универсальные учебные действия

-   общение:

·         воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции  в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

·         проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

·         признавать возможность существования разных точек зрения;

·         корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

·         строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

        5.регулятивные универсальные учебные действия

- самоорганизация:

·         планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

·         выстраивать последовательность выбранных действий.

Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов:

·         понимать       содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные)  к познавательным и художественным текстам;

·         владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:

1. определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

- участвовать             в          обсуждении   прослушанного/прочитанного произведения:     

·         строить          монологическое        и          диалогическое           высказывания  с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

·         составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

 

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

— Ровно два.

Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали!

Я подхватил портфель и закричал:

— Бегом давай, Мишка!

И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.

Мишка сказал:

— Не торопись, теперь уже все равно опоздали.

Я говорю:

— Ох, влетит… Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.

Мишка говорит:

— Надо её придумать. А то на совет отряда вызовут. Давай выдумаем поскорее!

Я говорю:

— Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.

Но Мишка только фыркнул:

— У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?

Я говорю:

- Что же делать? Прямо не знаю… Ой, вызовут на совет и родителей пригласят!.. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

Мишка говорит:

— Это как?

— Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребёнка из этого пожара вытащили, понял?

Мишка обрадовался:

— Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то ещё лучше сказать, как будто лёд на пруду проломился, и ребенок этот — бух!.. В воду упал! А мы его вытащили… Тоже красиво!

— Ну да, — говорю я, — правильно! Но пожар всё-таки лучше!

— Ну нет, — говорит Мишка, — именно что лопнувший пруд интереснее!

И мы с ним ещё немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе. А в раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит:

— Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь воротник без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Все равно уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!

Я сказал Мишке:

— Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?

Но тетя Паша шуганула меня:

— Иди, иди, а он за тобой! Марш! 

И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:

— «Птенцы пищат…»

А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами:

«Птенцы пестчат…»

Я не выдержал и рассмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:

— Можно войти, Раиса Ивановна?

— Ах, это ты,  Дениска, — сказала Раиса Ивановна. — Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?

Я вошёл в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:

— Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

А я ещё ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, всё подряд, только чтобы время протянуть:

— Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоем мы, вместе с Мишкой… Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.

А Раиса Ивановна:

— Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!

А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:

— Мы с Мишкой. Да. Вот… Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.

Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко — Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих «птенцов». А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

— Тише, — сказала она, — дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?

А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:

— Там пожар был!

И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:

— Где пожар?

А я:

— Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит – прямо клубами. А мы идём с Мишкой мимо этого… как его… мимо чёрного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припёр. Вот. А мы идём! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы её за руки, за ноги – спасли. А тут её мама прибегает, говорит: «Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу». А мы с Мишкой говорим: «Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята». Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?

Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьёзные и счастливые.

Она сказала:

— Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди…

И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошёл потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.

— Входи, — сказала она, — входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

— Ещё как! — говорит Мишка. — Боялся, что вы заругаетесь.

— Ну, раз у тебя уважительная причина, — говорит Раиса Ивановна, — ты мог не волноваться. Всё-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.

— Ч-ч-человека? — говорит Мишка и даже заикается. — С…с…спасли? А кк…кк…кто спас?

Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:

— Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться… Я уже все рассказал!

И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже всё наврал и чтобы он не подвёл! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу — он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.

— Ну зачем ты это! Ерунда какая…

И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чём не бывало и давай тетради  раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут чёрт всё-таки дёрнул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:

— А он вовсе не тяжёлый был. Кило десять — пятнадцать, не больше…

Раиса Ивановна говорит:

— Кто? Кто не тяжёлый, кило десять — пятнадцать?

— Да мальчишка этот.

— Какой мальчишка?

— Да которого мы из-подо льда вытащили…

— Ты что-то путаешь, — говорит Раиса Ивановна, — ведь это была девочка! И потом, откуда там лёд?

А Мишка гнёт своё:

— Как — откуда лед? Зима, вот и лёд! Все Чистые пруды замёрзли. А мы с Дениской идем, слышим — кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лёд что? Лёд, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги — и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить…

Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, ещё лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врёт и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьём:

— Ну, тут дедушка нам говорит: «Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку». А мы говорим: «Не надо, мы скромные ребята!»

Я не выдержал и крикнул:

— Только это был пожар! Мишка перепутал!

— Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты всё позабыл.

А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают. Раиса Ивановна ка-ак хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.

Раиса Ивановна говорит:

— Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.

И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: «Вот видишь, надо было говорить правду!»

А он прислал ответ: «Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться».

                                                                              Виктор Драгунский

 

 

 

 


 

Применение кейс технологии «Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения»

Применение кейс технологии «Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения»

Очень важно не предлагать детям формально запоминать характеристику термина (понятия), так как его осознание приходит в процессе систематического оперирования им при выполнении специально подобранных упражнений

Очень важно не предлагать детям формально запоминать характеристику термина (понятия), так как его осознание приходит в процессе систематического оперирования им при выполнении специально подобранных упражнений

Чего не хватало на воротнике Мишки? 2

Чего не хватало на воротнике Мишки? 2

Найдите в тексте ü сравнение ü эпитет -

Найдите в тексте ü сравнение ü эпитет -

Работа с предложенным кейсом способствует достижению личностных результатов: 1

Работа с предложенным кейсом способствует достижению личностных результатов: 1

· понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным и художественным текстам; · владеть элементарными умениями анализа и…

· понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным и художественным текстам; · владеть элементарными умениями анализа и…

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Ах, это ты, Дениска, — сказала

Ах, это ты, Дениска, — сказала

Ч-ч-человека? — говорит Мишка и даже заикается

Ч-ч-человека? — говорит Мишка и даже заикается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2023