Применение кейс технологии «Формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения»
Буданова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ОГАОУ многопрофильного лицея №20
Учение только тогда становится радостным
и привлекательным, когда ученики сами учатся:
проектируют, конструируют, исследуют,
открывают, т.е. познают мир
в полном смысле этого слова.
Вяземский Е. Е
В обновлённом стандарте и в Федеральной рабочей программе усилено внимание к овладению младшими школьниками литературоведческими терминами и понятиями, введён перечень литературных понятий, которые необходимо использовать при анализе текста.
В ФРП прописаны требования к уровню знаний выпускников начальных классов. К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
˗ различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
˗ различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
˗ соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
˗ владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
˗ характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
˗ находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значениях, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
˗ осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ).
Недостаточное количество в учебниках заданий, помогающих сформировать указанные литературоведческие понятия, позволяет обратиться к данному вопросу.
Введение литературоведческих терминов и понятий в учебный процесс должно проходить постепенно. Результатом этого процесса должна стать сначала общая ориентация обучающихся в используемой терминологии, потом переход от её понимания на уровне пассивного словаря до умения самостоятельно пользоваться в диалоге при ответе на вопрос, построении рассуждения, приведении примеров из литературы.
Очень важно не предлагать детям формально запоминать характеристику термина (понятия), так как его осознание приходит в процессе систематического оперирования им при выполнении специально подобранных упражнений.
Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке на примере конкретного текста.
Дотекстовый этап
-Перед Вами текст. Посмотрите, кто автор этого текста. Знакомы ли Вы с его произведениями? О ком или о чём обычно пишет автор?
-Прочитайте название текста. Определите по названию, о чём пойдёт речь.
Текстовый этап
-Прочитайте выразительно текст (можно использовать чтение по ролям или чтение по цепочке), обращая внимание на сравнения, эпитеты, олицетворения и метафоры.
Послетекстовый этап
- Что вызвало улыбку у Вас при чтении текста?
- Знакомы ли Вам герои рассказа? Где Вы с ними уже встречались? Назовите произведения.
- Отметьте утверждения, с которыми Вы согласны:
· Чтобы говорить одинаково, надо договариваться.
· Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать.
· Надо говорить правду.
· Не надо перед школой играть во дворе или на катке.
· Надо придумывать так, чтобы похвалили.
- В каком утверждении выражен смысл текста? Почему?
· Чтобы говорить одинаково, надо договариваться.
· Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать.
· Надо говорить правду.
· Не надо перед школой играть во дворе или на катке.
· Надо придумывать так, чтобы похвалили.
· Верных утверждений нет.
- Объясните, почему на два предыдущих вопроса Вы ответили по-разному?
- Определите тему текста.
- Определите главную мысль текста.
- К какому жанру можно отнести этот текст? Обоснуйте свой ответ.
- Рассмотрите два кроссворда. Чем они отличаются?
Оцените свои силы и подумайте, какой кроссворд Вы хотите решить. Разгадайте выбранный кроссворд.
1. Чего не хватало на воротнике Мишки?
2. Что лучше: правда или вернее сговариваться?
3. Какой подарок готов был подарить дедушка спасённого мальчика, о котором рассказывал Мишка?
4. Какая игра так увлекла ребят, что они опоздали в школу?
5. Кто предложил придумать уважительную причину?
6. Как правильно записать глагол, в котором ошибся Валерка?
1.Построение произведения, порядок изложения событий, расположение частей.
2.Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему или внутреннему сходству.
3.Образ героя в художественном произведении с ярко выраженными индивидуальными способностями (отношение к себе и людям, поведение, речь, манеры, жесты, портрет и т.д.).
4.Предмет повествования, то, что писатель изображает, о чём пишет в произведении. 5. Слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве или сравнении, часто скрытом.
5.Каждая часть художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия.
6.Создатель какого-либо произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.
Слова для справок: характер, метафора, автор, эпизод, тема, сравнение, композиция.
- Объясните значение устойчивых выражений (фразеологизмов), встретившихся в прочитанном тексте.
ü схватились за голову
ü на душе кошки скребли
ü как по писаному
- Найдите в тексте
ü сравнение
ü эпитет
- Разделите текст на части и составьте план: 1- вариант – вопросный, 2 вариант – номинативный. Обсудите в группах полученные варианты, поменяйтесь планами и подготовьте пересказ текста, опираясь на план одноклассника.
- Почему автор придумал, чтобы мальчики раздельно вошли в класс?
- Почему Раиса Ивановна ахнула, когда Дениска вошёл в класс?
- Почему у Дениски «скребли кошки» после его рассказа?
- Как отреагировала Раиса Ивановна на рассказы мальчиков?
- Как можно охарактеризовать мальчиков, учителя и детей в начале и в конце произведения. Заполните таблицу.
|
Сначала |
Потом |
Дениска и Мишка |
|
|
Раиса Ивановна |
|
|
Одноклассники |
|
|
Слова для справок: весёлые, строгая, безответственные, насмехающиеся, разочарованная, озабоченные, обеспокоенные, боязливые, задумчивые, волнующаяся, осуждающие.
- Какие мысли были у мальчиков в последней части произведения? Одинаково их мнение?
- Если бы автор убрал записку Мишки, мнение Дениса было бы верным?
- Чьего мнения придерживаетесь Вы? Почему?
- Чему учит рассказ?
- Посмотрите короткометражный художественный телевизионный фильм режиссёра Евгения Татарского «Пожар во флигеле». Чем отличается содержание фильма от рассказа?
Работа с предложенным кейсом способствует достижению личностных результатов:
1.гражданско-патриотическое воспитание:
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2.духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
Выполнение заданий кейса способствует формированию метапредметных результатов:
3.познавательные универсальные учебные действия
- работа с информацией:
· находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
· распознавать достоверную и недостоверную информации самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
4.коммуникативные универсальные учебные действия
- общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
5.регулятивные универсальные учебные действия
- самоорганизация:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий.
Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов:
· понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным и художественным текстам;
· владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
1. определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
· строить монологическое и диалогическое высказывания с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
· составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:
— Ровно два.
Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали!
Я подхватил портфель и закричал:
— Бегом давай, Мишка!
И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.
Мишка сказал:
— Не торопись, теперь уже все равно опоздали.
Я говорю:
— Ох, влетит… Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.
Мишка говорит:
— Надо её придумать. А то на совет отряда вызовут. Давай выдумаем поскорее!
Я говорю:
— Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.
Но Мишка только фыркнул:
— У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?
Я говорю:
- Что же делать? Прямо не знаю… Ой, вызовут на совет и родителей пригласят!.. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?
Мишка говорит:
— Это как?
— Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребёнка из этого пожара вытащили, понял?
Мишка обрадовался:
— Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то ещё лучше сказать, как будто лёд на пруду проломился, и ребенок этот — бух!.. В воду упал! А мы его вытащили… Тоже красиво!
— Ну да, — говорю я, — правильно! Но пожар всё-таки лучше!
— Ну нет, — говорит Мишка, — именно что лопнувший пруд интереснее!
И мы с ним ещё немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе. А в раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит:
— Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь воротник без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Все равно уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!
Я сказал Мишке:
— Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?
Но тетя Паша шуганула меня:
— Иди, иди, а он за тобой! Марш!
И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:
— «Птенцы пищат…»
А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами:
«Птенцы пестчат…»
Я не выдержал и рассмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:
— Можно войти, Раиса Ивановна?
— Ах, это ты, Дениска, — сказала Раиса Ивановна. — Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?
Я вошёл в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:
— Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!
А я ещё ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, всё подряд, только чтобы время протянуть:
— Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоем мы, вместе с Мишкой… Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.
А Раиса Ивановна:
— Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!
А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:
— Мы с Мишкой. Да. Вот… Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.
Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко — Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих «птенцов». А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.
— Тише, — сказала она, — дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?
А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:
— Там пожар был!
И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:
— Где пожар?
А я:
— Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит – прямо клубами. А мы идём с Мишкой мимо этого… как его… мимо чёрного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припёр. Вот. А мы идём! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы её за руки, за ноги – спасли. А тут её мама прибегает, говорит: «Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу». А мы с Мишкой говорим: «Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята». Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?
Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьёзные и счастливые.
Она сказала:
— Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди…
И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошёл потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.
— Входи, — сказала она, — входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.
— Ещё как! — говорит Мишка. — Боялся, что вы заругаетесь.
— Ну, раз у тебя уважительная причина, — говорит Раиса Ивановна, — ты мог не волноваться. Всё-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.
Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.
— Ч-ч-человека? — говорит Мишка и даже заикается. — С…с…спасли? А кк…кк…кто спас?
Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:
— Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться… Я уже все рассказал!
И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже всё наврал и чтобы он не подвёл! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу — он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.
— Ну зачем ты это! Ерунда какая…
И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чём не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут чёрт всё-таки дёрнул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:
— А он вовсе не тяжёлый был. Кило десять — пятнадцать, не больше…
Раиса Ивановна говорит:
— Кто? Кто не тяжёлый, кило десять — пятнадцать?
— Да мальчишка этот.
— Какой мальчишка?
— Да которого мы из-подо льда вытащили…
— Ты что-то путаешь, — говорит Раиса Ивановна, — ведь это была девочка! И потом, откуда там лёд?
А Мишка гнёт своё:
— Как — откуда лед? Зима, вот и лёд! Все Чистые пруды замёрзли. А мы с Дениской идем, слышим — кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лёд что? Лёд, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги — и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить…
Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, ещё лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врёт и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьём:
— Ну, тут дедушка нам говорит: «Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку». А мы говорим: «Не надо, мы скромные ребята!»
Я не выдержал и крикнул:
— Только это был пожар! Мишка перепутал!
— Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты всё позабыл.
А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают. Раиса Ивановна ка-ак хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.
Раиса Ивановна говорит:
— Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.
И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: «Вот видишь, надо было говорить правду!»
А он прислал ответ: «Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться».
Виктор Драгунский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.